Гласность
Гла́сность[1][2] — политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации.
В современном словоупотреблении термин (слово) чаще всего используется применительно к политике гласности, проводившейся Михаилом Горбачёвым во второй половине 1980-х годов в СССР и означавшей недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах[3], существенное ослабление цензуры и снятие существовавших в советском обществе многочисленных информационных барьеров. Ранее слово «гласность» использовалось в политике и юриспруденции[2].
В Российской империи
Как политический термин, слово «гласность» впервые стало использоваться в России, имперского периода, в конце 1850-х, обозначая ослабление цензурного контроля за повременной (периодической) печатью, а позже также открытость в принятии решений и процессе работы некоторых органов власти — прежде всего судов, в рамках судебной реформы Александра II[4], пришедшей на смену «канцелярской тайне»[1].
Гласность в СССР
В. И. Ленин неоднократно подчёркивал важность гласности как важнейшего признака демократизма[5][6][7].
При жизни Ленина и в первые годы после его смерти в СССР последовательно проводился курс на очень широкую гласность, но к середине 1930-х годов с ленинским принципом гласности было покончено[8].
На XVII съезде ВКП(б) были ликвидированы созданные по инициативе Ленина объединённые органы ЦКК — НК Рабкрин. Органы партийного контроля, при жизни Ленина не зависимые от ЦК и нижестоящих парткомов, стали непосредственно подчиняться исполнительным органам парткомов. Также был ликвидирован принцип коллегиальности партийного руководства и введено единоначалие[8].
На XVIII съезде ВКП(б) было подвергнуто ревизии марксистско-ленинское учение о социалистическом государстве, отвергнута ленинская идея о социалистическом самоуправлении народа[8].
Митинг гласности — митинг, проведённый диссидентами и сочувствующими 5 декабря 1965 года на Пушкинской площади в Москве. Стал первой публичной политической демонстрацией в послевоенном СССР[9].
Перестройка
Впервые после полувекового молчания в СССР о социальной ценности принципа гласности официально было сказано на апрельском пленуме ЦК КПСС 1985 г.[8].
Впервые о гласности заговорили на XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года. Тогда основной её целью виделось обращение внимания людей на отдельные «недостатки, слабости и прорехи» существующей хозяйственной системы, с целью их оперативного устранения.
В широкий обиход слово «гласность» вошло с 1987 года как обозначение одного из ключевых направлений либеральных реформ в стране («гласность — перестройка — ускорение»), проводившихся в 1987—1991 годах М. С. Горбачёвым на посту Генерального секретаря ЦК КПСС, широко известных под общим названием «Перестройка». Тогда же возникли и лозунги момента: «Больше гласности! Больше демократии!».
Формальное начало проведению политики гласности было положено на 19-й Конференции КПСС в 1988 году.
Однако вскоре гласность выходит за первоначально заданные рамки; теперь её сутью становится снятие существовавших многочисленных информационных табу. С 1987 года самыми обсуждаемыми в печати вопросами становятся те, которые раньше предпочитали замалчивать: эпоха правления Сталина, привилегии номенклатуры, секс вообще и проституция в частности, бюрократизм советской государственной машины, экологические проблемы.[10]
Как считает Арчи Браун, к весне 1989 года официально санкционированная гласность претворилась в практически неограниченную свободу слова[11].
К 1990 году в обществе начинает преобладать ориентация на западные ценности, демократию, свободный рынок. В стране впервые возникает легальная оппозиция социалистическому режиму, которая постепенно приходит к власти в некоторых союзных республиках, в том числе и в России, и берёт курс на их отделение от СССР. В конце 1991 года Советский Союз перестал существовать.
В период гласности были освобождены многие диссиденты, и правозащитная деятельность не сопровождалась судебными преследованиями, в частности, распространение неподцензурной информации (самиздат) не подавлялось, более того, острые вопросы обсуждались в центральной печати, появлялись критические публикации.
С марта 1987 года, в связи с объявленной гласностью, в библиотеках началось возвращение книг из спецхранов в открытые фонды[12][13]. Однако цензура в СССР существовала до 1990 года, хотя появившиеся с 1989 года независимые печатные издания зачастую находили способы её избегать[14].
При этом СМИ продолжали работать в одном направлении. По утверждению М. Н. Полторанина, самой строгой цензуре подвергались самые «свободные» издания: «Московские новости» и «Огонёк». «Егор, — вспоминал Михаил Никифорович о главном редакторе „Московских новостей“ Егоре Яковлеве, — брал все статьи очередного номера в папочку и ехал с этой папочкой к Александру Николаевичу Яковлеву, и Яковлев эту папочку смотрел — вот это пропускаем, а это не пропускаем. Даже в „Правде“ такого не было, только в „Московских новостях“ и в „Огоньке“. В интервью М. Н. Полторанина журналу „Русская жизнь“ приведены несколько примеров такой цензуры. Например, писать о расстреле польских военнопленных в Катыни было можно, а о зверствах белополяков в 1920 г. — нельзя, о пакте Молотова — Риббентропа — пожалуйста, а о безвозмездной передаче „оккупированной“ Литве Вильнюса и Клайпеды — ни в коем случае.[15]
Цензура в СМИ была отменена 1 августа 1990 года, когда вступил в силу закон „О печати“, и заменялась „охраной государственных тайн“. Полномасштабная цензура была снова введена указом ГКЧП в августе 1991 года, но с поражением ГКЧП она была упразднена. Ведомство, осуществлявшее эту деятельность — Агентство по защите государственных секретов в средствах массовой информации при Минпечати СССР — было упразднено перед самым роспуском СССР, 24 октября 1991 года. Этим фактом была поставлена окончательная точка в истории советской цензуры.
Политика гласности привела к тому, что в СССР впервые со времён революции 1917 года появились свободные СМИ. Михаил Горбачёв стал первым и единственным руководителем СССР, подвергавшимся жёсткой критике в советской же официальной прессе[3]. Однако это стало возможным только на позднем этапе Перестройки — в 1990-91 гг.
„Гласность, — пишет Ф. М. Бурлацкий, — стала едва ли не главным тараном, разрушившим коммунистическую систему“. „Огонёк“, „Московские новости“ и „Литературная газета“, а вслед за ними и — новые издания и во многом телевидение раскачивали общественное мнение и направляли недовольство против системы власти».[16]
Гласность в современной России
Некоторые политические деятели и оппозиционеры продолжали употреблять данный термин даже в постсоветский период. Например, они утверждали, что «период гласности закончился в период президентства Владимира Путина»[17][18][19]. Начиная с 2000 года закрывались некоторые независимые телеканалы и газеты, из страны сбежали олигархи, владевшие медиа-активами и отказывавшиеся от сделок по их перераспределению (Гусинский, Березовский и другие). Повсеместно в СМИ появлялась самоцензура.
В 2010 году президент Медведев заявил: «Нам не нужна гласность, нам нужна свобода слова»[20].
Ряд политологов говорит о начале Гласности-II в связи с развитием Рунета и независимого блогинга[21].
В культуре
В фольклоре
Известность получило четверостишие, перефразирующее стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву» [22]:
Товарищ, знай: пройдёт она,
Так называемая «гласность»,
И вот тогда госбезопасность
Припомнит наши имена!
Известные анекдоты эпохи перестройки:
См. также
Примечания
- Случевский В. К. Гласность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гласность // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Достижения Михаила Горбачева. В девяти гифках Как изменил страну первый и последний президент СССР, 2016.
- Реформы Александра II (кроме земельной).
-
Без гласности смешно было бы говорить о демократизме, и притом такой гласности, которая не ограничивалась бы членами организации
В И Ленин Полн. собр. соч. т. 6, c. 138 -
Но гласность есть меч, который сам исцеляет наносимые им раны
В И Ленин Полн. собр. соч. т. 23, c. 52-53 -
Нам нужна полная и правдивая информация. А правда не должна зависеть от того, кому она должна служить.
В И Ленин Полн. собр. соч. т. 54, c. 446 - Ю. Батурин, В. Егоров, В. Керимов, Л. Оников, А. Совокин Гласность и демократия // Урок даёт история / Под общ. ред. В. Г. Афанасьева, Г. Л. Смирнова; сост. А. А. Ильин — М., Политиздат, 1989. — c. 353—375
- 5 декабря 1965 года, 2005, с. 100, 148, 158.
- Островский А. В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. М., Крымский мост-9Д, 2011—863 с.
- Браун А, 2007, с. 71—85.
- Шикман, 1988, с. 3—12.
- Bruhn P, 1989, с. 360—366.
- История одной диссертации, 2007, с. 62—63.
- Кашин О. Лагерный иврит. Судьба правдиста Михаила Полторанина // Русская жизнь. 22 апреля 2009.
- Бурлацкий Ф. М. Михаил Горбачёв — Борис Ельцин. Схватка. М., 2008. С. 12.
- Полле Э. Г, 2005.
- Хакамада, 2004.
- В Вашингтоне недовольны, 2007.
- Президент Медведев предложил заменить открытость действий власти на свободу «критики снизу», 2010.
- Журналистика и медиаобразование, 2007.
- Зиновьев А. А, 1990.
Литература
- Гласность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Гласность // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- 5 декабря 1965 года / Составители: Д. Зубарев, Г. Кузовкин, Н. Костенко, С. Лукашевский, А. Паповян. — М.: Звенья, 2005. — 176 с. — 1020 экз. — ISBN 5-7870-0086-2.
- Зиновьев А. А. Катастройка. Повесть о перестройке в Партграде. — Париж: L'Age d'Homme, 1990. — 184 с.
- Островский А. В. Глупость или измена? Расследование гибели СССР. М.: «Крымский мост», 2011. — 864 с. ISBN 978-5-89747-068-6
- Журналистика и медиаобразование-2007: сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т / Редакционная коллегия: проф. А.П. Короченский (председатель), проф. М.Ю. Казак, проф. А.В. Полонский. — Белгород: БелГУ, 2007. — Т. 1. — 300 с. — ISBN 978-5-9571-0272-4.
- Коктейль Полторанина: Тайны ельцинского закулисья. М.: «Алгоритм», 2013. — 224 с. — («Наследие царя Бориса»). — ISBN 978-5-4438-0357-9
Статьи и публикации
- Достижения Михаила Горбачева. В девяти гифках Как изменил страну первый и последний президент СССР // Meduza : сетевое издание. — 2016. — 2 марта.
- Браун А. Горбачев, Ленин и разрыв с ленинизмом // Полис : Политические исследования. — М., 2007. — № 6. — С. 71—85. — doi:10.17976/jpps/2007.06.08.
- Шикман А. П.. Совершенно несекретно // Советская библиография : журнал. — 1988. — Ноябрь-декабрь (№ 6). — С. 3—12. — ISSN 0869-6020.
- Bruhn P. Гласность в советском библиотечном деле (нем.) = Glasnost im sowjetischen Bibliothekswesen // Zeitschrift für Bibliothekswesen und Bibliographie. — Frankfurt am Main, 1989. — H. 4. — S. 360—366.
- Александр Черницкий. История одной диссертации // Наша власть: дела и лица : журнал. — М.: НВ-Партнер, 2007. — Вып. № 11 (79). — С. 62—63. Архивировано 14 ноября 2012 года.
- Полле Э. Г. Траектория гласности // «Самиздат» : журнал. — 2005.
- В Вашингтоне недовольны // Expert Online : журнал. — М.: Группа «Эксперт», 2007.
- Президент Медведев предложил заменить открытость действий власти на свободу «критики снизу» // Новый День : Информационное агентство. — РИА «Новый День», 2010. — 27 апреля.
Ссылки
- Реформы Александра II (кроме земельной) . Учебные материалы. ChemPort.Ru (2013). Дата обращения: 18 мая 2016.
- Хакамада И. М.. Нам нужно опять возвращаться к гласности (недоступная ссылка) (6 декабря 2004). Дата обращения: 18 мая 2016. Архивировано 1 июня 2016 года.