Механизм государства

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства[1].

Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства[2].

Признаки

  • Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1];
  • Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру[1];
  • Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства, состоят из специально подготовленных людей[3];
  • Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3];
  • Материально-техническая обеспеченность[4].

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»:

  • Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчёркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность[1].
  • Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделённых для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооружённые силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует[5].
  • Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства[6].
  • Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия[4][7].

Принципы работы

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]:

  • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  • Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
  • Высокий профессионализм и компетентность.
  • Законность.
  • Субординация и чёткое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

Структура механизма государства

В структуре механизма государства выделяется 5 уровней:

  • Государственные органы — есть властные полномочия.
  • Государственные организации: учреждения и предприятия — нет властных полномочий.
  • Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но полномочиями не обладающие (в отличие от государственных служащих).
  • Материальные средства.
  • В государственный аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура), вооружённые силы.

Особенности построения государственного аппарата в различных странах

Структура государственного аппарата зависит от множества факторов: организации государственной власти (в социалистических странах отрицается разделение властей), политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), деления на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия (например: законодательный орган (дума, парламент), судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства России, канцелярии судов, эксперты — советники министерств). Однако несмотря на многообразие механизмов государства, в их структуре всегда выделяются органы управления и органы принуждения[9].

С точки зрения разделения властей в аппарате управления государства различаются органы (а иногда—и должностные лица) законодательной, исполнительной и судебной власти. В странах социализма, где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы государственного управления, суда и прокуратуры.

Органы законодательной власти представлены общегосударственными структурами (дума, рада, шура, парламент и так далее) (а в некоторых странах, например Индонезии и Туркмении, также над парламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий. Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Согласованность действий обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих представительных органов. К парламентам примыкают некоторые другие органы, не входящие в понятие парламента (аппарат, обслуживающий палаты парламента и их постоянные комиссии, счётная палата, уполномоченный по правам человека и т. д.).

Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по конституции она принадлежит монарху, но на деле в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.), как кажется некоторым, он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возглавляет правительство (премьер-министр), который отчитывается (не всегда) перед монархом. В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Иордания и др.), а в абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся полнота власти.

В республиках исполнительная власть обычно принадлежит президенту, но её реальное осуществление зависит от формы правления. В президентских республиках (Бразилия, США, Египет и др.) президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет государственный аппарат, делегируя министрам те или иные полномочия, а те, в свою очередь, делегируют их нижестоящим государственным служащим. Правительства как коллегиального органа в президентских республиках обычно нет, а если оно есть (Египет и др.), то премьер-министр, назначаемый и снимаемый президентом без ведома парламента, является так называемым административным премьером. Он действует по поручениям президента, а фактическим главой правительства остаётся президент. В парламентарных республиках, например в Индии или Германии, государственный аппарат возглавляет правительство. Нормы конституций, предоставляющие широкие полномочия президентам, парируются другими нормами тех же конституций, согласно которым президент должен действовать только по совету правительства и все его акты недействительны, если на них нет дублирующей подписи премьер-министра (правило контра сигнатуры).

В полупрезидентских республиках иная ситуация. Бывает, что существует «двухголовая» исполнительная власть — она принадлежит и президенту, и правительству (Франция и др.). В России руководство государственным аппаратом тоже разделено. «Силовые» министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, службы безопасности и т. д.), некоторые другие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под непосредственным руководством президента, другими руководит правительство.

К исполнительной ветви власти примыкают материальные придатки государства: армия, авиация, флот, жандармерия, полиция (милиция), национальная гвардия, орган государственной безопасности, разведка и контрразведка, тюрьмы и так далее. По существу, это особые виды государственных организаций. Они в значительной степени усиливают исполнительную власть.

Судебная ветвь власти имеет свой специфический аппарат. В одних странах это сами судьи и обслуживающие суды, технические служащие (секретари судебных заседаний, канцелярия и т. д.), в других — так называемые следственные судьи (в некоторых странах это следователи, не входящие в состав собственно судебного корпуса), прокуроры при судах и подчинённые судьям судебные коменданты, приставы, обеспечивающие порядок судебных заседаний. Существуют разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и решении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и судьи не подчинены по вертикали.

Помимо органов и должностных лиц, относящихся к ветвям власти, примыкающих к ним, государственный аппарат включает структуры с особым статусом. Иногда часть таких органов (избирательные комиссии (трибуналы), избирательный регистр) выделяют в качестве особой ветви избирательной власти (в некоторых странах Латинской Америки), иногда — контрольной власти (генеральные контролёры, генеральные ревизоры, генеральные атторней и т. д. со своими службами). Во многих странах есть омбудсмэны — уполномоченные парламента по правам человека (Россия), по соблюдению правопорядка в вооружённых силах (Германия), по охране окружающей среды (Канада) и др. Согласно конституциям и законам, они при исполнении своих полномочий независимы, не подчинены никакой другой власти. В России особое положение занимает Центральный банк, во Франции — Экономический и социальный совет, в Италии — Высший совет магистратуры, ведающий кадрами судейского корпуса, в Египте — консультативный совет ашшура и т. д. В России и в ряде других стран (Китай, Украина и т. д.) особое звено государственного аппарата образует прокуратура, которая в таких странах обособлена от судов. Её главная задача — контроль соблюдения законности. Специфической частью государственного аппарата являются специализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы и др.), а в некоторых мусульманских странах — органы религиозно-конституционного контроля (они не решают конкретные дела, а следят за соответствием законов Корану).

См. также

Примечания

  1. Алексеев С. С., Архипов С. И., 2005, с. 136.
  2. Матузов Н.И., Малько А.В., 2012.
  3. Перевалов, 2010, с. 68.
  4. Мухаев Р.Т. Правоведение, 2013.
  5. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — С 238.
  6. Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. — 2003. — № 15. — С. 42 — 45
  7. Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003. С. 83-84.
  8. Братановский, 2013.
  9. Алексеев С. С., Архипов С. И., 2005, с. 137.

Литература

  • Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. Политическая история России: Учебное пособие. Ч. 1. IX — начало XX вв. СПб., 2005. С. 182—281.
  • Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государств и права: учебник для вузов. / Отв. ред. Алексеев С. С., Архипов С. И.. М.: Норма, 2005. — 496 с. — ISBN 5-89123-785-7.
  • Перевалов В. Д. Теория государств и права: учебник для вузов.. М.: Юрайт, 2010. — 379 с. — ISBN 978-5-9916-0862-6.
  • Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государств и права. Курс лекций. / Отв. ред. Матузов Н.И., Малько А.В.. — 3-e изд., перераб. и доп.. М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. — 640 с. 1000 экз. экз. — ISBN 978-5-91768-271-6.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.