Талмудический иудаизм

Талмуди́ческий иудаи́зм (раввинисти́ческий иудаи́зм, раввини́зм) — основная форма иудаизма с VI века, с периода завершения кодификации Вавилонского Талмуда в качестве наиболее авторитетного толкования Устной Торы. Начал формироваться после разрушения второго Храма в условиях, когда ритуальные жертвоприношения и многие другие древние еврейские религиозные обряды стали невозможны.

В основе раввинизма лежит вера в то, что синайское откровение (см. десять заповедей), наряду с Пятикнижием Моисеевым, содержало и его устную интерпретацию или принципы интерпретации, которые передавались из поколения в поколение, пока не были записаны в лаконичной форме в виде Мишны и других сборников Барайты — положений устного закона, не вошедших в записанную Мишну.

Именно от раввинизма ведут своё происхождение все основные течения современного иудаизма. Несмотря на глубокие различия в подходе к галахе между ними и на разное отношение к пересмотру решений, принятых авторитетами прошлого, все они основаны на раввинистической традиции и методе анализа. Исторически раввинизм противопоставляют караимизму, не признающему авторитет Устной Торы и её принципов интерпретации. В ретроспективе «раввинистическим» называют и иудаизм ранних веков Новой эры (до завершения Талмуда), пришедший на смену библейскому иудаизму в новых условиях.

Последователей раввинизма иногда называют «раввинистами» («раббанистами», «раббанитами», от ивр. רבניים мн. ч. раббаним, ед. ч. раббани).

Название «раввинист» в качестве антонима слову «караим» было широко распространено в те времена, когда значительная часть иудеев исповедовало караимизм (IX-XIII века) и употреблялось как караимами, так и раввинистами (см. «Кузари»). С закатом караимского иудаизма термин стали употреблять[1] реже, так как почти все иудеи являются раввинистами.

В Караимско-русско-польском словаре под редакцией Н. А. Баскакова, А. А. Зайончковского, С. М. Шапшала (1974) — караимский вариант слова «раббани» («раббан») переводится как «еврей», а его производные «раббанка» — как «еврейка» и «раббанлык» — как «иудаизм». Таким образом, исторические антираввинистские высказывания караимов, имеющие религиозную почву, могут быть истолкованы и как антиеврейские, что отражает мнение составителей словаря о нееврейском происхождении караимов и отличии караимизма от иудаизма.

Примечания

  1. «Будучи в Иерусалиме, я обратился к братьям нашим раввинистам и к самому известному среди них учёному Арону Зехарья Азулаи, который заведовал хранилищем старинных книг иерусалимских раввинистов». // Авне Зиккарон А. Фиркович. Вильна, 1872.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.