Зоолатрия
Зоола́трия (от греч. ζωον «животное» + λατρεια «служение, культ»), теротеи́зм (от др.-греч. θήρ «зверь» + + θεός «бог»), анимали́зм (от лат. animalis «звериный») — совокупность обрядов и верований, связанных с религиозным почитанием животных. В современных гуманитарных науках зоолатрия часто рассматривается как одна из первобытных форм религии.
Известны многочисленные исторические и этнографические примеры зоолатрии: почитание медведя в Северной Америке и Северной Азии, ягуара в Южной Америке, тигра и змеи в Южной и Юго-Восточной Азии, акулы в Океании, леопарда в Африке, волка в Европе и т. д.
Истоки зоолатрии
Корни зоолатрии восходят к глубокой древности, когда первобытные охотники совершали магические обряды, надеясь с их помощью добиться успеха в промысле и защитить свою жизнь от опасных хищников. Об этом свидетельствуют наскальные рисунки, обнаруженные в мустьерских и палеолитических пещерах. Материалистическая наука объясняет происхождение зоолатрии бессилием первобытного человека в борьбе с природой.
Зоолатрия взаимосвязана с другими формами первобытной религиозности, в первую очередь — с тотемизмом. Культ животных-предков был одним из наиболее ранних религиозных культов человечества[1]. У некоторых народов животные считались не только основателями рода, но и участниками творения Вселенной. Так, согласно мифологии айнов, разделение суши, воды и неба было осуществлено по заданию верховного бога Пасе камуя трясогузкой[2][3], а по преданию индейцев хайда мир и вовсе возник от криков ворона[4].
Зоолатрия в разных культурах
Зоолатрия была широко распространена в Древнем Египте: каждое племя (впоследствии область — ном) чтило своего покровителя — животное (культ быка Аписа в Мемфисе, кошки Баст в Бубасте, сокола Хора в Эдфу и Летополисе). В египетской религии Нового и Позднего царств и ряде других политеистических религий Древнего мира, в частности — в религии Древней Греции пережитки зоолатрии проявлялись в животных атрибутах божеств (орёл у Зевса, сова у Афины, лань у Артемиды и др.). По замечанию Г. В. Плеханова, «Когда животнообразное (зооморфическое) представление о боге уступает место человекообразному представлению о нём, тогда животное, бывшее прежде тотемом, становится так называемым атрибутом. Известно, например, что у древних греков орёл был атрибутом Зевеса, сова — атрибутом Минервы, и т. д.»[5].
В Ветхом Завете зоолатрия была строго запрещена: "дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира... изображения какого-либо скота, который на земле, изображения какой-либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого-либо [гада,] ползающего по земле, изображения какой-либо рыбы, которая в водах ниже земли; и дабы ты... не прельстился и не поклонился им и не служил им." (Втор. 4:16-19). То же отношение к ней как к нечестию сохранилось в христианстве: "называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся" (Рим. 1:22-23). Некоторая христианская атрибутика, однако, имеет отношение к животным, но связана не с религиозным их почитанием, а с символизмом: Иисус Христос — агнец (ягнёнок, козлёнок) (Ин. 1:29, 36, ср. Ис. 53:7) и рыба (визуализация акронима "Ихтис"), Иисус Навин — «сын рыбы». Святой Дух является в Библии в образе голубя (Мф. 3:16, по свт. Иоанну Златоусту, это символ кротости и чистоты[6]). В иконографии апостолов-евангелистов изображали с животными и в виде животных: Марк — крылатый лев, Иоанн — орёл, Лука — бык. Этот образ восходит к образу Херувимов из таинственных видений (Иез. 1:10, Откр. 4:7) и к его символическому толкованию (одно из самых ранних толкований - у сщмч. Иринея Лионского[7]).
В настоящее время зоолатрия в чистом виде сохраняется в некоторых странах Азии и Африки. Например, в Индии имеет место почитание коровы, змеи, обезьяны, гавиала и т. д. Корова признаётся священным животным большинством индийцев, а в религиозной жизни отдельных этнических групп её молоко к тому же играет мифологическую и ритуальную роль сакрально чистого напитка. Почитаемые животные часто проживают при индуистских храмах, которые нередко посвящены им самим (или божествам и святым, чьими воплощениями они объявляются). Так, в Дешноке на северо-западе Индии при храме Карни Мата проживает множество крыс, считающихся инкарнациями местных жителей[8]. Сознательное причинение вреда священным (как, впрочем, и другим) животным в индийском обществе считается тяжким проступком и карается на законодательном уровне. Стоит упомянуть и тот факт, что значительное число последователей индуизма, джайнизма и буддизма соблюдают обет ахимсы, предполагающий обязательство никогда не совершать насильственных действий в отношении любых живых существ.
В Африке зоолатрия распространена весьма широко, причём по своему происхождению она далеко не всегда связана с тотемизмом (для классических форм которого поклонение тотему вообще отсутствует). Особым почитанием здесь пользуется леопард, связь культа которого с тотемизмом прослеживается лишь в ряде районов (так, в Дагомее леопард считался тотемом королевского клана)[9].
См. также
Примечания
- Токарев С. А. Культовые мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 720 с. — ISBN 5-85270-108-4. — С. 24.
- Мифология айнов // В мире мифов и легенд / Под ред. В. Н. Синельченко, М. Б.Петрова. — СПб.: ТОО «Диаманд», 1995. — 574 с. — ISBN 5-88155-045-5.
- Симонова-Гудзенко Е. К. Айнов мифология // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 1. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 672 с. — ISBN 5-85270-241-2. — С. 53.
- Топоров В. Н. Космогонические мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2-х т. Т. 2. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. — 720 с. — ISBN 5-85270-108-4. — С. 8.
- Плеханов Г. В. Сочинения. Т. XVII. — М., 1923—1927. — С. 220.
- Мф. 3:16 - Иоанн Златоуст свт. (недоступная ссылка)
- Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. Книга 4. Глава XI. Доказательства из Евангелия Св. Иоанна. Евангелий четыре — ни более, ни менее. (недоступная ссылка)
- Карни Мата
- Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 4-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 576 с. — С. 46, 148.