Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах

«Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах» (выходила также под названием «„Жиды города Питера…“, или Невесёлые беседы при свечах»). Театральная пьеса А. и Б. Стругацких, «комедия в двух действиях» по авторскому определению. Единственное законченное драматургическое произведение авторов, по сей день входящее в репертуар многих театров России. В 1991 году была поставлена Л. Дуровым в Театре на Малой Бронной[1].

Жиды города Питера, или Невесёлые беседы при свечах
Жанр пьеса
Автор Братья Стругацкие
Язык оригинала русский
Дата написания 1990
Дата первой публикации Нева

Сюжет

Богачи города Питера! Все богачи города Питера и окрестностей должны явиться сегодня, двенадцатого января, к восьми часам утра на площадь перед СКК имени Ленина. Иметь с собой документы, сберегательные книжки и одну смену белья. Наличные деньги, драгоценности и валюту оставить дома в отдельном пакете с надлежащей описью. Богачи, не подчинившиеся данному распоряжению, будут репрессированы. Лица, самовольно проникшие в оставленные богачами квартиры, будут репрессированы на месте. Председатель-комендант спецкомендатуры ЭсА.

«Жиды города Питера», действие первое

Пьесе предпослан эпиграф из Рюноскэ Акутагавы: «Назвать деспота деспотом всегда было опасно. А в наши дни настолько же опасно назвать рабов рабами». Действие происходит в перестроечные годы в ленинградской квартире интеллигентной семьи Кирсановых в два часа ночи; профессор Кирсанов, его жена Зоя Сергеевна и сосед Базарин смотрят по телевизору заседание Верховного Совета СССР. Неожиданно гаснет свет, и в квартире появляется зловещий Чёрный Человек, который вручает Кирсанову повестку из некоей «спецкомендатуры ЭсА» («Социальной ассенизации»), адресованную «богачам города Питера». Появляется ещё один сосед по подъезду, еврей Пинский; ему вручили повестку такого же содержания, но адресованную уже «жидам города Питера» и с другим местом сбора. Пинский напоминает, что объявления с таким же текстом расклеивали немцы в оккупированном Киеве в 1941 году, а подчинившиеся евреи были расстреляны в Бабьем Яру. Кирсанов звонит в милицию с жалобой на «хулигана», но получает ответ «получили предписание — выполняйте» и разъяснение о том, что такая раздача повесток происходит «везде».

Появляется младший сын Кирсанова Сергей и его приятель, чернокожий Артур. Старшее поколение помалкивает перед Сергеем и Артуром о повестках, но Зоя Сергеевна действительно собирает белье, Кирсанов рассуждает о том, как дети будут жить без него, а Пинский — как бы он мог сбежать, будь он помоложе. Появляется старший сын Кирсанова Александр — он тоже получил повестку «распутникам города Питера». Кирсанов ругает лживость и порочность СССР, на что Базарин отвечает пространной речью о том, что нечего сваливать в одну кучу страну и дураков, которые в ней водятся, и что стоило бы и покаяться «перед строем». Кирсанов звонит своему другу Сенатору — члену Верховного Совета, то есть представителю власти, но оказывается, что и тот получил повестку — «политиканам города Питера».

Два часа спустя Кирсановы и Пинский собрались, приготовившись к репрессиям; Базарин тоже получил повестку «дармоедам города Питера». Он тоже пытается воспользоваться своими связями, позвонив большому начальнику, тоже терпит неудачу и беспомощно оправдывает «крутые меры». Появляется сантехник Егорыч с повесткой «мздоимцам города Питера» — это озадачивает героев, не ожидавших, что репрессии затронут и простой народ. Артур и Сергей признаются, что знают о повестках и не намерены отдавать старшее поколение на растерзание; Артур показывает макет револьвера, предлагая запугать репрессирующих и откупиться от них. Вновь появляется Чёрный Человек; попытка Сергея всучить ему взятку превращается в драку, в которой Сергей и Артур одерживают верх и избивают пришельца. Неожиданно включается свет; оказывается, что Чёрный Человек принёс бумаги с отменой всех предыдущих повесток. Звонит телефон, но все герои стоят в остолбенении, и никто не берёт трубку.

История создания

Идея написания театральной пьесы вынашивалась братьями Стругацкими начиная с 1960-х годов[2]. В рабочем дневнике Стругацких сюжет под названием «Ночь страха» помечен датой 6 октября 1989 года, позднее появилось название «Весёленькие беседы при свечах». Пьеса была окончена 7 апреля 1990 года и впервые опубликована в сентябрьском номере журнала «Нева» в том же году.

Борис Стругацкий писал:

Надо сказать, мы совсем не планировали её для театра, и полной для нас неожиданностью оказалось, что пошла она неожиданно широко: Ленинград, Москва, кажется, Воронеж, Новосибирск, ещё где-то, — был момент, когда она шла в доброй дюжине театров разом. В Киеве её (с разрешения авторов) поставили под названием «Жиды города Киева», в Ленинграде (или уже в Петербурге?) сделали остроумную публицистическую телепередачу, в которой сцены из постановки перемежались вполне документальными разговорами на улицах Питера — наугад выбранным прохожим задавали вопрос, как бы они поступили, получивши, подобно героям пьесы, повестку соответствующего содержания…

Было довольно много хлопот с названием. Звонили из разных театров, произносили речи об опасности антисемитизма, просили разрешения переменить название, оставить только «Невесёлые беседы при свечах» — мы отказывали, дружно и решительно. Название пьесы представлялось нам абсолютно точным. И дело здесь было не только в том, что название это перекидывало прочный мостик между страшным прошлым и нисколько не менее страшным виртуальным будущим. («Жиды города Киева!» — так начинались в оккупированном Киеве 1941 года обращения немецко-фашистского командования к местным евреям — приказы, собрав золото и драгоценности, идти на смерть.)[2]

Примечания

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.