Русская земля (летописный термин)

Русская земля (др.-рус. и церк.-слав. Рѹсьскаѧ землѧ, Рүс̑скаѧ землѧ) — термин, употреблявшийся в древнерусских летописях в двух основных значениях: широкое — до первой трети XII века Древнерусское государство в целом или вся совокупность древнерусских земель и княжеств (позднее это употребление носило единичный характер), и узкое — в первой трети XII—XIII веках княжества Южной Руси (Среднее Поднепровье), так называемая Русская земля в узком смысле.

Русь накануне Монгольского нашествия (1237)

Происхождение термина является предметом научных дискуссий[1].

Историография

А. Н. Насонов[2], Б. А. Рыбаков, В. А. Кучкин[3] и др. относили к Русской земле в узком смысле всю или значительную часть территорий Киевского и Переяславского и Черниговского княжеств. М. Н. Тихомиров — только Киевское княжество[4].

В 1970—2000-х годах многие исследователи, такие как Н. Ф. Котляр[5], И. В. Ведюшкина[6], Д. М. Котышев[7], указывали на неоднозначное определение летописцами границ Русской земли, мобильность и динамику семантики древнерусской этнополитической терминологии. Так, в ряде случаев собственно Русской земле летописный текст противопоставляет Переяславское и Черниговское княжества, а иногда и отдельные части Киевского княжества[1].

История

«Повесть временных лет» (начало XII века) относит первое появление термина к 852 году, под котором Русь упоминается в доступной ему византийской хронике:

В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом[8].

В Среднее Поднепровье имя «Русь, Русская земля» было принесено пришедшими с севера варягами и славянами князя Олега, после захвата Киева в 882 году[9]:

И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Да будет это мать городам русским». И были у него славяне и варяги, и прочие, прозвавшиеся русью[8].

После завоеваний Олега формируется единое торговое пространство и начинается фиксируемое в археологии интенсивное развитие городской сети Древнерусского государства. В дальнейшем в Среднем Поднепровье, включая полянский Киев и северянский Чернигов, формируется домен киевского князя, ядро Русской земли в широком смысле, с которым были тесно связаны окраины. В конце Х века к этим двум центрам добавился возведённый при Владимире Святославиче Переяславль[9][2]. Вышгород и Угорское оставались оплотами княжеской власти в киевской округе до XII века (в некрополе Вышгорода найдены скандинавские древности[10]). Княгине Ольге принадлежало село Ольжичи на Десне, в земле северян. Предположительно, княжеские домениальные владения в киевской округе формируются уже с середины Х века[9].

Согласно трактату «Об управлении империей» около 950 года византийского императора Константина Багрянородного, росы (русь) в выходили из Киева в полюдье для сбора дани во «внешнюю Россию» (греч. Ρωσία), где проживали их данники-славяне. Внутренняя территория, из которой росы ходили в полюдье, может рассматриваться как Русь в узком смысле[11].

Княжеский домен концентрировал масштабные ресурсы. В домениальный город Вышгород шла треть древлянской дани, от которой кормились также дружины Святослава Игоревича и воеводы Свенельда, а две трети шли в столицу, и киевляне участвовали в перераспределении княжеской дани. Около 1014 года Ярослав Мудрый платил тысячу гривен своим гридям в Новгороде, а две тысячи — отправлял отцу в Киев, как делали «вси посадници новъгородьстии». Среднее Поднепровье было одним из основных центров феодализации, оседания дружинников на землях, где они могли получать «корм».

Первоначально сбор дани со всей территории Древнерусского государства осуществлялся в форме полюдья, в процессе которого князья с дружинами объезжали подвластные земли. После подавления древлянского восстания княгиня Ольга в 947 году проводит податную реформу, установившую сбор дани уже не в племенных центрах, а в специальных опорных пунктах — погостах[9]. Однако полюдье в качестве формы эксплуатации княжеских домениальных земель сохраняется и после реформы Ольги[12].

Единый княжеский домен вместе со всем Древнерусским государством был разделён Ярославом и Мстиславом Владимировичами в 1026 году. Три центра Среднего Поднепровья (Киев, Чернигов и Переяславль) впервые были переданы сыновьям (Изяславу, Святославу и Всеволоду) Ярославом Мудрым в 1054 году. Парадигма единовластия, свойственная эпохе первых русских князей, от Рюрика до Владимира Святославича, при Ярославе и Ярославичах сменилась представлениями о коллективном сюзеренитете княжеского рода над Русской землёй в узком смысле. В дальнейшем те из потомков Ярослава, кто княжил далеко от Киева, в Ростово-Суздальской или Галицкой землях, требовали себе части Русской земли в Среднем Поднепровье, самого Киева или Переяславля. Без этих территорий их положение, даже будучи прочным в собственных отчинах, представлялось недостаточно легитимным. Представления о самостоятельном значении Киевского, Черниговского и Переяславского столов вне зависимости от того, кто из князей занимал конкретный стол в данный момент, сохранялось на протяжении всего древнерусского периода. Тернарная структура отчин Ярославичей продолжала существовать в процессе передела «жребиев», формирования лествичной системы престолонаследия, уже вне зависимости от претензий тех или иных князей на конкретный стол.

Эти три центра Руси в XI века приобретают и важное сакральное значение, претендуя на моделирование центра мира, Царьграда со Святой Софией. При Ярославичах единая киевская митрополия была разделена на Киевскую, Черниговскую и Переяславскую. Митрополии были вновь объединены при единодержавном княжении Всеволода.

Составителем Новгородской первой летописи Русская земля воспринималась как прежде всего территория в Среднем Поднепровье. Вопрос о начале Русской земли эта летопись связывает с основанием Киева, заменяет «всю русь» Начальной летописи, которую привели с собой варяжские князья из-за моря, на «дружину многу и предивну», новгородских словен объявляла происходящей «от рода варяжьска». В то же время жители центральной и северной частей Руси сохраняли этноним «русь». В международных договорах они, как и прочие жители Русской земли, именовались русинами. Так же названы жители Смоленска в договоре 1229 года с Ригою и Готским берегом. Освоение системы коммуникаций, физических (реки), экономических (распределение серебра) и культурных (освоение славянского языка и обычаев, христианизация освоенных территорий) способствовали распространению имени «русь» везде, где распространялась власть русских князей и куда приходили русские дружинники. Название «Русь» как общее наименование Русской земли, заселенной русскими людьми, русинами сохранилось и позднее, после разделения русских земель между Ордой, Литвой, а затем и Польшей[9].

Примечания

  1. Пятнов, 2015, с. 54.
  2. Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. М., 1951.
  3. Кучкин В. А. «Русская земля» по летописным данным XI — первой трети XIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992—1993. М., 1995.
  4. Тихомиров М. Н. Происхождение названий «Русь» и «Русская земля» // Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979.
  5. Котляр М. Ф. «Руська земля» в літописах XI–XIII ст. // Український історичний журнал. 1976. № 11.
  6. Ведюшкина И. В. «Русь» и «Русская земля» в Повести временных лет и летописных статьях второй трети XII — первой трети XIII в. // Древнейшие государства Восточной Европы. 1992—1993. М., 1995.
  7. Котышев Д. М. «Русская земля» в первой половине XII в. // Український історичний збірник. Київ, 2005. Вип. 8.
  8. Повесть временных лет (Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова) // Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ; Под ред. Д. С. Лихачёва, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко. СПб. : Наука, 1997. Т. 1 : XI—XII века. (Ипатьевский список «Повести временных лет» на языке оригинала и с синхронным переводом). Электронная версия издания, публикация Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН.
  9. Петрухин В. Я. Русь в IX—X веках. От призвания варягов до выбора веры. 2-е изд., испр. и доп. М. : Форум : Неолит, 2014.
  10. Зоценко В. Древнерусский Вышгород. Историко-археологический обзор // Борисо-Глебский сборник. Вып. 1. Paris, 2009.
  11. Приселков М. Д. Киевское государство второй половины X в. по византийским источникам // Ученые записки ЛГУ. Сер. историч. наук. 1941. Вып. 8. С. 233—235.
  12. Янин В. Л. Средневековый Новгород. М., 2004. С. 127—130.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.