Семь мудрецов

«Семь мудрецо́в» (др.-греч. οἱ ἑπτὰ σοφοί) — особо чтимые древнегреческие политики и общественные деятели, мыслители VIIVI веков до н. э., авторы сентенций о мудрой и правильной жизни, житейской практической мудрости.

Есть у мудрейших обильный запас изречений, 
Много для жизни полезных советов может в нём каждый найти.

Древняя Греция

Имена их были объявлены в Афинах при архонте Дамасии в 582/581 г. до н. э.[2] Древние источники приводят различные комбинации имён, однако неизменно включаются четверо[3][4]:

Причём Фалес во всех вариантах ставился на первое место[3].

Семь мудрецов называю — их родину, имя, реченье:
«Мера важнее всего», — Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте: «Познай себя самого», — проповедовал Хилон;
Сдерживать гнев увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чем!» — поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай», — повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», — говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся», — Фалеса Милетского слово.

Неизвестный античный поэт[1]

Самый ранний из дошедших до нас список мудрецов приведён в платоновском диалоге «Протагор» (IV в. до н. э.)[3], там же впервые сообщается предание о них[1]. Помимо уже упомянутых, в него включены:

В более позднем списке Диогена Лаэрция вместо малоизвестного Мисона указан коринфский тиран Периандр[3][5]. Отмечают, что он мог быть заменён в варианте списка Платона[3][6].

Также, согласно Диогену Лаэртскому, в этот список включались Акусилай, Анаксагор, Анахарсис, Аристодем, Лас, Леофант, Лин, Орфей, Памфил, Писистрат, Пифагор, Ферекид, Эпименид, Эпихарм[4][7].

Как пишет А. Н. Чанышев: «Мудрость „семи мудрецов“ нельзя отнести ни к науке, ни к мифологии. Здесь, по-видимому, проявился третий духовный источник философии, а именно — обыденное сознание, в особенности то, которое достигает уровня житейской мудрости и которое проявляется в пословицах и поговорках, поднимающихся иногда до большой обобщённости и глубины»[3]. Также М. И. Шахнович отмечает, что «истоки философии в Древней Греции восходят к народным изречениям», а «изречения, приписываемые семи древнегреческим мудрецам, восходят к фольклору»[1]. В изречениях «мудрецов», по Марксу, «раскрываются элементарные силы нравственной жизни»[8].

Отмечая, в частности, Фалеса, Карл Маркс писал, что «греческая философия начинается с „семи мудрецов“»[8]. По Гегелю — они находятся «на пороге истории философии»[1].

Обращают внимание и на их связь с поэзией[3][4]. М. И. Шахнович отмечает, что «к семи мудрецам причисляли и легендарного поэта Орфея, а Ориген в III веке ухитрился отнести к ним Моисея и Зороастра»[1].

См. также

Примечания

  1. Шахнович М. И. Происхождение философии и атеизм. Л.: Наука, 1973. Гл. 3
  2. Чанышев А. Н. [proza.ru/2010/07/02/830 Философия как слово]
  3. Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов философских факультетов и отделений университетов. М.: Высшая школа, 1981. Тема 23
  4. Диоген Лаэртский. О знаменитых философах, I
  5. Э. Д. Фролов. Парадоксы истории — парадоксы античности
  6. Макаров И. А. Тирания и Дельфы в рамках политической истории Греции второй половины VII—VI в. до н.э
  7. Обрывок пергамента — Семь мудрецов Древней Греции
  8. ТЕТРАДЬ ВТОРАЯ — И ф. Энгельс том (недоступная ссылка). Дата обращения: 3 февраля 2014. Архивировано 25 марта 2019 года.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.