Каппадокийские греки

Каппадоки́йские гре́ки (греч. Έλληνες-Καππαδόκες, Ελληνοκαππαδόκες, Καππαδόκες; тур. Kapadokyalı Rumlar) — этнографическая группа греков, изначально проживавшая в исторической области Каппадокия в центральной Анатолии[1]. Греки населяли эту территорию с античных времён[2] и к V веку н. э. полностью ассимилировали негреческое индоевропейское население региона[3]. С завоевания Анатолии сельджуками, а позже османскими турками, в среде каппадокийских греков начался период постепенной смены языка и религии, продолжавшийся несколько столетий. Оставшееся христианское население Каппадокии было вынуждено покинуть Турцию в 1923—1924 годах по условиям договора, заключённого между греческим и турецком правительствами и предусматривавшего насильственный греко-турецкий обмен населением. Потомки этих переселенцев сегодня проживают в Греции, а также в диаспоре.

Каппадокийский танец в исполнении греческого ансамбля в г. Салоники

История

Гора Актепе на территории Национального парка Гёреме

Ранние миграции

Древние персы именовали скалистые районы центральной Анатолии «Катпатука». Это название впоследствии было эллинизировано в «Каппадокию»[4].

До появления греков в Малой Азии регион населял другой индоевропейский народ — хетты. Микенцы основали торговые поселения вдоль западного побережья Малой Азии около 1300 года до н. э., распространив здесь позже греческую культуру и язык. Заселение греками внутренней Анатолии относится к эпохе эллинизма, наступившей после завоевания полуострова Александром Македонским[5]. Миграции привели к ассимиляции местного населения и доминированию греческого языка в регионе в течение следующих тысячи лет[3]. В период Македонской империи и наследовавших ей Селевкидов в Каппадокии строились эллинистические города и создавалась гражданская и военная администрация (формально Каппадокия в IV веке до н. э. — I веке н. э. в границах бывшей одноимённой персидской сатрапии была самостоятельным царством, управлявшимся династией греко-персидского происхождения, однако находилась в вассальной зависимости от Селевкидов)[6]. Тем не менее, в отличие от остальных регионов Анатолии, греческое население Каппадокии оставалось в основном сельским. В I веке до н. э. Каппадокия подверглась разрушительному нападению армянского царя Тиграна II, переселившего значительную часть населения области в Месопотамию[7].

Римский период

В 17 году н. э. последний царь Каппадокии Архелай Филопатор был свергнут в результате завоевания царства римским полководцем Тиберием и присоединения его к Римской империи[6]. В римский период Каппадокия прославилась такими деятелями науки как философ Аполлоний Тианский[8] и медик Аретей[9]. Ещё в I веке н. э. регион считался оплотом христианского монашества; к поздней античности же почти вся Каппадокия была христианизирована[10]. Именно здесь родились и прославились христианские деятели Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, впоследствии причисленные к лику святых и получившие известность как Великие каппадокийцы. Распространение христианства в Грузии и Армении также осуществилось благодаря просветительской деятельности уроженки Каппадокии Нины и крещёного в Каппадокии парфянина по происхождению Григория Просветителя.

Византийский период

Пещерные церкви в Гёреме

Каппадокия стала важной административной единицей Византийской империи. Два каппадокийца — Маврикий и Ираклий I — стали византийскими императорами[11]. Начиная с VII века Каппадокия превращается в военизированную буферную зону между Византией и Арабским халифатом, подарившую Византии ряд выдающихся полководцев. Именно в этот период в регионе зарождается культура пещерных и подземных поселений, глубиной до 80 метров, созданных и использовавшихся местным населением для защиты от захватчиков и карательных походов вплоть до начала XX века[12][13]. В X веке византийцам удалось подчинить бывшие арабские владения к востоку от Каппадокии, в том числе Армению, вследствие чего в регионе были расселены группы армянского населения, что в свою очередь привело к этническим трениям с местными греками[14].

Сельджукский и османский периоды

После битвы при Манцикерте значительная часть внутренней Анатолии попала под власть Сельджукидов. Воспользовавшись ослаблением Византии, представители свергнутых армянских княжеских родов отомстили за преследование греками армян, убив каппадокийского митрополита и подвергнув разорению дома богатых греков в Кесарии. Греческие феодалы нанесли ответный удар, убив одного из организаторов атаки, бывшего правителя Анийского царства Гагика II[15].

В сельджукский период некоторым каппадокийским грекам удалось дослужиться до высоких чинов. К ним относится Василий Иагуп, генерал армии Конийского султаната при Масуде II[16] и уроженец Коньи Калоян, архитектор сивасской Гёк медресе[17].

Спортивная команда «Аргеос» греческой семинарии Кесарии (1907)

В последующие века туркоманские и османские завоевания привели к значительным демографическим изменениям в Каппадокии вследствие не только расселения турок, но и массовой исламизации местного христианского (в первую очередь греческого) населения[18]. К концу XVI века Каппадокия была уже преимущественно туркоязычным мусульманским регионом[19]. В регионе Караман компактно проживали караманлиды — субэтническая группа каппадокийских греков, воспринявших турецкий язык в качестве родного, однако остававшихся православными христианами. Грекоязычное население же сохранилось к XX веку лишь в труднодоступных зонах Центрального Тавра, на стыке границ современных турецких илов Невшехир, Аксарай, Конья, Нигде и Кайсери.

К XIX веку в среде каппадокийских греков, благодаря торговым связям, образовалась купеческая элита, снабжавшая население Константинополя вином, вяленой рыбой и икрой[20]. Дома зажиточных каппадокийцев поздней османской эпохи сохранились в Гюзельюрте[21]. Согласно официальной османской статистике, на 1914 год в вилайете Конья из общего населения в 798,3 тысячи человек проживало более 25 тысяч человек греко-православного вероисповедания, половина из которых приходилась на Каппадокию[22].

Современный период

Дети в каппадокийских костюмах

Хотя Каппадокия не превратилась в театр активных военных действий в период Первой мировой войны, истребление христиан Османской империи коснулось и каппадокийских греков[23]. В 1923—1924 годах, по условиям Лозаннской конвенции об обмене населением между Турцией и Грецией, греки Каппадокии были вынуждены оставить свои дома[24]. Обмен населением происходил по религиозному признаку: таким образом, грекоязычное население Анатолии, перешедшее в ислам, оставалось на местах, в то время как православное население, в том числе туркоязычное, подлежало выселению[25]. Выселяемым давался месяц на сборы, после чего они были эвакуированы в порт Мерсин, откуда на кораблях были доставлены в Грецию[26]. При этом многие из них по вине коррумпированных чиновников и грабителей лишились части своего имущества[26]. В Греции каппадокийцы были расселены в основном в Фессалии, Македонии и Западной Фракии;[27] впоследствии часть из них эмигрировала в Западную Европу, Северную Америку и Австралию. В Турции оставшиеся после выселения каппадокийцев дома были заселены выдворенными из Греции мусульманами, а некоторые церкви превращены в мечети[28]. Выселения избежала община греков-каппадокийцев, обосновавшихся в Стамбуле (чьё христианское население не подлежало обмену, согласно конвенции), но и она в основном эвакуировалось в Грецию после Стамбульского погрома 1955 года[29].

Язык

Язык греков-каппадокийцев, выделившись из среднегреческого, приобрёл значимо отличительные черты в XI—XII веках, после того, как вследствие турецкого завоевания и демографических изменений оказался в изоляции от других греческих диалектов Малой Азии. Одними из таких черт стали утрата категории рода, отсутствие влияния романских языков и сильное влияние турецкой грамматики (элементы сингармонизма, агглютинация, порядок слов)[30][31]. С другой стороны, в каппадокийском сохранился ряд архаичных черт, утраченных в большинстве других греческих говоров (древнегреческие притяжательные прилагательные, имперфект, восходящий к ионическому итеративу).

На момент обмена населением на каппадокийском языке говорили в 23 сёлах Турции[27]. Каппадокийский язык был малопонятен носителям греческих диалектов Греции и вскоре после обмена был массово вытеснен новогреческим. В начале XXI века пожилых носителей каппадокийского ещё можно встретить в отдалённой от городов сельской местности Северной Греции[32].

Примечания

  1. Balta, Evangelia. Ottoman studies and archives in Greece. — The Isis Press, 2003. — P. 48. — ISBN 978-975-428-223-8.
  2. Bichakjian, Bernard H. Language in a Darwinian perspective. — Peter Lang, 2002. — P. 206. — ISBN 978-0-8204-5458-0.
  3. Swain, Simon. Bilingualism in Ancient Society: Language Contact and the Written Word / Simon Swain, J. Maxwell Adams, Mark Janse. — Oxford [Oxfordshire] : Oxford University Press, 2002. — P. 246–266. — ISBN 0-19-924506-1.
  4. Bevan, Edwyn Robert. The house of Seleucus, Volume 1. — Barnes & Noble, 1966. — P. 76.
  5. Avi-Yonah, Michael. Hellenism and the East: contacts and interrelations from Alexander to the Roman conquest. — University Microfilms International, 1978. — P. 119. — ISBN 978-0-8357-0301-7.
  6. Boyce, Mary. A History of Zoroastrianism: Zoroastrianism Under Macedonian and Roman Rule / Boyce, Mary, Grenet, Frantz. — BRILL, 1991. — P. 267—269. — ISBN 978-90-04-09271-6.
  7. Cohen, Getzel. The Hellenistic Settlements in the East from Armenia and Mesopotamia to Bactria and India. — University of California Press, 2013. — P. 50. — ISBN 978-0-5202-7382-5.
  8. Haughton, Brian. Hidden History: Lost Civilizations, Secret Knowledge, and Ancient Mysteries. — ReadHowYouWant, 2009. — P. 448. — ISBN 978-1-4429-5332-1.
  9. Toledo-Pereyra, Luis H. Origins of the knife: early encounters with the history of surgery. — Landes Bioscience, 2006. — P. 100. — ISBN 978-1-57059-694-0.
  10. Robert C. Ostergren. The Europeans: A Geography of People, Culture, and Environment / Robert C. Ostergren, Mathias Le Bossé. — Guilford Press, 2011. — P. 184. — ISBN 978-1-59385-384-6.
  11. Stark, Freya. Rome on the Euphrates: The Story of a Frontier. — Tauris Parke Paperbacks, 2012. — P. 390. — ISBN 978-1-84885-314-0.
  12. Kinross, Baron Patrick Balfour. Within the Taurus: a journey in Asiatic Turkey. — J. Murray, 1970. — P. 168. — ISBN 978-0-7195-2038-9.
  13. Dawkins, R.M. Modern Greek in Asia Minor. A study of dialect of Silly, Cappadocia and Pharasa.. — Cambridge University Press, 1916. — P. 16.
  14. Hovannisian, Richard G. The Armenian People From Ancient to Modern Times, Volume I: The Dynastic Periods: From Antiquity to the Fourteenth Century. — Palgrave Macmillan, 2004. — P. 243. — ISBN 978-1-4039-6421-2.
  15. Suzek, Senem. The decoration of cave churches in Cappadocia under Selçuk rule. — Thesis (M.A.)--University of Notre Dame, 2008. — P. 9–11.
  16. Thierry, Nicole. Nouvelles églises rupestres de Cappadoce / Thierry, Nicole, Thierry, Jean Michel. — C. Klincksieck, 1963. — P. viii.
  17. Peacock, A.C.S. Islam and Christianity in Medieval Anatolia / A.C.S. Peacock, Bruno De Nicola. — [Routledge] : Routledge, 2016. — P. 216–221, 229, 231. — ISBN 9781317112693.
  18. Çiğdem Balım-Harding. Turkey / Çiğdem Balım-Harding, Meral Güçlü. — Clio Press, 1999. — P. xxvi. — ISBN 978-1-85109-295-6.
  19. Panzac, Daniel. Histoire économique et sociale de l'Empire ottoman et de la Turquie (1326–1960): actes du sixième congrès international tenu à Aix-en-Provence du 1er au 4 juillet 1992. — Peeters Publishers, 1995. — P. 345–6. — ISBN 978-90-6831-799-2..
  20. C[harles] W[illiam] Wilson (1887). The Greeks in Asia. The Asiatic Quarterly Review, Volume III, January–April, pp. 32–56. — Swan Sonnenshein & Company. — P. 50–51.
  21. Güzelyurt becomes a touristic hub. — Aksaray – Anatolia News Agency, July 17, 2012.
  22. Kemal Karpat (1985), Ottoman Population, 1830—1914, Demographic and Social Characteristics, The University of Wisconsin Press, p. 180—181
  23. Jones, Adam. Genocide: A Comprehensive Introduction. — Taylor & Francis, 2010. — P. 150–151. — ISBN 978-0-415-48618-7.
  24. Baum, Wilhelm. The Christian minorities in Turkey. — Kitab, 2006. — P. 162. — ISBN 978-3-902005-62-5.
  25. Magnarella, Paul J. Anatolia's loom: studies in Turkish culture, society, politics and law. — Isis Press, 1998. — P. 199. — ISBN 978-975-428-113-2.
  26. Oberheu, Susanne. Wadenpohl, Michael. Cappadocia. — BoD, 2010. — P. 270–1. — ISBN 978-3-8391-5661-2.
  27. Ammon, Ulrich. Morphologies in Contact. — Akademie Verlag, 2012. — P. 180. — ISBN 978-3-05-005701-9.
  28. Darke, Diana. Eastern Turkey. — Bradt Travel Guides, 2011. — P. 164–5. — ISBN 978-1-84162-339-9.
  29. Augustinos, Gerasimos. The Greeks of Asia Minor: confession, community, and ethnicity in the nineteenth century. — Kent State University Press, 1992. — P. 18. — ISBN 978-0-87338-459-9.
  30. Karatsareas, Petros. The loss of grammatical gender in Cappadocian Greek. — Transactions of the Philological Society 107 (2), 2009. — P. 196–230.
  31. Karatsareas, Petros. Convergence in word structure: revisiting ‘agglutinative’ noun in ection in Cappadocian Greek. — Diachronica 33 (1), 2016. — P. 31–66.
  32. Laboratory of Ancient Greek Dialects. University of Patras. Дата обращения: 30 сентября 2016. Архивировано 10 декабря 2017 года.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.