Онрё
Онрё (яп. 怨霊 онрё:, буквально "мстительный дух", иногда переводится как "гневный дух"[1]) — в японских традиционных верованиях и литературе — призрак (юрэй), который способен причинять вред в мире живых, ранить или убивать врагов или вызывать стихийные бедствия ради мести за несправедливость, проявленную к нему при жизни, а затем забрать души погибших из умирающих тел.
Этот термин пересекается со словом горё (яп. 御霊), за исключением того, призрак-горё не всегда гневается[1].
Происхождение
Происхождение онрё неясно, свидетельства веры в их существование встречаются уже в VIII веке, они основываются на идее, что могущественные и разъярённые души умерших могут как-то влиять на живых, в том числе приносить им вред или даже убивать. Древнейший известный культ онрё возник после смерти принца Нагаи в 729 году[1]; первая запись об одержимости духом онрё, влияющим на здоровье, найдена в хронике «Сёку нихонги» (797 год), там говорится, что «душа Фудзивары Хироцугу причинила Гэмбо смертельный вред» (Хироцугу был казнён за мятеж против монаха Гэмбо)[2][3].
Исторические примеры
Традиционно в Японии считалось, что онрё, движимый жаждой мести, способен не только причинить смерть своему врагу, как в случае с мстительным духом Хироцугу, которого считают ответственным за убийство монаха Гэмбо[4], но и вызывать стихийные бедствия, такие как землетрясения, пожары, штормы, засуха, голод и эпидемии[1] (как в случае духа принца Савары, озлобленного на своего брата, императора Камму[5]). Месть, совершаемая сверхъестественными силами, называется татари (яп. 祟り)[1].
Принц Ямабэ (Будущий Император Камму) выдвинул против своего брата Савары обвинения в заговоре с целью завладеть троном и приказал отправиться в ссылку в провинцию Авадзи. По дороге в Авадзи Савара перестал есть и умер от голода. По мнению ряда учёных, перенос Камму столицы в Нагаокакё, а оттуда в Киото, был совершён в попытке избежать гнева Савары[5]. Неудачи, однако, продолжились, и император попытался снять проклятие, совершив буддийские обряды в знак уважения и даровав принцу Саваре посмертный титул императора[5].
Другим примером умиротворения духа онрё является случай Сугавара-но Митидзанэ, который был обвинён в придворных интригах и умер в изгнании. После его смерти Киото поразила чума, убившая среди прочих сыновей императора Дайго, ливни и смертоносные молнии. Суд попытался прекратить месть духа Митидзанэ, восстановив его в должности[1]. Позже в его честь было воздвигнуто святилище Китано-Тэммангу, а сам он стал божеством Тэндзином.
В культуре
Героиня истории Ёцуя Кайдан Оива также стала онрё после того, как её семейное счастье было разрушено завистницей. В этой истории муж остаётся невредимым, однако он становится объектом мести онрё. Оива не наносит ему физических увечий, но мучает психологически.
В рассказе «Как жена стала мстительным призраком и как её гнев был отвращён прорицателем» из средневековой коллекции Кондзяку моногатари-сю мужчина бросает свою жену, после чего её находят мёртвой. Муж, опасаясь возмездия её духа, просит прорицателя о помощи. Тот учит мужчину, что он должен оседлать труп, схватив его за волосы, и держаться изо всех сил, так как призрак будет пытаться его скинуть. Мужчина делает это, призрак жалуется на то, какой он тяжёлый, и выходит из дома, чтобы найти кого-то (предположительно, своего мужа), но через день сдаётся и возвращается в дом, после чего прорицатель завершает изгнание призрака с помощью заклинания[6][7].
В истории «О нарушенном обещании» из провинции Идзумо, написанной Лафкадио Херном, самурай клянётся своей умирающей жене никогда больше не жениться. Вскоре он нарушает это обещание, и призрак предупреждает его, а затем убивает молодую невесту, отрывая ей голову. Стражники преследуют привидение и одним взмахом меча, читая буддийскую молитву, уничтожают его[8].
Онрё является частью жанра J-Horror (с англ. — «японскиие ужасы»), наиболее заметными из которых являются Садако Ямамура и Каяко Саэки из франшиз «Звонок» и «Проклятие» соответственно. Персонажи в этих работах — почти исключительно женщины, которых обидели в жизни, из-за чего они вернулись в облике онрё[9].
Примечания
- Grappard, Allan G. (1988), Religious practices, in Hall, John Whitney, The Cambridge History of Japan, vol. 2, с. 559–, ISBN 978-0521223539, <https://books.google.com/books?id=eiTWWfoyuyAC&pg=PA560>
- Suzuki, 2011, 135 (note 2 to Chapter 2)
- McCullough, 1973, p. 97
- McCullough, William H. (1973), Spirit Possession in the Heian Period, Studies on Japanese Culture (日本文化研究論集) Т. 1: 97, <https://books.google.com/books?id=qLAdAQAAMAAJ>; (Also printed in Nihon Bunka Kenkyū Kokusai Kaigi gijiroku (日本文化研究国際会議議事錄) (Volume 1, 1973, pp. 350- (p.356)
- Suzuki, Yui. Medicine Master Buddha: The Iconic Worship of Yakushi in Heian Japan. — BRILL, 2011. — P. 29–31. — ISBN 978-9004196018.
- Ages ago; thirty-seven tales from the Konjaku monogatari collection. — Harvard University Press, 1959. — P. 72.
- Один из текстов, цитируемых Джонсом: Haga, Yaichi (芳賀矢一), ed. (1921), Kōshō konjaku monogatari shū, vol. 3, с. 106, <http://dl.ndl.go.jp/info:ndljp/pid/945416>
- Hearn, Lafcadio (1901), Of a Promise Broken, A Japanese miscellany, Little, Brown, с. 15–26
- O'Sullivan, Dan Japan's Onryō Spirits Inhabit a Purgatory of Revenge and Cosmic Rage (англ.). Atlas Obscura (27 октября 2020). Дата обращения: 4 мая 2021.
Литература
- Iwasaka, Michiko and Toelken, Barre. Ghosts and the Japanese: Cultural Experiences in Japanese Death Legends, Utah State University Press, 1994. ISBN 0-87421-179-4