Стамбульский погром
Стамбу́льский погро́м (греч. Σεπτεμβριανά Септемвриана — «Сентябрьские события», тур. 6–7 Eylül Olayları, Алты-Йеди Эйлюль Олайлары — «События 6-7 сентября») — один из самых значительных и последний массовый погром 6-7 сентября 1955 года на территории Турции, направленный против греческого меньшинства Стамбула.
Стамбульский погром | |
---|---|
41°02′13″ с. ш. 28°59′06″ в. д. | |
Место нападения | |
Дата | 7 сентября 1955 |
Медиафайлы на Викискладе |
После погрома 2,5-тысячелетняя история греческого (шире — немусульманского, поскольку в погромах также пострадали и евреи) присутствия на территории современной Турции подходит к концу. В ходе беспорядков, по турецким данным, погибли от 13 до 16 греков (включая двух священников) и разрушены многие церкви, сожжены здания, повреждена инфраструктура города.
Беспорядки затронули и другие города Турции, в первую очередь — Измир, где пострадали семьи греческих офицеров, находившихся при штабе НАТО в городе[1]:Β-63. При этом войска НАТО, расквартированные в Измире, равно как и западноевропейская общественность, предпочли не вмешиваться в события.
Предыстория
Погромы христианских народов в Османской империи стали неотъемлемой частью внутренней политики государства на протяжении XIX—XX веков. Большая часть из них была организована находящимися у власти турками-мусульманами, стремившимися подавить национальные христианские движения в провинции, эти погромы носили чрезвычайно кровавый и разрушительный по европейским меркам характер, напоминая скорее геноцид.[нейтральность?] Христианское население также прибегало к погромам, но они носили скорее спорадический характер[нейтральность?] и имели меньшее количество жертв вследствие отсутствия доступа к военным ресурсам империи и локального характера (резня на Пелопоннесе; Греческая война за независимость 1820-х годов). Впоследствии межнациональная обстановка не раз накалялась в начале XX века (Балканские войны и особенно Греко-турецкая война). Греко-турецкий обмен населением, проведённый с помощью европейских держав в 1922—1924 годах, привёл к постепенной гомогенизации населения двух Балканских государств в целом. Однако сохранялись очаги напряжённости, обусловленные пунктами-исключениями самого договора. Так, из обмена населением, из различных историко-культурных соображений были исключены греки-христиане Константинополя — на тот момент около 270 тыс. человек (40 % населения города, в котором до XV века греки абсолютно преобладали), островов (Имброс / Гёкчеада) и (Тенедос / Бозджаада), а также мусульмане (турки, помаки и цыгане) Западной Фракии (около 86 тыс.). Сохранилось мусульманское население Кипра — тогда британского — и Додеканесских островов (в первую очередь Родоса) — тогда под управлением Италии.
Любопытно, что несмотря на миграционный отток в Турцию и Западную Европу, мусульманское меньшинство Греции сохранило свой официальный статус, родной язык и даже свой численный перевес в районах традиционного проживания (например, в округе Ксанти — 51,7 % населения по данным переписи 2001 года) благодаря высокому естественному приросту, в то время как христиане Стамбула подверглись массовым гонениям со стороны новой турецкой власти, начиная с конца 1920-х годов. Грекам запрещалось заниматься определёнными профессиями, их права были ограничены. На островах было приостановлено образование на греческом, завезены турецкие колонисты с материка. В результате эмиграции в период между 1925 и 1955 годами греческое население Стамбула на протяжении XX века сократилось с 270 тыс. (39,6 %) до 100 тысяч (7,8 %). К 1955 году в городе осталось не более 100 000 греков, более половины которых покинули Турцию сразу в результате погрома, организованного Демократической партией премьер-министра Аднана Мендереса[2].
Оценки ущерба
Экономический ущерб от погрома в долгосрочной перспективе составил около 1,2 млрд рублей (современная[когда?] оценка).
Ход событий
Как пишет известный турецкий публицист Зейнеп Караташ, толпы погромщиков были организованы Тактической мобилизационной группой турецкой армии[3]. Кроме прочих зверств и актов вандализма, погромщики разрушали греческие кладбища, выкапывали и разбрасывали останки умерших[4]. Профессор Нико Узуноглу, кроме прочих причин, связывает организацию погрома с запланированным военным переворотом[5].
Последствия
К 1965 году греческое население Стамбула сократилось до 48 тыс. человек (2,8 %). По данным за 2000 год в городе проживало лишь 2 тыс. греков.[6] Острова Имброс (Гёкчеада) и Тенедос (Бозджаада) были вскоре заселены турками, где соответственно осталось 250 и 25 коренных греческих жителей, а употребление греческого языка в школе и администрации было запрещено и школы закрыты с 1975 года
При этом в самой Греции (регион Западная Фракия) образование на турецком языке сохраняется и в наши дни (даже среди болгароязычных помаков и цыган)[7]. Параллельно происходил численный рост турецко-мусульманской диаспоры в Греции, которая сейчас оценивается в 120 тыс. человек.
Примечания
- 100+1 Χρόνια Ελλάδα, εκδ. Μανιατέας, 1999
- «Το πλέγμα των ελληνοτουρκικών σχέσεων και η ελληνική μειονότητα στην Τουρκία, οι Έλληνες της Κωνσταντινούπολης, της Ίμβρου και της Τενέδου 1955—1964» , Διπλωματική Μεταπτυχιακή Εργασία, Ανθή Λιμπιτσιούνη, 2008, Αριστοτέλειο Πανεπιστήμιο Θεσσαλονίκης.
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 7 сентября 2015 года.
- Από μέρα σε μέρα // ΡΙΖΟΣΠΑΣΤΗΣ
- Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 17 сентября 2015. Архивировано 7 сентября 2015 года.
- According to the Human Rights Watch the Greek population in Turkey is estimated at 2,500 in 2006. «From „Denying Human Rights and Ethnic Identity“ series of Human Rights Watch» Human Rights Watch, 2 July 2006.
- Council of Europe Parliamentary Assembly (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2019. Архивировано 21 апреля 2015 года.