Садик Бек

Садик Бек (Мухаммад Садики Бек Афшар, Садики Китабдар; 1533, Тебриз — 1610, Исфахан) — персидский[4] художник, каллиграф, поэт, и историк-хронист.

Садик Бек
Дата рождения 1533[1][2][3]
Место рождения
Дата смерти 1610[1][2][3]
Место смерти
Страна
Род деятельности художник, библиотекарь, иллюминатор рукописей, поэт
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Садик Бек. Портрет юноши. 1590-1600, частное собрание. В миниатюре видно сильное влияние младшего современника Садик Бека - Ризы йи-Аббаси.
Садик Бек. Симург уносит Заля в своё гнездо. "Шахнаме" Аббаса I, 1590-1600, Казвин. Библиотека Честер Битти, Дублин.

Садик Бек происходил из знати племени афшаров. Родным языком был чагатайский[5]. Сведения о художнике оставил историк начала XVII века Искандер Мунши. Одно время Садик-бек, как многие его современники, вел жизнь странствующего дервиша, и путешествовал по различным городам. В силу своего, по выражению Искандера Мунши, «тюркского нрава и привычек кызылбаша» он отличался смелостью, отвагой и высокомерием. Он прославил себя в битвах с туркменами при Астрабаде, где совершил подвиг и проявлял «безрассудную храбрость». Историк отмечает красноречие и пэтический дар художника, избравшего своим литературным псевдонимом «Садики» (искренность).

Искандер Мунши сообщает, что «В ранней юности он, обнаружив влечение к занятиям живописью, избрал день и ночную службу при унике времени Музаффаре Али», однако согласно другим данным к искусству Садик Бек обратился довольно поздно — в 32 года. Первоначально его наставником был тебризский каллиграф и поэт Мир Сани. В 1568 году Садик Бек перебрался в столицу — Казвин, где его обучал искусству живописи известный художник Музаффар Али. Он оказался способным учеником, развитие его талантов было быстрым. Уже в 1573 году он принимает участие в создании манускрипта «Гершаспнаме» (История Гершаспа) Асади, который был заказан шахом Тахмаспом I (правда, там его руке принадлежит всего одна миниатюра; рукопись хранится в Британской библиотеке, Лондон). Однако в следующем манускрипте, «Шахнаме» Фирдоуси, который создавался по заказу следующего шаха, Исмаила II (1576-77гг), его роль была лидирующей. Впрочем, из-за скорой смерти Исмаила этот проект остался незавершенным; в дальнейшем рукопись была расшита, и теперь отдельные её листы хранятся в разных коллекциях.

Исмаилу II наследовал полуслепой шах Мухаммад Худабенде (1578-88гг), который в силу своего недуга был равнодушен к книгам и живописи, поэтому художники шахской китабхане в поисках заработка стали разъезжаться кто куда. Садик Бек покинул шахский двор, и от иллюстрирования рукописей обратился к живописи и рисункам на отдельных листах, продажей которых зарабатывал на хлеб. Шах был настолько безволен, что всеми делами в государстве заправляла его жена. Однако в результате заговора она в 1579 году была задушена. При шахском дворе воцарилось безвластие и хаос. В этих обстоятельствах Садик Бек покинул столицу, уехав в Гилан, затем в Мазендеран. Два года спустя он уже сражался с туркменами в битве при Астрабаде.

Хаос в стране прекратился с восшествием на трон молодого шаха Аббаса I (1588—1629). Вскоре Садик Бек был назначен главой шахской китабхане в Казвине. Под его руководством из стен мастерской вышел, по меньшей мере, один крупный манускрипт — «Шахнаме» Фирдоуси, выполненный по заказу Аббаса I (ныне в библиотеке Честер Битти, Дублин). Создание этой рукописи относят к 1590 м годам, а Садик Беку приписываются в нём три миниатюры. Все они демонстрируют близость к искусству Ризы-йи-Аббаси. Кроме этого, Садик Бек на свои средства в 1593 году создал манускрипт «Анвар-и-Сухейли» (Созвездие Канопуса) поэта Кашифи, все 107 миниатюр которого нарисованы его рукой (ныне в Музее Ага Хана, Торонто). В 1596/7 г. художник был смещен с должности китабдара, как сообщает Искандер Мунши, по причине своего грубого характера ("...выйдя за рамки справедливости и умеренности, излишествовал в грубом обращении со всеми".) Руководство китабхане было доверено другому придворному служителю, талантливому, но корыстолюбивому каллиграфу Али Рзе Тебризи, более счастливому в милостях шаха. Впрочем, Садик Беку были оставлены как титул, так и довольствие - жалование главы китабхане.

Последние годы своей жизни он посвятил литературному творчеству, оставив несколько различных произведений, среди которых в первую очередь следует упомянуть трактат в стихах «Ганун-ос-совар» (Канон изображений). В 206-и двустишиях опытный художник описывает всевозможные способы приготовления красок, кистей, и прочие тонкости, связанные с производством миниатюр, а также высказывает свои мысли об искусстве.

У Садик Бека известны диваны на персидском языке и 17 газелей на азербайджанском[6].

См. также

Примечания

  1. Sadiqi Beg // Artnet — 1998.
  2. Ṣādiqī Afšār // CERL Thesaurus (англ.)Consortium of European Research Libraries.
  3. Ṣādiqi // AlKindi (онлайн-каталог Доминиканского института востоковедения)
  4. Jonathan Bloom, Sheila Blair, Grove Encyclopedia of Islamic Art & Architecture: Three-Volume Set, Oxford University Press USA, 2009, p. 160
  5. Willem Floor and Hasan Javadi, The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran,
  6. Floor, Javadi, 2013, с. 577.

Литература

  • Мастера искусства об искусстве, т. I, М., 1965
  • Gray B. Persian Painting. Geneva, 1961
  • «Искандер Мунши о художниках времени шаха Тахмаспа I Сефеви» в сб. О. Ф. Акимушкин. Средневековый Иран. Культура, история, филология. СПб 2004.
  • Willem Floor & Hasan Javadi. The Role of Azerbaijani Turkish in Safavid Iran (англ.) // Iranian Studies. — 2013. Vol. 46, iss. 4. P. 569—581.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.