Символ веры
Си́мвол ве́ры (греч. σύμβολον) — система основополагающих догматов христианского вероучения[1]. Термин происходит от древнегреческого наименования документов данного рода.
В христианстве под символами веры традиционно понимали краткое изложение догматов Церкви.
Некоторые богословы обособляют собственно «символы веры» от «соборных вероизложений», то есть от изложений христианского вероучения в деяниях Вселенских соборов, или отличают, кроме того, «исповедания веры», изданные отдельными лицами. Символы веры всегда отличаются краткостью; они только излагают в аподиктической форме простых предложений или неоспариваемых фактов главные догматические положения, без доказательств, как предмет для восприятия верою.
История христианских символов веры
Основа христианской веры есть утверждение, что Бог ради спасения людей от бремени первородного греха послал своего Сына на землю, который родился от Приснодевы Марии и воплотился (вочеловечился) в Иисусе Христе, был распят, умер и воскрес в третий день, победив смерть.
Первые отцы Церкви излагали пред своими учениками учение Иисуса Христа и апостолов, составлявшее ту норму их пастырской деятельности, которая обозначалась словами: πιστις κάνων αληθεία, regula veritatis (правило истины), и входила в состав христианской disciplinae arcanae (тайное учение). Сами отцы церкви нередко замечают, что πιστις, или regula fidei (правило веры), преподана апостолами, которые сами получили её от Христа. Письменное изложение некоторых деталей этой regula fidei впервые появляется около 140 года в евангельской формуле крещения («во имя Отца и Сына и Святого Духа»), у Тертуллиана, Киприана, Фирмилиана Кесарийского, в канонах церкви коптской.
Первый прообраз Символа веры появляется у апостола Павла: «Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам» (1Кор. 15:3–7).
Руфин Аквилейский и Маркелл Анкирский приводят Староримский Символ веры на латинском (Руфин) и греческом (Маркелл) языках. К Староримскому восходит Апостольский Символ веры.
Руфин нашёл так называемый Апостольский Символ веры, написанный на латинском языке. В толковании на этот Символ веры Руфин утверждал, что это — подлинный текст Символа, составленного апостолами на соборе в Иерусалиме. Явившись на собор, апостолы имели каждый свой особый символ, составленный применительно к потребностям места проповеди каждого из них; затем они решили общими силами составить один образец веры, который мог бы служить для них во время проповеди руководством и правилом, охраною от возможного разногласия. Они назвали своё коллективное произведение «Символ веры», что указывает на сбор или выборку содержащегося в нём учения из проповеди всех апостолов. Найденный им символ Руфин называет Апостольским или потому, что каждое слово в нём дано апостолами (1 Кор. XI, Деян. XV), или потому, что он содержит веру, несомненно, проповеданную апостолами.
Но так как в каждом месте, где проповедовали апостолы, существовал свой символ веры, то название Апостольского Символа веры справедливо и по отношению ко многим другим символам веры.
Римско-католическая церковь считает «Апостольский Символ веры» одним из важнейших христианских символов веры, в частности, он входит в состав молитвы Розария. Слово «Апостольский» по современному толкованию означает, что Символ излагает проповеданную апостолами веру, а не принадлежность текста перу апостолов, хотя в Средние века даже предпринимались попытки предположить, какие именно слова в Апостольском Символе веры какому именно апостолу принадлежат.
Самим Руфином текст Апостольского Символа веры очищен от примесей аквилейской его редакции. Мартиньи («Dictionnaire», стр. 755) сообщает четыре текста этого Символа с разными чтениями. Современный текст Символа впервые встречается в письменных источниках VI века.
С точки зрения православия, основным документом христологии которого является Халкидонский символ веры[2], в триадологии завершительным актом в области символов веры служит Никео-Цареградский Символ веры, первая часть которого была составлена на Никейском соборе (325 год), а вторая — на соборе Константинопольском (381 год), где обе части Символа веры были соединены в один документ. Исповедание и прочтение Никео-Цареградского Символа при крещении есть неотъемлемая часть таинства; за крещаемых младенцев Символ веры читается его восприемником.
Происхождение понятия
Самое название «Символ веры» в древности церковью не применялось; в первый раз оно встречается у Амвросия Медиоланского в его «послании» (XLII) к папе Сирицию I. Вообще, обычай называть «исповедания веры» символами — обычай западный, и само словосочетание «Символ веры» вошло в употребление в применении к тому, что на греческом Востоке носило название «учения веры».
Восточные отцы церкви и соборы и в IV в. не давали «исповеданиям веры» имени «Символ веры», называя их «изложениями веры» или «верою». Во главе «вероизложений», сделанных отдельными богословами, Чельцов ставит рассуждение пресвитера Викентия, монаха Леринского монастыря (пис. ок. 434 г.). Вероизложения и исповедания пишутся авторитетными иерархами или другими учёными лицами вследствие особых обстоятельств, например по просьбе какой-либо церкви, уклонившейся некогда от восточно-православного и вселенского единства.
Чельцов приводит следующие заглавия символов веры:
- апостольская вера иерусалимской церкви;
- церковная вера кесарие-палестинской церкви;
- вселенская вера антиохийской церкви;
- апостольская вера церкви кипрской и церквей малоазийских;
- апостольские догматы александрийской церкви;
- апостольский символ веры римской церкви.
О происхождении этих символов веры от самих апостолов свидетельствует убеждение всей древности, а также почти полное тождество всех исчисленных шести символов по содержанию.
Ириней и Тертуллиан, указывая на формы символов веры, говорят о них не как о чём-то новом, а как о предании апостольском (1 Тим. VI, 12; 1 Петр. III, 21). Символ веры, читаемый каждым взрослым при крещении, Тертуллиан называет «правилом, Христом установленным, высшим для нас всяких недоумений». Он же замечает, что крещающиеся произносят правило веры в форме ответов на вопросы, даваемые крещающим пресвитером, причём «вопрошаемые отвечают подробнее, чем Господь установил в Евангелии».
Кирилл Иерусалимский Символ веры Иерусалимской церкви, сохранённый им в надписях его огласительных поучений, называет «святою и апостольскою верою»; Макарий Иерусалимский, по свидетельству Геласия Кизического, на соборе Никейском тот же Иерусалимский Символ веры назвал «апостольскою непреложною верой, которую церковь Христова хранит изначала, по преданию от самого Господа, чрез апостолов, из поколения в поколение, и будет хранить во веки». Иоанн Кассиан, приводя текст Антиохийского Символа веры, замечает, что в нём изложена вера всех церквей, так как одна вера для всех. Александр, епископ Александрийский, называет Александрийский Символ веры «апостольскими догматами Церкви», то есть получившими начало от самих апостолов.
Символы веры в богословии
В течение почти двух тысячелетий существования христианства в мире каждое христианское общество вырабатывает свои символы веры. Возникла новая отрасль богословия — символика, изучающая сравнительно символы веры разных вероисповеданий и с большим успехом заменяющая так называемое полемическое, или обличительное, богословие старого времени. Шлейермахер называет символику «сравнительной догматикой», Пельт — средством к «познанию конфессиональных принципов всех вероисповеданий».
Апостольский Символ веры
Самым ранним символом веры, которому было дано собственное название, был Апостольский Символ веры. Христианское предание приписывает его всем двенадцати апостолам: якобы каждый из них сказал одно предложение этого символа веры. Само такое приписывание вряд ли верно, но Апостольский Символ веры сам собой довольно старый; скорее всего он был составлен на основе катехизиса, используемого в крещении взрослых, и в этом виде он мог быть составлен во II веке. Апостольский Символ веры, скорее всего, был сформулирован в противовес докетизму и другим аналогичным идеям.
Никео-Цареградский Символ веры
Составлен Первым Вселенским собором (Никея, Малая Азия) в 325 году (см. Никейский Символ веры); в 381 году расширен и дополнен Вторым Вселенским собором (Константинополь). По названиям мест, где проходили соборы, получил название Никео-Константинопольского или Никео-Цареградского Символа. Никео-Цареградский Символ веры унаследовал основные свои положения из Апостольского Символа веры. Кроме того, в него Первым Вселенским собором добавлены положения из христологии и о Троице, ставящие своей целью отторжение арианства (в частности, отдельным решением Первый Вселенский собор установил, что арианство является ересью).
Никео-Цареградский Символ веры используется как в православии, так и в католичестве. В последнем случае обычно с дополнением «филиокве» (указанием на нисхождение Святого Духа не только от Бога-Отца, но «и от Сына»). Филиокве обязательно в латинском обряде Католической церкви (кроме греческого языка богослужения), однако в ряде Восточнокатолических церквей (например Греческой) филиокве не используется.
Другие христианские символы веры
Среди всего остального множества символов веры можно выделить следующие:
- Символ или «Изложение веры» Григория Неокесарийского;
- Афанасьевский Символ веры;
- Халкидонский Символ веры;
- Тридентский Символ веры — католический Символ веры, принятый на Тридентском соборе;
- Символ веры Народа Божия Папы Павла VI, (1968 год);
- Аугсбургское исповедание от 1530 года;
- 39 статей — вероисповедание Англиканской церкви;
- Символ веры методистской церкви.
В иудаизме
В иудаизме символом веры указан единственный стих из Втор. 6:4 «Внемли, Израиль, Господь — Бог наш, Господь — один».[3][4]
В исламе
В исламе символом веры выступает шахада «Свидетельствую, что нет иного божества, кроме Аллаха и ещё свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха».[5]
См. также
Примечания
- Энциклопедия «Религия» Архивная копия от 8 июня 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2085 дней]).
- Его принципы неизменны, но не категорически запрещено, в отличие от Никео-Цареградского символа веры, Церквам изменять слова для его уточнения, как это сделала Армянская апостольская церковь в исповедании Нарсеса Шнорали; в широком смысле христология включает также экклезиологию и сакраментологию — учение о таинствах, поэтому если халкидонитам для приобщения к Православной церкви обычно достаточно причащения, то антихалкидонитам, в том числе, переходящим из Церквей, где анафематствуют Православную церковь, Халкидонский собор и Халкидонский символ веры в изложении Православных церквей, а также иудеям и язычникам, необходимо крещение.
- Jewish Eencyclopedia «As it was Israel’s solemn confession of faith, each one knew it by heart (Ta’an. 26a).» Шма у иудеев — символ веры, поэтому каждый еврей знал наизусть текст (Вавилонский Талмуд Таанит 26а)
- Jewish Eencyclopedia "The first verse, "Hear, O Israel: the Lord our God is one Lord, « has ever been regarded as the confession of belief in the One God.» Первый стих — Слушай Израиль, Господь — Бог наш, Господь — Единственный — всегда считали символом веры в Единственного Бога
- Ислам: Словарь атеиста, 1988, с. 247.
Литература
- Шахада // Ислам: Словарь атеиста / Авксентьев А. В., Акимушкин О. Ф., Акиниязов Г. Б. и др.; Под общ. ред. М. Б. Пиотровского, С. М. Прозорова . — М.: Политиздат, 1988. — 254 с. — ISBN 5-250-00125-4.— С.247