Севириане (миафизитство)
Севириа́не — течение в миафизитстве, последователи и почитатели антиохийского патриарха миафизитов Севира.
Общая характеристика
Севирианство, как позднее направление среди сторонников христологии Александрийской богословской школы, принято в древневосточных Коптской и Сирийской православных церквях. Сформировалось в 519 г. после низложения миафизитских иерархов прохалкидонскими императорами Византии.
Распространено мнение Преподобного Максима Исповедника, что севириане на фоне других миафизитов являются наиболее заблуждающимися и близкими к монофизитству еретиками, причём полностью и непоправимо отпавшими от Церкви - точно так же, как иудеи. Но, в отличие от иудеев, согласно Максиму, севириане не предназначены Богом к Спасению. Однако существует и противоположное мнение. Севир никогда не выступал против исповедания двух естеств на Халкидонском соборе, но говорил: «Никто не выставляет против него такого бессмысленного обвинения, и сами мы признаем во Христе два естества — сотворенное и несотворенное». Севир отвергал халкидонизм за непринятие последним христологической формулы святого Кирилла Александрийского. Казалось бы, если считать, что термином "природа" Севир обозначал не то, что халкидониты, а "ипостась", учение его мало отличалось от учения неохалкидонитов, которое поддерживал и сам Максим Исповедник. Но Максим, великолепно зная труды Кирилла, показал, что термины и формулировки, позаимствованные Севиром у Кирилла Александрийского, имеют у Кирилла другое значение и не приводят к такому смешению понятий, как у Севира. По сути, как признавал и Максим Исповедник, севирианство является попыткой создания промежуточной формы между классическим миафизитством и халкидонизмом, но Максим считал это "глупостью", причём, в отличие от допущенного как вариант Православия при определённых условиях Вторым Константинопольским собором классического миафизитства, неприемлемой для признания Православием как доктрины сестринской церкви. Максим рассматривал Севира как ученика Аполлинария Лаодикийского Младшего и Евтихия, а их ересь считал источником моноэнергизма и монофелитства, поскольку и по вопросам об одной или двух волях и едином действии Христа, и, главное, по вопросам взаимоотношений государства как всегда выражающего Божью волю (а православные считали выражение воли Бога государством только часто недостижимым идеалом) и Церкви монофелитство было полностью согласно с Севиром. Максим наиболее ожесточённо нападал на севирианство тогда, когда он соблюдал указ патриарха Сергия о запрете спорить о моноэнергизме. Но поскольку при этом сам Максим Исповедник стал жертвой наиболее жестоко преследовавших севирианство монофелитов (многие из которых были отступниками от севирианства, и богословские отличия которых от халкидонитов севириане не признают), то как "враг врага" и "жертва врага" Максим севирианами никогда не анафематствовался.[1]
Миафизитская доктрина севириан учит не только о различии свойств божеских и человеческих во Христе при единой природе, но и, как и халкидонское диофизитство, учит о тленности Тела Христова. Подобное воззрение возникло вследствие полемики Севира с миафизитским епископом Юлианом Галикарнасским, так же как и Севир низложенным с кафедры имперской властью и укрывавшегося в Египте.
Юлиан Галикарнасский и его последователи, придерживаясь крайних, близких к реальному монофизитству воззрений, учили об изначальной природной нетленности Тела Христова, что подводило к мысли об иносущии его людям, почему севериане называли юлианистов «автардокетами». Юлианисты же, в свою очередь, обзывали севириан «фтартолатрами» (тленнопоклонниками), почитая нелепостью поклоняться тленному веществу.
Такими образом, севирианство и юлианизм представляют собой две противоположные партии внутри миафизитства, и многие их положения равно анафематствуются как ереси Армянской апостольской церковью, сохранившей дохалкидонское классическое миафизитство, согласно которому Тело Христово тленно по природе, однако нетленно по соединению с Божеством.
Действительно, после того, как Второй Константинопольский собор признал формулу святого Кирилла в православном понимании, севириане (в отличие от Армянской апостольской церкви, оставшейся на позициях классического миафизитства и бывшей с халкидонитами в унии в VII веке, а затем неоднократно предпринимавшей попытки объединиться на условиях этого собора) самостоятельно не пытались объединиться с православными византийской традиции. Связано это, в том числе, с тем, что несмотря на попытки Севира объединиться с халкидонитами, севирианские церкви, в отличие от халкидонитов и ААЦ, спорящих между собой о правильном толковании работ одних и тех же Святых Отцов, признают святыми и основоположниками и Севира Антиохийского, и Диоскора Александрийского.[2]
Литература
Научно-богословская литература
- на русском языке
- Болотов В. В. «Лекции по истории древней Церкви». Том 4
- Давыденков О. В., иерей Христологическая система Севира Антиохийского Архивная копия от 13 августа 2014 на Wayback Machine М: Изд-во ПСТГУ, 2007. — 328 с. ISBN 978-5-7429-0257-7. УДК:27. ББК:86.372
- Карташёв А. В. Вселенские Соборы. Париж, 1963
- на других языках
- Jean Meyendorff. Le Christ dans la Theologie Byzantine. Paris, 1968. (На английском: John Meyendorff. Christ in the Eastern Christian Thought. New York, 1969. Русский перевод: Прот. Иоанн Мейендорф. «Иисус Христос в восточном православном богословии». М., 2000.)
Миафизитское богословие
- H.H. Pope Shenouda III «THE NATURE OF CHRIST»
- MAIN DOCTRINES AND PRACTICE OF THE CHURCH — Ethiopian Orthodox Tewahedo Church
Примечания
- Взгляд Максима на христологию Севира. // Ларше. Ж. К. Преподобный Максим Исповедник. Письма
- Артур Георгий Сологян. Учение о лике Господа нашего Иисуса Христа.