Роксоланская теория
Роксоланская теория, роксоланизм — этногенетическая концепция, зародившаяся в эпоху Возрождения и постулировавшая, что народ Руси ведёт своё происхождение от древних роксолан[1][2]. Приобрела значительную популярность в Европе и, в частности, в Речи Посполитой, а затем сыграла большую роль также в российской историографии.
История
Впервые о связи между русинами (rutheni) и указанными Страбоном роксоланами писал в сочинении «О состоянии Европы в правление Фридриха III» Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини, позже ставший папой Пием II (ум. 1464)[1]. Среди польских историков первым об этом писал Матвей Меховский в «Трактате о двух Сарматиях» в 1517 году. Данная концепция была использована и развита многими европейскими историками и интеллектуалами[3]. К причинам её популярности в русле общеевропейской тенденции того времени по поиску происхождения народов в Античности относятся созвучие названий (роксоланы и Русь) и географическая близость Руси и Северного Причерноморья, где в древности жили роксоланы. На основе этих идей Русь в западных и западнорусских источниках раннего Нового времени нередко называется Роксоланией. В отличие от аквитанского племени рутенов, название которых также было заимствовано для обозначения восточных славян и Руси (в форме Рутения), но которые не подходили на роль предков русских, роксолан действительно считали таковыми[1], а их войны с понтийским царём Митридатом представлялись фактом русской истории.
Популярность роксоланской концепции в Речи Посполитой XVI—XVII веков определялась также тем обстоятельством, что происхождение от сарматского племени роксолан давало западнорусской шляхте возможность присоединиться к господствующей в Речи Посполитой концепции сарматизма, обосновывающей особые шляхетские права[4][1].
Роксоланская концепция встречается в сочинении члена киевского братства Захарии Копыстенского «Палинодия» (1621), а также в «Киевском синопсисе» Иннокентия Гизеля (1674). Благодаря «Киевскому синопсису», пользовавшемуся большой популярностью в России, роксоланская теория повлияла и на российскую историографию. Архиепископ Феофан (Прокопович) в качестве латинского заглавия для своей речи на смерть Петра I выбрал «Lacrime Roxolanae», то есть «роксоланские слёзы»[1]. Сторонником теории происхождения русского народа от роксолан, с учётом существования таких взглядов в Европе, был и М. В. Ломоносов[1], под влиянием которого она активно постулировалась в российской историографии в противовес норманизму[5]. Российский историк Д. И. Иловайский выражал уверенность, что «Рось или Русь и Роксаланы это одно и то же название, один и тот же народ»[6]. Российский историк Г. В. Вернадский также отмечал схожесть первой части названия роксолан с наименованием россов. По его мнению, название роксолан (или рухс-асы) позднее было принято группой славянских антов[7]. Группа учёных, являющихся сторонниками роксоланской теории, существует и в настоящее время[1].
Критика
Критика роксоланской концепции началась в XIX веке благодаря развитию критики источников, вспомогательных исторических дисциплин и лингвистики, а также более углублённым исследованиям истории сарматских народов, в том числе роксолан[1]. Согласно современным научным представлениям происхождение славян и, в частности, русских не связано с ираноязычными народами, поскольку, в частности, языки этих групп народов относятся к разным ветвям индоевропейской языковой семьи.
В культуре
Роксоланская концепция, вероятно, повлияла на то, что известная наложница и супруга османского султана Хюррем была описана в литературе и историографии под именем Роксолана. Таким именем впервые назвал её в своём латиноязычном сочинении «Турецкие записки» (лат. Legationis Turcicae epistolae quatuor IV) посол Священной Римской империи в Османской империи Ожье Гислен де Бусбек, основываясь на её предположительном происхождении с территории, называемой Роксоланией[8].
В 1629 году польский поэт Шимон Зиморович написал поэтический цикл из шестидесяти девяти барочных идиллий под названием «Роксоланки, то есть русские панны». Изданный в 1688 году в Чернигове панегирик Ивану Мазепе авторства Яна Орновского носит название «Муза Роксоланская»[9].
См. также
Примечания
- Соколов С. В. Происхождение "народа и имени российского" от племени роксолан: к вопросу о бытовании идеи в коммуникативном пространстве раннего Нового времени // Научный диалог. — 2019. — № 12.
- Соколов С. В. Роксоланская концепция происхождения русских в украинских исторических сочинениях раннего нового времени // Славянский сборник. Вып. 14. Саратов: ИЦ «Наука», 2016. С. 46—52.
- Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы : Представления об этнической номинации и этничности XVI — начала XVIII века / А. С. Мыльников. — СПб.: Петербургское Востоковедение, 1999. — C. 45—57.
- Яковенко Н. Н. Вибір імені versus вибір шляху (назви української території між кінцем XVI — кінцем XVII ст.) // Міжкультурний діалог. Т. 1: Ідентичність. — К.: Дух і літера, 2009. — С. 57—95.
- Деревянко А. В. Роксоланская проблема в российской и украинской археологии: дис. кандидат наук: 07.00.06 — Археология. ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». 2019.
- Иловайский Д. И. Начало Руси. М.: Астрель; АСТ, 2004. С. 89.
- Вернадский Г. В. Древняя Русь. Тверь—М.: Леан; Аграф, 1996.
- Roxolana in European Literature, History and Culture / ed. by Galina I. Yermolenko. New York: Ashgate Publishing, 2010. P. 272.
- Сазонова Л. И. Литературная культура России, Раннее Новое время. М.: Языки славянских культур, 2006. С. 488.