Вторжение боевиков в Дагестан

Вторжение боевиков в Дагестан, также известное как Дагестанская война[10] (фактически считается началом Второй чеченской войны) — вооружённые столкновения, сопровождавшие ввод базировавшихся на территории Чечни отрядов «Исламской миротворческой бригады» под командованием Шамиля Басаева и Хаттаба на территорию Дагестана 7 августа — 14 сентября 1999 г[11]. Первоначально отряды боевиков вошли в Ботлихский (операция «Имам Гази-Мухаммад» — 7—23 августа), а затем в Новолакский район Дагестана (операция «Имам Гамзат-бек» — 5—14 сентября)[12].

Вторжение боевиков в Дагестан
Основной конфликт: Вторая чеченская война

Дата 7 августа14 сентября 1999
Место Россия, Дагестан: Цумадинский, Ботлихский, Буйнакский, Новолакский районы
Итог Победа федеральных войск, отступление террористов в Чечню;
Начало Второй чеченской войны
Изменения Ликвидация Отдельной исламской территории
Противники

 Россия

При поддержке:

Командующие

Борис Ельцин
Владимир Путин
Виктор Казанцев
Геннадий Трошев
Владимир Шаманов
Александр Баранов
Михаил Лабунец
Адильгерей Магомедтагиров
Магомед Омаров
Гейдар Гаджиев
Гаджи Махачев
Саид Амиров

Шамиль Басаев
Хаттаб[5]
Рамзан Ахмадов
Адам Умалатов
Абу Джафар
Хункар-Паша Исрапилов
Арби Бараев
Абдул-Малик Межидов
Хута Ахмадов
Магомед Цагараев
Руслан Хайхороев
Бауди Бакуев
Ширвани Басаев
Абу Зарр аш-Шишани (Герат)
Гариб Шишани
Исмаил Эскиев (Баграм)
Мухаммад Гулуев (Мухаммад Аргунский)
Абдуррахман аз-Зарки[6]
Лёма Башаев
(Абдурахман Гойтинский)
Умар Эдилсултанов (Умар Карпинский)
Багаутдин Кебедов[5]
Адалло Алиев[7]
Расул Макашарипов
Сиражудин Рамазанов
Раппани Халилов
Магомед Тагаев[5]

Силы сторон

17 000 военнослужащих,
4 000 ополченцев[1]

до 1500 боевиков в начале августа,
более 10 000 боевиков к концу сентября[8]

Потери

Официальные данные:
279 погибших,
800 раненых[8]

Официальные данные:
2500 убитыми[9]

     Медиафайлы на Викискладе

    Предпосылки

    Проникновение в Дагестан идей радикального исламского течения — ваххабизма — началось ещё в конце 1980-х годов[13]. Одним из представителей дагестанских ваххабитов был Багаутдин Кебедов, установивший во время Первой чеченской войны тесные контакты с арабским наёмником Хаттабом и чеченскими полевыми командирами[13]. После гибели Джохара Дудаева в 1996 году и окончания Первой чеченской войны сторонники ваххабизма стали стремительно завоёвывать позиции в Чечне, чему способствовала политика президента ЧРИ Зелимхана Яндарбиева[13]. Сам Яндарбиев отмечал: «Я всегда верующий был. Если б я таким не был, то не ввёл бы шариат в Чечне за те девять месяцев, что был президентом. Хотя почти все руководство не хотело, чтобы я так поспешно вводил шариат»[14].

    В 1997—1998 годах в Чечне получило политическое убежище несколько десятков (по другим данным — несколько сотен) дагестанских исламистов. Часть из них воевала на стороне сепаратистов во время Первой чеченской войны, другие участвовали в дагестанском салафитском подполье, за что в самом Дагестане находились в розыске. Вышеупомянутый Багаутдин Кебедов при материальной поддержке чеченских полевых командиров создал и вооружил автономные боевые формирования. Он объявил о намерении превратить Дагестан в независимое исламское государство и начал подготовку вооружённой борьбы против «пророссийского» руководства республики[13]. Он сформировал некое подобие правительства в изгнании, назвав его Исламской шурой Дагестана. При участии Кебедова и его сторонников в апреле 1998 года в Грозном состоялся учредительный съезд организации «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана» (КНИД), руководителем которой стал Шамиль Басаев[13]. Идея создания этой организации была созвучна идее многих чеченских полевых командиров — «освобождению мусульманского Кавказа от российского имперского ига»[13]. Под эгидой КНИД были созданы вооружённые формирования, в том числе «Исламская международная миротворческая бригада», которой командовал Хаттаб[13]. КНИД неоднократно выступал с угрозами в адрес «пророссийского руководства» Дагестана, обвиняя его в преследовании местных мусульман, заявляя об «отсутствии легитимной власти» в республике и т. п.[13]

    Власти Ичкерии никак не препятствовали расширению исходившей из Чечни террористической и криминальной угрозы. Число террористических актов и бандитских нападений в сопредельных регионах с 1997 года непрерывно возрастало. 20 января 1997 года была создана временная Оперативная группировка сил РФ для прикрытия административной границы Чечни с соседними регионами.[15]

    В 1999 году боевики Кебедова при поддержке Ш. Басаева и З. Яндарбиева начали мелкими группами проникать в Дагестан и создавать в труднодоступных горных селениях военные базы и склады оружия. В июне-августе 1999 года произошли первые столкновения между проникшими в Дагестан боевиками и дагестанской милицией, в результате которых погибло и было ранено несколько милиционеров. Власти Дагестана призвали федеральные войска провести крупномасштабную военную операцию против исламистов.

    Кебедов уговаривал чеченских полевых командиров помочь дагестанским мусульманам в «освобождении священной дагестанской земли от оккупации неверными». При этом он утверждал, ссылаясь на своих родственников и сторонников в Дагестане, что в случае ввода отрядов исламистов в Дагестан подавляющее большинство населения Дагестана поддержит их и поднимет всеобщее антироссийское восстание. КНИД, возглавляемый Шамилем Басаевым и Хаттабом, согласился оказать военное содействие Кебедову, а также призвал к этому других полевых командиров (всего собралось около 40 командиров разных уровней, включая Арби Бараева, Рамзана Ахмадова, Абдул-Малика Межидова и других).

    На решение КНИД оказать военную поддержку отрядам Кебедова (которые к тому времени уже имели в своем составе несколько сот хорошо вооружённых бойцов) оказал влияние имевший место в 1998—1999 годах конфликт в руководстве Чечни между сторонниками курса Аслана Масхадова («умеренными») и «радикалами» (оппозиционной Шурой во главе с Шамилем Басаевым), а также нежелание отказывать в помощи единоверцам, многие из которых воевали на стороне чеченских сепаратистов в Первую чеченскую войну.

    Официальная позиция Чеченской республики Ичкерия

    • 12 августа заместитель министра МВД РФ И. Н. Зубов сообщил, что президенту ЧРИ Масхадову направлено письмо с предложением провести совместную с федеральными войсками операцию против исламистов в Дагестане. Он также предложил Масхадову «решить вопрос о ликвидации баз, мест складирования и отдыха незаконных вооруженных формирований, от которых чеченское руководство всячески открещивается»[16][17]. Масхадов осудил нападения на Дагестан, однако реальных мер для противодействия боевикам не предпринял[18].
    • 13 августа генеральный представитель Ичкерии в РФ Майрбек Вачагаев распространил заявление руководства ЧРИ, в котором осуждается заявление и. о. Председателя Правительства России Владимира Путина о возможном нанесении ударов по территории Чечни. В заявлении подчеркивается, что конфликт в Дагестане является внутренним делом России[11].

    Хронология событий

    • 1 августа — «в целях пресечения проникновения на территорию района и возможных провокаций со стороны местных последователей ваххабизма» в Цумадинский район Дагестана из Махачкалы направлен сводный отряд милиции (около 100 человек)[11].
    • 2—4 августа — столкновения махачкалинских милиционеров с местными боевиками-ваххабитами в Цумадинском районе.
    • 3 августа — органы внутренних дел Дагестана переводятся на казарменное положение.
    • 5 августа — начинается передислокация 102-й бригады оперативного назначения Внутренних войск МВД для прикрытия чеченско-дагестанской границы в Цумадинском районе.
    • 7 августа — подразделения «Исламской миротворческой бригады» Басаева и Хаттаба, численностью от 400[11] (по данным самих боевиков — 500[19]) боевиков, беспрепятственно вошли в Ботлихский район Дагестана и захватили ряд сел (Ансалта, Рахата, Тандо, Шодрода, Годобери), объявив о начале операции «Имам Гази-Магомед»[20].
    • 8 августа — боевики захватили села Шодрода и Зибирхали[21].
    • 9—11 августа — «Исламская шура Дагестана» распространила «Декларацию о восстановлении Исламского Государства Дагестан» и «Постановление в связи с оккупацией Государства Дагестан» (эти документы датированы 6 августа). «Шура» объявила Государственный совет Республики Дагестан низложенным и сформировала Исламское правительство. Главой Исламского правительства стал Сиражудин Рамазанов, министром информации и печати — Магомед Тагаев. На территории нескольких районов Дагестана начинает вещание телевизионный канал «Шуры», по которому передаются призывы к газавату и другие идеологические материалы исламистов. «Шура» официально назначила временными командующими силами боевиков в Дагестане Шамиля Басаева и арабского полевого командира Хаттаба[11].
    • 11 августа — подписание совместного приказа Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФПС России «О проведении контртеррористической операции на части территории Республики Дагестан», которым установлен режим контртеррористической операции и определены задачи органов государственного управления в ней. В район вторжения началось выдвижение 136-й гвардейской мотострелковой бригады, 102-й бригады оперативного назначения внутренних войск, милицейских формирований центрального и республиканского подчинения.[15]
    • 9—25 августа — Бой за высоту Ослиное Ухо.
    • 11 августа — Исламскими боевиками обстрелян и сбит вертолёт федеральных сил. Среди раненых — трое генералов Внутренних войск.
    • 12 августа — Военно-воздушные силы России нанесли бомбовые удары по позициям боевиков в районах населенных пунктов Гагатли и Анди в Дагестане[22].
    • 13 августа — Бой за селение Гагатли и бои за высоту Ослиное ухо южнее населённого пункта Шодрода. Гибель майора Костина.
    • 16 августа — Госдума постановила «считать вторжение незаконных вооружённых формирований с территории Чеченской Республики на территорию Республики Дагестан особо опасной формой терроризма с участием иностранных граждан, направленной на отторжение Республики Дагестан от Российской Федерации»[23].
    • 17 августа — боевики отбивают атаку федеральных войск на селение Тандо. С федеральной стороны: 6 сожжённых БМП, 34 погибших, несколько десятков раненых[21].
    • 18 августа — федеральные силы предпринимают второй штурм высоты Ослиное ухо.
    • 23 августа — Басаев вывел остатки своих отрядов на территорию Чечни[24].
    • 24 августа — федеральные силы восстановили контроль над селами Ансалта, Рахата, Шодрода, Тандо. По данным Human Rights Watch при штурме последнего федеральные войска использовали вакуумные бомбы[25].
    • 29 августа — 13 сентября — военная операция по уничтожению ваххабитского анклава в Кадарской зоне.
    • 4 сентября — Взрыв жилого дома в Буйнакске.
    • 5 сентября
      • отряды чеченских боевиков под командованием Басаева и Хаттаба вновь входят в Дагестан, «с целью ослабить давление военно-милицейских сил на восставшие села Карамахи и Чабанмахи в Кадарской зоне»[26][27]. Операции присваивают имя «Имам Гамзат-бек».
      • боевики уничтожили блокпост у села Тухчар. Захваченные в плен российские военнослужащие были убиты с особой жестокостью.
    • 5—6 сентября
    • 6 сентября — боевиками захвачены дагестанские сёла Новолакское, Чапаево, Шушия, Ахар, Новокули, Тухчар, Гамиях.
    • 7 сентября — федеральные силы остановили боевиков в 5 километрах от города Хасавюрт[28].
    • 10—11 сентября — гибель армавирского спецназа.
    • 11 сентября — возле села Дучи был сбит вертолёт-корректировщик артогня Ми-8. Все трое членов экипажа успели выпрыгнуть с парашютами, но чеченские снайперы расстреляли их в воздухе[24]. Басаев объявил о выводе исламских формирований из Новолакского района. Он заявил, что моджахеды вошли в Дагестан для того, чтобы помочь единоверцам в Кадарской зоне, а теперь, после поражения ополченцев, не имеет смысла продолжать боевые действия[11].
    • 14 сентября — федеральные силы восстановили контроль над селом Новолакское[29].
    • 15 сентября — министр обороны РФ Игорь Сергеев доложил председателю правительства РФ Владимиру Путину, что территория Дагестана полностью освобождена от террористов.

    Потери

    По официальным данным, 279 солдат и офицеров были убиты и 800 ранены[8]. 31 августа 1999 года во время зачистки села Карамахи погибла медицинская сестра сержант Ирина Янина — первая (и на апрель 2016 года единственная) женщина, удостоенная звания Героя Российской Федерации за боевые действия на Кавказе.

    По данным министерства обороны РФ, потери боевиков в Дагестане — около 2500 убитыми[9].

    См. также

    Источники

    1. В Дагестане проработают правовой статус ополченцев — Тимур Алиев — Российская газета
    2. The Al-Qaida Sanctions Committee (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 августа 2019. Архивировано 19 марта 2014 года.
    3. Талибы признали Чеченскую республику Ичкерия. lenta.ru. Дата обращения: 17 августа 2019.
    4. ТАЛИБЫ ДАЮТ ЧЕЧНЕ $4 МИЛЛИОНА И 24 "СТИНГЕРА". www.segodnya.ua. Дата обращения: 17 августа 2019.
    5. Кадыров назвал имена организаторов вторжения в Дагестан 20 лет назад  (рус.)
    6. Фатхи аш-Шишани
    7. Его знал Хаттаб, его уважал Басаев
    8. Потери вооруженных сил России и СССР в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе (1920—2000 годы) // Россия и СССР в войнах XX века: Потери Вооружённых Сил / под ред. Г. Ф. Кривошеев. — М.:Олма-Пресс, 2001. — С. 582—584.
    9. За время антитеррористической операции на Северном Кавказе боевики потеряли порядка 7 тыс. человек убитыми Архивная копия от 27 января 2012 на Wayback Machine // РБК, 15 декабря 1999
    10. John Pike. War In Dagestan. globalsecurity.org (17 августа 1999). Дата обращения: 24 августа 2013.
    11. Музаев Тимур Чеченская Республика Архивная копия от 11 мая 2011 на Wayback Machine // Политический мониторинг. — сентябрь 1999
    12. Дагестан, защитивший себя и Россию (рус.) ?. kavtoday.ru. Дата обращения: 3 января 2021.
    13. Кудрявцев А. В. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. — № 9. — 2000.
    14. Супонина Елена Зелимхан Яндарбиев: «Исламский фундаментализм безопасен» // Время новостей. — N° 230. — 17.12.2001
    15. Усиков А. В., Спирин А. Н., Божедомов Б. А., Кикнадзе В. Г. Государственное и военное управление в ходе внутренних вооруженных конфликтов на северном Кавказе (конец ХХ — начало XXI века). // Военно-исторический журнал. — 2012. — № 3. — С. 3-4.
    16. Федеральные власти предложили А.Масхадову провести совместную с российскими войсками операцию в Дагестане Архивная копия от 8 сентября 2012 на Wayback Machine[] Архивная копия от 8 сентября 2012 на Wayback Machine // РБК, 12.08.1999
    17. Дагестан: кто и когда // Российская газета
    18. Природа конфликта в Чечне — сепаратизм
    19. Глава III. Джихад в период постперестроечной России (недоступная ссылка) // Ясин Расулов Джихад на Северном Кавказе: противники и сторонники. (недоступная ссылка) — Кавказ-центр
    20. Лукин Олег Дагестанский излом Предпосылки второй чеченской войны (1998—1999 годы) // Мосток. — № 3. — 2008. (копия)
    21. Овчаров Виталий. Дагестанское досье
    22. «Исламскими боевиками обстрелян и сбит вертолёт федеральных войск» // Газета.ру от 12-08-1999 (Выпуск No 113)
    23. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации N 4277-II ГД от 16 августа 1999 года «О ситуации в Республике Дагестан в связи с вторжением на территорию Республики Дагестан незаконных вооружённых формирований и мерах по обеспечению безопасности Республики Дагестан (недоступная ссылка)»
    24. Дагестан 1999
    25. Россия // Human Rights Watch
    26. ПРЕСС-РЕЛИЗ Пресс-конференция представителей общества «Мемориал» «Вторжение в Дагестан и его последствия: гуманитарные аспекты» Архивная копия от 31 июля 2011 на Wayback Machine // Мемориал, 27.09.99
    27. Рубанец Николай, Маначинский Александр Новая кавказская война: первые итоги и выводы. // Зеркало недели, 01.10.1999
    28. Боевики в Дагестане остановлены 5 км от Хасавюрта // РБК, 07.09.1999
    29. Храмов Анатолий Огненный Кавказ 2 или Дагестан-99

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.