Взрыв у гостиницы «Националь»

Взры́в у гости́ницы «Национа́ль» — взрыв, осуществлённый неустановленными лицами, произошедший 9 декабря 2003 года в 10:53 по московскому времени у фасада гостиницы «Националь» на Моховой улице в центре Москвы.

Взрыв у гостиницы «Националь»

Памятник жертвам теракта у гостиницы
55°45′24″ с. ш. 37°36′51″ в. д.
Место нападения
Цель нападения террор
Дата 9 декабря 2003 года
10:53
Способ нападения взрыв
Оружие взрывное устройство
Погибшие 6
Раненые 14
Террористы Риядус-Салихин
Организаторы нет данных
Подозреваемые Шамиль Басаев

Теракт

В результате подрыва самодельного взрывного устройства, начиненного гвоздями, шурупами и обрезками металла, мощностью (первый взрыв) около 1 килограмма в тротиловом эквиваленте погибло 6 человек, в том числе сотрудницы МНС РФ Инна Валерьевна Гизоева, уроженка города Владикавказа, и Татьяна Юрьевна Комарова, уроженка города Липецка[1][2].

5 человек погибло на месте, один — по дороге в больницу. Ранено 14 человек[3][4][5].

Около 14:00 раздался второй взрыв — при обследовании тела смертницы роботом — сапёром. При втором взрыве никто не пострадал.

Тверской межрайонной прокуратурой города Москвы было возбуждено уголовное дело по ст. 205 (терроризм) и ст. 105 (убийство) УК РФ[6].

На сегодняшний день нет достоверных данных об итогах и ходе расследования по этому делу.

В декабре 2003 года Шамиль Басаев взял на себя ответственность за взрывы у гостиницы «Националь» в Москве 9 декабря и электрички в Ессентуках 5 декабря[7].

В заявлении Басаева, размещенном на одном из сайтов террористов, отмечалось:

…последние акции в Ессентуках и Москве были осуществлены смертниками исламской бригады шахидов «Риядус-Салихийн»…[8]

В статье также утверждается, что Басаев имел непосредственное отношение к этой организации[8].

За полчаса до теракта в гостинице «Националь» завтракал будущий тренер московского футбольного клуба «Спартак» итальянец Невио Скала, который вовремя покинул здание гостиницы и отправился на пресс-конференцию, посвященную подписанию контракта — именно это и спасло ему жизнь[9].

Иск к газете «Версия»

Место взрыва. Кадр из репортажа телеканала НТВ, 9 декабря 2003 года

В московской газете «Версия» (№ 48), вышедшей в декабре 2003 года, была опубликована статья «Погибших считали по оторванным ногам», в которой утверждалось, что:

По имеющейся в органах информации, к взрыву причастны как минимум три женщины. Две из них погибли при взрыве, третья объявлена в розыск. В одежде одной из погибших шахидок были обнаружены документы на имя Инги Гизоевой. Она находилась в федеральном розыске с июня нынешнего года как подозреваемая в причастности к взрыву на рок-фестивале в Тушине…[10].

Предположение о причастности Инги Гизоевой к теракту было обнародовано журналистами газеты со слов сотрудников следственно-оперативной группы, которые работали на месте преступления у гостиницы «Националь». Вечером 9 декабря 2003 года телеканал НТВ в своём репортаже с места трагедии сообщил о том, что, по данным работников спецслужб, версия о причастности Гизоевой к террористическому акту «отпала»[11].

Статья в газете «Версия» вышла в свет позднее, однако, несмотря на публичные заявления СМИ и правоохранительных органов о непричастности Гизоевой к взрыву, редакция «Версии» с опровержением ранее опубликованных материалов не выступила.

В интервью журналисту BBC заместитель главного редактора медиахолдинга «Совершенно секретно» Леонид Велехов заявил:

…Эту информацию опубликовали несколько СМИ, в том числе и газета «Версия». Все успели своевременно принести свои извинения, опубликовать опровержения. Газета «Версия», из-за того, что она выходит раз в неделю, из-за того, что наступили новогодние праздники, и цикл выпуска газеты ещё более удлинился, замешкалась с этим извинением, затем ждала какой-то более точной информации. В результате, своевременно извинение и опровержение так и не были опубликованы.[5][10]

После этого адвокаты от имени родителей погибшей Гизоевой предъявили иск к учредителям газеты «Версия», в котором требовали возместить моральный ущерб за неверную информацию о причастности их дочери к террористической деятельности, а также за «отсутствие публичного опровержения и извинений»

После серии судебных разбирательств Московский городской суд обязал газету «Версия» и журналиста Андрея Богатырёва выплатить родителям Инги Гизоевой компенсацию за моральный ущерб в размере 50 000 руб[12].

Страховые выплаты

Здание гостиницы было застраховано на несколько десятков миллионов рублей в страховой компании «Ингосстрах», сумма ущерба была предварительно оценена в 0,5 млн руб[13][5].

Примечания

  1. Любовь Берсанова «Место смерти: город Москва, страна Россия», 2003.
  2. Бирюков Сергей «Слепая атака», 2004.
  3. Stephen Sloan Sean K. Anderson, 2009, p. 103.
  4. newsru.com, 2013.
  5. Павел Миледин, Алексей Никольский «Теракт напротив Кремля», 2003.
  6. Взрыв у гостиницы «Националь».
  7. Чеченский полевой командир Шамиль Басаев взял на себя ответственность за проведение двух недавних террористических актов в России, 2003.
  8. Шамиль Басаев взял на себя ответственность за взрывы у гостиницы "Националь" в Москве, 2003.
  9. Биография Невио Скалы на clubspartak.ru. Дата обращения: 4 мая 2020. Архивировано 30 ноября 2012 года.
  10. В Пресненском суде Москвы будет рассмотрен по существу иск родителей Инги Гизоевой....
  11. «Типичных кавказок» в розыск не объявляли».
  12. Мосгорсуд обязал "Версию" выплатить компенсацию семье Инги Гизоевой.
  13. Росбалт. «Ингосстрах» выплатит гостинице «Националь» около полумиллиона долларов.

Литература

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.