Коронация Николая II и Александры Фёдоровны

Корона́ция (свяще́нное коронова́ние) импера́тора Никола́я II Алекса́ндровича и императри́цы Алекса́ндры Фео́доровны — последняя коронация императора и его супруги в Российской империи. Состоялась во вторник 14 (26) мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля. (День накануне, 13 мая, был Духовым днём).

Л. Туксен. «Коронация Николая II в Успенском соборе Московского Кремля 14 мая 1896 года». 1898. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Священное коронование

Торжественная процессия в Кремле. Слева, в почётном карауле лейб-гвардии Кавалергардского полка — Карл Маннергейм

Священнодействие началось в 10 часов утра на специальном возвышенном помосте, установленном посреди собора. Непосредственно пред началом коронования император воссел на трон царя Михаила Феодоровича, императрица Мария Фёдоровна — на трон царя Алексия Михайловича Тишайшего, императрица Александра Фёдоровна — на трон великого князя Иоанна III[1].

Все священнодействия коронования совершал первенствующий член Святейшего правительствующего синода митрополит Санкт-Петербургский Палладий (присутствие Синода на время коронации было перенесено в Москву). Затем последовала литургия, в совершении которой означенному митрополиту сослужили митрополит Киевский Иоанникий (Руднев) и Московский Сергий (Ляпидевский). В конце литургии было совершено помазание Императора и Императрицы святым миром и затем причащение Святых Таин. Государь приобщался в алтаре, у Трапезы по царскому чину (отдельно Тела и Крови). В служении литургии, среди прочих, принимал участие праведный Иоанн Кронштадтский[2].

Иллюминация в Кремле по случаю коронационных торжеств

После священнодействия, в тот же день, в Грановитой палате Кремля состоялась Царская трапеза, на которой присутствовали приглашённые лица из числа российских подданных, иностранным же представителям по традиции было предложено угощение в других местах дворца. 15 мая, в 10.30 утра, состоялся высочайший приём чрезвычайных послов и посланников, прибывших после 10 мая. С 11.30 утра до 3 часов пополудни император и императрица в Андреевском тронном зале принимали поздравления от депутаций со всей России.

Подготовка и сопутствующие мероприятия

1 (13) января 1896 года был издан Высочайший манифест «О предстоящем Священном Короновании Их Императорских Величеств», согласно которому церемония коронации должна была состояться в мае[3]. К этому времени Именным Высочайшим указом Правительствующему сенату в Москву были призваны сословные и другие представители Российской империи[4]. Обязанности по приготовлению к Коронации Именным Высочайшим Указом были возложены на Министерство Императорского двора, на базе которого были организованы Коронационная комиссия и Коронационная канцелярия[5].

Большой театр в праздничном убранстве

Все дни с 6 мая по 26 мая 1896 года были объявлены коронационным периодом. 25 мая праздновался день рождения императрицы Александры Фёдоровны. 26 мая был издан Высочайший Манифест, изъявлявший признательность монарха жителям Москвы.

«План г. Москвы с обозначением мест пребывания ВЫСОЧАЙШИХ Особ, Представителей Иностранных Государств, Главноначальствующих и Высокопоставленный лиц имеющих прибыть в Москву во время Священ. Коронования ИХ ИМПЕРАТОРСКИХ ВЕЛИЧЕСТВ в Мае мес, 1896 г. Для руководства чинов Московского Почтамта, назначенных во время Священного Коронования к разным обязанностям», составленный Московским Почт-Директором Действ. Ст. Совет. К. Радченко

Всем лицам, участвующим 9 мая 1896 года в церемонии торжественного въезда императорской четы в Москву, предлагалось прибыть в Москву не позднее 5 мая того же года. В соответствии с высочайше утверждённым церемониалом[6], торжественный въезд совершался от Петровского дворца по Петербургскому шоссе и далее по Тверской-Ямской и Тверской улицам.

Все распоряжения по приготовлению к торжествам были возложены на министра императорского двора графа И. И. Воронцова-Дашкова. В звание верховного маршала был облечён граф К. И. Пален, в звание верховного церемониймейстера — князь А. С. Долгоруков. Обязанности герольда исполнял чиновник Сената Е. К. Прибыльский. Был сформирован коронационный отряд в числе 82 батальонов, 36 эскадронов, 9 сотен и 28 батарей — под главным начальством великого князя Владимира Александровича, при котором был образован особый штаб с правами Главного Штаба во главе с генерал-лейтенантом Н. И. Бобриковым[7]. Владимир Александрович прибыл в Москву и вступил в командование 3 мая 1896 года[8].

«Объявление» о священном короновании императора Николая Александровича и императрицы Александры Фёдоровны, имеющем состояться 14 мая 1896 г. Из фондов ГА РФ

В апреле 1896 года из Петербурга в Москву было привезено столовой утвари более 8 000 пудов, причём одних только золотых и серебряных сервизов — до 1 500 пудов. В Кремле была устроена специальная телеграфная станция на 150 проводов для соединения со всеми домами, где жили чрезвычайные посольства[9].

На Воробьёвых горах, на том самом месте, где ранее находился Воробьёвский дворец, а позднее в 1817 году началось строительство храма Христа Спасителя по проекту Карла Витберга, для любования венценосной пары красотами Первопрестольной был возведен особый «царский павильон».

6 мая (день рождения Николая II) император и императрица прибыли на Смоленский вокзал Москвы, где были встречены членами императорской семьи, сановниками и чиновниками империи и толпами народа. Генерал-губернатор Москвы родной дядя императора великий князь Сергей Александрович, женатый на родной сестре императрицы Елизавете Фёдоровне, прибыл вместе с четой, так как он встретил императора и императрицу на станции Клин[10]. С вокзала императорская чета проследовала в закрытой карете в Петровский дворец.

Масштабом и пышностью приготовления значительно превосходили прежние коронации[11].

«Царский павильон» на Воробьевых горах. Открытка конца XIX века.
Юбилейный коронационный рубль. 1896 г.
Коронование Александры Федоровны.

7 мая императорская чета в Петровском дворце принимала в торжественной аудиенции его светлость Эмира Бухарского Сеид-Абдул-Ахад-Хана с сыном-наследником, а также его высокостепенство Хана Хивинского Сеид-Могамет-Рахим-Богадур-Хана[12].

8 мая на Смоленский вокзал прибыла вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, которую встречала императорская чета при огромном стечении народа[13]. Вечером того же дня пред Петровским дворцом была устроена в Высочайшем присутствии серенада, исполненная 1.200 человек, среди которых были хоры Императорской русской оперы, ученики консерватории, члены русского хорового общества и другие[14].

9 мая состоялся торжественный въезд: первым ехал полицеймейстер Ефимович со взводом жандармов, следом императорский конвой, вереница карет с сановниками, за которыми следовали кавалергарды, императорский личный конвой, сотня лейб-казачьего Его Величества полка по шести в ряд и так далее.

В день коронации, в Петербурге во всех храмах были отслужены литургия и благодарственные молебствия; столичные храмы не могли вместить всех богомольцев, ввиду чего были отслужены молебны также и на площадях у ряда соборов и некоторых церквей, а также в Конно-гвардейском манеже[15].

Утром 16 мая куртаг в Кремлёвском дворце явился первым балом, открывшим ряд торжеств и балов.

В своем дневнике Николай II так описал происходившее в эти дни:

13-го мая. Понедельник.

Проснулись с чудесной погодой. К сожалению погулять не успел из-за докладов Лобанова и Горемыкина. Пошли к обедне в 11 ч. Завтракали с Мама и д. Фреди. Гуляли с ними. Сожалели очень покинуть Александрию; именно в ту минуту когда погода стала летнею и зелень начала быстро развиваться. В 3 1/2 уехали в Москву и поселились в Кремле в наших прежних комнатах. Пришлось принять целую армию свит наехавших принцев. В 7 ч. пошли со всем семейством ко всенощной к “Спасу за золотою решеткою”. Обедали в 8 1/2 у Мама и ушли пораньше к себе. Исповедались в спальне.

Да поможет нам милосердный Господь Бог, да подкрепит он нас завтра и да благословит на мирно-трудовую жизнь!!!

14-го мая. Вторник.

Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. С 8 ч. утра были на ногах; а наше шествие тронулось только в 1/2 10. Погода стояла к счастью дивная; Красное Крыльцо представляло сияющий вид. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!! Вернулись к себе в половину второго. В 3 часа вторично пошли тем же шествием в Грановитую палату к трапезе. В 4 часа все окончилось вполне благополучно; душою, преисполненною благодарностью к Богу, я вполне потом отдохнул. Обедали у Мама, которая к счастью отлично выдержала все это длинное испытание. В 9 час. пошли на верхний балкон, откуда Аликс зажгла электрическую иллюминацию на Иване Великом и затем последовательно осветились башни и стены Кремля, а также противоположная набережная и Замоскворечье.

Легли спать рано.[16].

26 мая была учреждена памятная серебряная медаль «В память коронации Императора Николая II».

Народные гуляния

Рано утром 18 мая, в день «народного праздника»[17] на Ходынском поле в честь коронации, из-за давки погибли люди: по официальным данным, погибли 1389 человек и 1300 получили тяжёлые увечья, по неофициальным — 4000[18]. Официальный правительственный орган 19 мая 1896 года печатал телеграмму из Москвы, гласившую: «Москва, 18-го мая. Блистательное течение коронационных торжеств омрачилось прискорбным событием. Сегодня, 18 мая, задолго до начала народного праздника, толпа в несколько сот тысяч двинулась так стремительно к месту раздачи угощения на Ходынском поле, что стихийною силою своею смяла множество людей <…>»[19]. Мероприятия по случаю коронации продолжились согласно программе: в частности, вечером того же дня состоялся бал у французского посла[20]. Государь присутствовал на всех запланированных мероприятиях, включая бал, что было воспринято неоднозначно[21].

Трагедию на Ходынке сочли мрачным предзнаменованием для царствования Николая II[22][23][24][25], а в конце XX века она приводилась некоторыми в качестве одного из доводов против его канонизации (2000 год)[26].

Охрана и попытки покушения

Подготовительные мероприятия начались в декабре 1895 года, когда начальник охраны императора — дворцовый комендант П. А. Черевин посетил Москву на совещании с высшими чиновниками города рассмотрел основные организационные вопросы. В начале 1896 года из Петербурга в Москву выехали почти все чины дворцовой полиции (208 человек), после смерти Черевина работу по охране возглавили новый дворцовый комендант П. П. Гессе и начальник дворцовой полиции генерал Е. Н. Ширинкин. Ими ещё раз были тщательно осмотрены все здания, задействованные в коронации, проверены водопровод и канализация (ранее всё это сделала московская полиция), распределены посты охраны, разработана система билетов на коронационные мероприятия и персонально назначены лица, ответственные за их выдачу. Был тщательно проверен весь вольнонаемный персонал, привлекаемый к коронации.

На период коронации для несения караульной и охранной службы в Москву прибыли в полном составе два элитных воинских формирования: Собственный Его Императорского Величества Конвой (579 человек) и Сводный гвардейский батальон (495 человек). В полном составе была задействована вся московская полиция и её филерская служба. По рекомендациям полицейских чинов из наиболее благонадёжных московских обывателей была создана многотысячная «добровольная охрана», которая заполняла вся первые ряды в публике на маршрутах проездов царя по улицам Москвы и на торжественных мероприятиях.[27]

Во время коронационных торжеств не состоялось террористических актов, хотя о подготовке как минимум одного из них известно: студент Иван Распутин создал кружок из 35 студентов, которые планировали закидать торжественную процессию бомбами либо с одной из колоколен, либо из окон. Заговорщики оборудовали лабораторию по кустарному изготовлению динамита, изготовили несколько бомб и в апреле 1895 года в окрестностях Москвы испытали 4 бомбы. В раскрытии кружка Распутина большую роль сыграла агент Охранного отделения Зинаида Гернгросс. 4 мая 1895 года московским охранным отделением были арестованы все 35 членов террористической группы. Позднее они были осуждены к разным срокам каторги и тюрьмы.[28]

Кинематограф

На коронации французский журналист Камилл Серф был единственным, кто производил документальную съёмку.

Галерея

Примечания

  1. В память священного коронования их императорских величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны. Со множеством иллюстраций лучших художников. — СПб.: Книгоизд. Герман Гоппе, 1896, Часть II, стр. 182.
  2. «Правительственный вестник». 16 мая 1896, № 105, стр. 6.
  3. О предстоящем Священном Короновании Их Императорских Величеств : Высочайший манифест // Полное собрание законов Российской Империи, собрание 3. — Т. 16. — С. 1.
  4. О призвании в город Москву ко времени Священного Коронования Их Императорских Величеств, сословных и других представителей Российской Империи : Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату // Полное собрание законов Российской Империи, собрание 3. — Т. 16. — С. 1.
  5. О возложении на Министра Императорского Двора всех распоряжений по приготовлению к предстоящему Коронованию Их Императорских Величеств : Именной Высочайший указ Правительствующему Сенату // Полное собрание законов Российской Империи, собрание 3. — Т. 16. — С. 2.
  6. Высочайше утверждённый церемониал торжественного въезда в первопрестольный град Москву перед священным коронованием их императорских величеств государя императора Николая Александровича самодержца всероссийского и государыни императрицы Александры Феодоровны. // «Прибавление к № 91 газеты „Правительственный вестник“ 24-го апреля 1896 года». стр. 1 (подробное описание плана церемонии торжественного въезда); текст повторно напечатан в № 92 того же издания вместе с церемониалом священного коронования.
  7. «Правительственный вестник». 4 (16) мая 1896, № 98, стр. 3.
  8. «Правительственный вестник». 5 (17) мая 1896, № 99, стр. 2.
  9. Приготовление к коронационным торжествам // «Санкт-Петербургские ведомости». 24 апреля (6 мая) 1896, № 111, стр. 4.
  10. «Санкт-Петербургские ведомости». 8 мая 1896, № 125, стр. 1.
  11. Москва перед коронацией // «Санкт-Петербургские ведомости». 8 мая 1896, № 125, стр. 2.
  12. «Правительственный вестник». 9 мая 1896, № 101, стр. 3; «Правительственный вестник». 11 мая 1896, № 102, стр. 1. (титулы и написание имён — по источнику)
  13. Коронационные дни в Москве // «Санкт-Петербургские ведомости». 10 (22) мая 1896, № 127, стр. 1.
  14. Накануне коронации // «Санкт-Петербургские ведомости». 11 (23) мая 1896, № 128, стр. 1—2.
  15. 14 мая в Петербурге // «Санкт-Петербургские ведомости». 16 (28) мая 1896, № 132, стр. 6.
  16. Николай II. Дневник. М.: «Захаров» 512стр., 2007 ISBN 5-8159-0663-8 ISBN 978-5-8159-0663-1 (Полный текст дневника Николая II за последние пять с половиной лет его жизни.)
  17. «Народный праздник» — официальное название мероприятий на Ходынском поле 18 мая 1896 года: Народный праздник по случаю священного коронования их императорских величеств государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Феодоровны. Описание увеселений на праздник. М., 1896.
  18. Ходынская катастрофа // Энциклопедия «Кругосвет».
  19. «Правительственный вестник», 19 (31) мая 1896, № 108, стр. 3 (телеграммы).
  20. «Правительственный вестник», 21 мая (2 июня) 1896, № 109, стр. 3.
  21. Так, оппозиционный политик В. П. Обнинский в начале 1910-х утверждал в своей книге: «<…> Впечатление было потрясающее, особенно в простонародье, разнесшем преувеличенные слухи далеко, по самым глухим деревням. Все были уверены, что царь отменит остававшиеся балы и праздники <…> Но Николай сделал только новый ряд промахов <…>» (Обнинский В. П. Последний Самодержец. Очерк жизни и царствования императора России Николая II-го. — Eberhard Frowein Verlag, Berlin, [1912], стр. 61.)
  22. Толпа! Урок истории — Ходынка// Журнал «Национальная безопасность» (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2010. Архивировано 4 марта 2016 года.
  23. В русской литературе: в 1908 году Константин Бальмонт писал: «Кто начал царствовать Ходынкой, тот кончит, встав на эшафот», а позже Валентин Пикуль вспомнит об этом в историческом романе «Теперь меня терзает аналогия: не есть ли эти катакомбы трупов Ходынки предзнаменование новой революции — русской, способной заново потрясти весь мир, и тогда короны посыплются на мостовые Европы, словно дешевые каштаны» (Роман «Нечистая сила»)
  24. Ионина Н. А., Кубеев М. Н. 100 великих катастроф
  25. Один день Николая Александровича // Коммерсант Власть
  26. О канонизации Николая II
  27. Зимин И. В. Организация охраны Николай II во время коронационных торжеств 1896 года. // Военно-исторический журнал. — 2007. — № 7. — С.60-62.
  28. Спиридович А. И. Записки жандарма. — Репринтное воспроизведение издания 1930 г. — М.: Художественная литература; Фонд творческих инициатив, 1991. — ISBN 5-280-02363-9. — Глава V.

Литература

  1. «Правительственный вестник», 16 мая 1896, № 105, стр. 5—7 (детальное описание церемонии и священнодействия 14 мая 1896 года в Кремле).
  2. В память священного коронования их императорских величеств Николая Александровича и Александры Феодоровны. Со множеством иллюстраций лучших художников. — СПб.: книгоиздательство Герман Гоппе, 1896, Часть I и Часть II в общем переплёте, с раздельной пагинацией (исторический очерк Е. Е. Голубинского «Царское венчание в допетровской Руси»; очерк о коронованиях российских монархов от Екатерины I до Александра III; описание регалий, утвари, помещений, церемонии, приёмов, парадов, трапез, участников, гостей и организаторов торжеств 1896 года).
  3. Коронационный сборник с соизволения его императорского величества государя императора издан Министерством императорского двора. (надпись на обложке: «Коронованы в Москве. 14 мая 1896 года») — Составлен под редакцией В. С. Кривенко. СПб, 1899, Тома I и II (иллюстрации Н. Самокиша, Е. Самокиш-Судковской, С. Васильковского; приложение воспроизведений с оригиналов: А. Бенуа, В. Васнецова, К. Лебедева, В. Маковского, И. Репина, А. Рябушкина, В. Серова. Том I-й содержит 2 части: «Исторический обзор русских коронаций» и «Священное коронование государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Феодоровны». Том II-й содержит: фотографии с текстом, правительственный документы, приглашения, программы, билеты, полные списки участников и гостей мероприятий).
  4. Народный праздник по случаю священного коронования их императорских величеств государя императора Николая Александровича и государыни императрицы Александры Феодоровны. Описание увеселений на праздник. М., 1896 (описание программы «народного праздника» на Ходынском поле).
  • Слюнькова И. Н. Проекты оформления коронационных торжеств в России XIX века. — М., Буксмарт, 2013 438 с. ISBN 978-5-906190-9

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.