Арабский национализм

Арабский национализм (араб. القومية العربية — аль-кавмия аль-арабия) — светская идеология, утверждающая единство арабской нации, обладающей общим языком, происхождением и проживающей на территории от Атлантического до Индийского океана (арабский мир). Во многом близок к панарабизму, но не полностью синонимичен ему.

Флаг Арабского восстания — основной символ арабского национализма и основа для флагов многих арабских государств

Терминология

Сами арабы могут использовать для обозначения этого понятия одно из двух слов — «кавмия» («араб. قومية», происходит от слова, означающего «племя» и относится скорее к «национализму крови») и «ватания» («араб. وطنية», происходит от слова «родина» и относится скорее к «национализму почвы»). Если речь идёт о панарабизме, то обычно употребляется первое понятие, если же о региональном патриотизме — то второе.[1]. Также для обозначения народа используется кораническое слово «шааб» (араб. الشعب; Коран 49:13; ср. шуубия). Поэтому высший представительный орган в арабских странах (маджлис, араб. المجلس — совет) может именоваться либо как «национальный» («аль-ватани»), либо как «народный» («аш-шааб»)

История

Возникновение арабского национализма совпало по времени с кризисом Османской империи, подданными которой являлись арабы, и повсеместным распространением национализма на Западе и по всему миру.

В первые десятилетия XX века максимум, на что претендовали арабские националисты — это ограниченные арабские автономии в составе Османской империи. Также они требовали более широкого использования арабского языка в образовании и прохождения в мирное время арабскими призывниками воинской службы по месту призыва.

В 1909 году в Париже было создано Младоарабское общество (Аль-Фатат).

В июне 1913 г. по инициативе «Младоарабского общества» в Париже собрался конгресс арабских организаций, который поручил руководству «Младоарабского общества» вступить в переговоры с османским правительством о предоставлении автономии арабским вилайетам Османской империи. Центр «Младоарабского общества» был перенесен сначала в Бейрут, а затем в Дамаск.

Было организовано направление телеграмм и писем с просьбой осуществить план автономии в арабских вилайетах империи. Но младотурецкое правительство ответило на просьбу арабов тем, что были произведены многочисленные аресты и закрыты оппозиционные газеты и журналы в арабских вилайетах[2][3].

Наиболее сильными были позиции арабских националистов в Сирии, где они выступали за создание «Великой Сирии», объединяющей земли Сирии, Ливана, Иордании и Палестины.

После начала Первой мировой войны преследование правительством младотурков тайных арабских националистических обществ в Дамаске и Бейруте, казни арабских националистов в 1915 и 1916 годах только укрепили их позиции в арабской среде. В 1916 году при поддержке британцев в Аравии началось Арабское восстание[3].

В 1918 году Османская империя потерпела поражение в войне. Однако попытка лидера Арабского восстания Фейсала I создать единое арабское государство успехом не увенчалась. Отчасти этому способствовала прямая интервенция колониальных держав (тайное соглашение Сайкса — Пико, заключённое между Францией и Великобританией в 1916 году предполагало, что Великобритания получала территорию, соответствующую современным Иордании и Ираку, а также районы вокруг городов Хайфа и Акко, а Франция получала северный Ирак, Сирию и Ливан), отчасти родо-племенные пережитки, экономическая отсталость и религиозные противоречия. Арабский национализм был призван преодолеть эти проблемы.

Во внешней политике арабский национализм исходил из позиций антиимпериализма и панарабизма. Во внутренней — из арабского социализма (араб. لاشتراكية: иштиракия): вестернизация (нахда), республиканизм (араб. جمهورية: джумхурия) и революции (араб. ثورة: «таурат»). Арабский национализм дистанцировался от идеи коммунизма (араб. شيوعية: «шьюи»).

С самого начала националистическое движение в арабском мире носило подчеркнуто светский, секуляристский характер. Это было во многом связано с тем, что эту идеологию разрабатывали преимущественно арабы-христиане, которые были особенно подвержены влиянию европейских идей секулярного национализма. Видными теоретиками арабского национализма были Амин Рейхани, Константин Зурейк, Заки аль-Арсузи, Мишель Афляк и Сати аль-Хурси. Они подчёркивали общность происхождения арабов, общность арабской культуры и истории, вне зависимости от религии и при обязательном противопоставлении арабов другим народам[3].

Арабский национализм достиг пика своей популярности во время правления Гамаля Абделя Насера в Египте, который построил Асуанскую плотину и попытался сплотить арабские страны в борьбе против Израиля. Символом арабского национализма в те годы стал орёл Саладина.

В 1958 году Египет и Сирия создали Объединенную Арабскую Республику. Были также попытки включить в неё Ирак и Северный Йемен. В 1972 году ливийский лидер Муаммар Каддафи пытался объединить Ливию, Египет и Сирию в Федерацию арабских республик. В 1974 году Каддафи уже с Хабибом Бургибой, президентом Туниса, попытался объединить Ливию и Тунис. Однако из этих проектов не просуществовал и нескольких лет[3].

Сильнейший удар по арабскому национализму нанесло поражение арабов в Шестидневной войне 1967 года, и последовавшая вскоре за ним смерть Насера; кроме того, к тому времени колониальная система уже практически полностью распалась, и антиколониальный аспект арабского национализма стал куда менее актуален.[4] Свою роль в ослаблении арабского национализма сыграл и рост национального самосознания у курдов и других национальных меньшинств в арабском мире. Помимо этого, всё более усиливающийся политический ислам выступает резко против проявлений «кавмии».[5]

Антиамериканизм

Согласно исследованиям Принстонского университета, анализ арабоязычных твитов за 2012—2013 гг. обнаружил сильнейшие антиамериканские настроения в арабоязычной части интернета, причём основной их причиной является вмешательство США во внутренние дела арабских государств, а не какие-то особенности американской культуры или внутренней политики. Антиамериканские настроения наблюдались даже в подавляющем большинстве (97 %) твитов о ситуации в Сирии, несмотря на то, что США выступают против режима Башара Асада, как и авторы немалой части этих твитов. Ещё более сильное отторжение у арабов вызывает политика Ирана на Ближнем Востоке, несмотря на то, что Иран географически и культурно куда ближе к арабскому миру, чем США.[6]

Основные деятели

Примечания

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.