Децим Юний Брут Каллаик

Децим Юний Брут Каллаик (лат. Decimus Junius Brutus Callaicus; родился предположительно в 181 году до н. э. — умер после 121 года до н. э.) — римский военачальник и политический деятель из плебейского рода Юниев, консул 138 года до н. э. Во время своего консулата конфликтовал с народными трибунами из-за воинского набора. В последующие годы был наместником провинции Дальняя Испания; здесь он завоевал Лузитанию и Галлецию, первым из римских полководцев выйдя к Атлантическому океану. Совместно с Марком Эмилием Лепидом Порциной вёл войну с городом Паллантия в Кельтиберии, но потерпел поражение. По возвращении в Рим в 132 году до н. э. получил триумф и почётное прозвание Каллаик (Галлецийский).

Децим Юний Брут Каллаик
лат. Decimus Iunius Brutus Callaicus
претор Римской республики
не позже 141 года до н. э.
консул Римской республики
138 год до н. э.
137-136 годы до н. э.
избран до 129 года до н. э.
129 год до н. э.

Рождение 181 год до н. э. (предположительно)
Смерть после 121 года до н. э.
Рим
Род Юнии
Отец Марк Юний Брут
Мать неизвестно
Супруга Клодия
Дети Децим Юний Брут, Юния, Юния (по одной из версий)

Позже Децим Юний участвовал в войне против япидов в Иллирии (129 год до н. э.). В 121 году до н. э. он командовал проправительственными войсками при подавлении движения Гая Семпрония Гракха.

Биография

Происхождение

Децим Юний принадлежал к плебейскому роду Юниев, первые достоверные известия о котором относятся к концу IV века до н. э. Позже, в I веке до н. э., плебеи Бруты уже претендовали на происхождение от патриция Луция Юния Брута, легендарного основателя Римской Республики, имевшего якобы троянское происхождение[1]. Децим был одним из двух сыновей Марка Юния Брута, консула 178 года до н. э.; его старший брат Марк поднялся в своей карьере только до претуры (в 140 году до н. э.)[2].

Аппиан называет родственником Децима Юния Марка Эмилия Лепида Порцину[3], но не уточняет степень родства[4].

Начало карьеры

О жизни Децима Юния до консулата ничего не известно[5]. Исходя из требований Закона Виллия, исследователи датируют рождение Брута 181 годом до н. э.[6]; не позже 141 года до н. э. он должен был занимать должность претора[7].

В 138 году до н. э. Децим Юний стал консулом вместе с патрицием Публием Корнелием Сципионом Назикой Серапионом[8]. Немецкий антиковед Г. Симон предполагает, что у коллег были дружественные взаимоотношения[9]. Источники упоминают два конфликта между этими консулами и народными трибунами, причём неизвестно, какой из них произошёл раньше[10]. Брут упоминается в связи с одним из этих конфликтов, поводом для которого стал воинский набор для очередной кампании в Испании. Консулы проводили мобилизацию со всей строгостью, подвергая уклонистов порке розгами и продавая их в рабство[11]; народные трибуны Гай Куриаций и Секст Лициний потребовали, чтобы от службы освободили десять человек по их выбору, а получив отказ, подвергли Брута и Назику аресту[12][13]. Таким образом, по словам антиковеда М. Моргана, трибуны «эксплуатировали и выражали всеобщее и глубокое недовольство требованиями набора»[14].

К 138 году до н. э. относится резонансное дело об убийстве неких «известных людей» в Сильском лесу, что в Бруттии, основными подозреваемыми в котором стали арендаторы местной дегтярни. Децим Юний и Публий Корнелий по поручению сената провели расследование и судебные слушания по этому делу[5]. Сначала защитником арендаторов был Гай Лелий, который вёл защиту «очень тщательно и изящно»; тем не менее консулы, выслушав его, постановили продолжить следствие. Тогда защита перешла к Сервию Сульпицию Гальбе, и он произнёс речь настолько энергично и убедительно, что судьи тут же оправдали обвиняемых при всеобщем одобрении[15].

В Лузитании и Галлеции

На момент распределения провинций в начале 138 года до н. э. ещё не было известно о том, что самый опасный враг Рима в те годы, вождь лузитанов Вириат, убит. Поэтому сенат решил в очередной раз направить в Дальнюю Испанию одного из консулов; эта провинция досталась Дециму Юнию, предположительно на основе его соглашения с коллегой. Позже, когда известие о гибели Вириата пришло в Рим, миссию Брута никто отменять не стал[16].

Децим Юний продолжил дело Цепиона по расселению на новых землях лузитанов для того, чтобы положить конец их набегам. В частности, Брут предоставил поселенцам основанную им колонию Валенсия и земли вокруг неё[13]. В историографии нет единого мнения об идентификации этого города: это может быть Валенсия-де-Алькантара, Валенсия дель Гид или Валенсия на реке Миньо. Ряд исследователей склоняется в пользу первого варианта[17]. Вследствие новой колонизационной политики и гибели Вириата лузитаны перестали быть угрозой для Дальней Испании. Тем не менее война продолжалась: теперь это было планомерное завоевание Римом собственно Лузитании. Неясно, насколько большую роль при этом сыграла инициатива Децима Юния[18].

Предположительно в первый год своего наместничества (138 до н. э.) Брут прошёл через всю Лузитанию до океана и до реки Дурий. Он разорял всё на своём пути; местное население либо укрывалось в горах, либо оказывало ожесточённое сопротивление, но римляне неизменно одерживали верх[19]. За время этого похода было взято тридцать городов[13]. Луций Анней Флор рассказывает, что Децим Юний, «с победой дойдя до побережья Океана, …с ужасом и страхом святотатства увидел солнце, закатывающееся в море, огонь его, погруженный в воды, и только тогда повернул боевые знамена»[20].

В следующем году (137 до н. э.) Децим Юний, уже с полномочиями проконсула[21], перешёл Дурий и опустошил территории к северу от этой реки. Самым знаменитым эпизодом этой кампании стало форсирование реки Обливион. Существовала легенда, что тот, кто её перейдёт, потеряет память, и римских солдат, узнавших об этом, охватил суеверный ужас. Тогда Брут сам схватил штандарт и вошёл в воду; его армии пришлось последовать за ним[13][22][23]. Далее римляне вторглись в земли галлеков, с которыми прежде никогда не имели дело (по словам Гая Веллея Патеркула, Децим Юний дошёл «до тех, о которых едва ли кто слышал»[24]). Здесь произошло большое и ожесточённое сражение, в котором римляне одержали победу. Именно к этому эпизоду может[25] относиться фрагмент из «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского: «Юний уговаривал солдат теперь или никогда вести себя как мужчины и показать себя достойными своих прежних успехов… Тем не менее, их сердца не дрогнули, ибо сила рассудка возобладала над их телесной немощью»[26]. Павел Орозий сообщает, будто галлеков в этой битве было 60 тысяч, и 50 тысяч из них погибло, а ещё 6 тысяч попали в плен[27]; Ф. Мюнцер предположил, что эти неправдоподобные цифры восходят к анналистам[5].

По данным Овидия, это сражение произошло 9 июня:

Прозвище Брут получил когда-то Каллаика в этот
День, ибо пролил врагов кровь на Испанской земле.

Публий Овидий Назон. Фасты, VI, 461—462.[28]

Победив галлеков, Децим Юний дошёл до реки Миний. Воины горного племени бракаров напали на римский обоз, после чего началась новая серия боёв. Бракары сражались с большим мужеством, причём не только мужчины, но и женщины; тем не менее римляне снова одержали победу[29].

В Кельтиберии

К тому времени, когда Брут закончил свой поход на северо-запад (осенью 137 года до н. э.), резко ухудшилась обстановка в соседней провинции. Тамошний наместник Гай Гостилий Манцин, окружённый нумантинцами, заключил с ними позорный договор, который в Риме отказались признавать. Поэтому полномочия Децима Юния, вопреки сложившейся традиции, продлили во второй раз[30]. Известно, что это решение было предметом дискуссии в сенате и что с речью «Об империи Децима Брута» (De imperii D. Bruti) выступил Публий Корнелий Сципион Эмилиан; предположительно он поддержал эту пролонгацию. Новым наместником Ближней Испании стал родственник Брута Марк Эмилий Лепид Порцина[31][32].

Поскольку нумантинская проблема оказалась на какое-то время подвешенной в воздухе, Лепид Порцина решил начать новую войну — с племенем ваккеев, обвинённым в связях с Нуманцией, — и Брут его поддержал. Предположительно уже в 136 году до н. э. наместники осадили город Паллантия. Сюда прибыли двое послов из Рима, Луций Корнелий Цинна и Луций Цецилий Метелл Кальв; привезённое ими постановление сената, адресованное Лепиду, недвусмысленно запрещало эту войну, но было проигнорировано, причём в числе формальных оснований, названных Марком Эмилием, был тот факт, что сенат не знал об участии в войне Децима Юния[33][34].

Осада Паллантии затянулась, так что римляне начали испытывать серьёзные трудности со снабжением. Им пришлось съесть всех обозных животных, и многие солдаты умерли с голоду. Брут и Лепид «долгое время крепились»[35], но в конце концов отдали приказ об отступлении в самый неожиданный момент, ночью. В результате отход римской армии был больше похож на бегство: легионеры бросали раненых, больных и даже собственное оружие и уходили без какого-либо порядка. Паллантинцы воспользовались этим и весь следующий день преследовали врага, нанося ему серьёзный урон (Орозий говорит о 6 тысячах погибших[36]). С наступлением ночи измученные римляне не смогли даже разбить лагерь, но противник по неизвестной причине ушёл; существует предположение, что виной тому было лунное затмение в ночь с 31 марта на 1 апреля 136 года до н. э.[37][38]

После этого поражения Брут вернулся в свою провинцию. Ф. Мюнцер предполагает, что осада Паллантии была последней военной операцией Децима Юния в Испании[37], но по мнению Г. Симона, уже после этих событий произошло упомянутое у Аппиана[39] умиротворение Лузитании. Многие местные общины за время отсутствия проконсула отпали от Рима, и Бруту пришлось подчинять их заново. В деталях известен только один эпизод — усмирение города Талабрига, который до того восставал неоднократно. Децим Юний добился его капитуляции, вывел жителей из города, окружил своими солдатами и произнёс речь, в которой перечислил все измены талабригийцев. Те пришли в ужас, решив, «что он хочет сделать с ними что-то страшное»[22], но Брут, закончив, отпустил горожан, ограничившись конфискацией общественного имущества[40].

Когда именно закончилось наместничество Децима Юния в Дальней Испании, неизвестно. Сохранившиеся источники не сообщают, сколько раз продлевались его полномочия. Триумф над галлеками и лузитанами состоялся в 132 году до н. э., но Брут мог вернуться в Италию существенно раньше[41].

Поздние годы

Триумф Децима Юния состоялся незадолго до триумфа Сципиона Эмилиана над нумантийцами, то есть в 132 году до н. э. Возможно, этому предшествовал какой-то период ожидания; причиной тому могли стать поражение Брута под Палланцией и сложная политическая ситуация в Риме[41]. Триумфатор вступил в город «с великой славой»[42] и получил почётное прозвание Каллаик (Галлецийский)[43]. На средства из добычи он построил во исполнение данного в Испании обета храм Марса рядом с Фламиниевым цирком (автором проекта был Гермодор Саламинский) и другие «храмы и памятники». Известно, что преддверия в эти храмы Брут украсил цитатами из произведений поэта Луция Акция, который был его лучшим другом[44][45]. Внутри храма Марса Децим Юний поставил статуи Марса и Венеры работы Скопаса[46].

В 129 году до н. э. в качестве легата Брут принял участие в походе консула этого года Гая Семпрония Тудитана в Иллирию, против племени япидов[47]. Сначала римляне потерпели поражение, но позже «благодаря доблести Децима Юния Брута» была одержана победа[48][43]. Благодаря одному упоминанию в трактате Марка Туллия Цицерона «О дружбе»[49] известно, что ещё до 129 года до н. э. Децим Юний стал членом жреческой коллегии авгуров[47].

В последний раз Брут упоминается в источниках в связи с событиями 121 года до н. э. Когда в Риме развернулись полноценные уличные бои между сторонниками Гая Семпрония Гракха и сенатской «партией», Брут был в составе последней. Он командовал отрядом, ворвавшимся на Капитолий, где засели гракханцы, со стороны Публиева склона[50]. При этом некоторые источники утверждают, что Гай Гракх был зятем Децима Юния[51][52].

Интеллектуальные занятия

Марк Туллий Цицерон в трактате «Брут» упоминает, что Каллаик «говорил не без изящества и для своего времени был весьма сведущ как в латинской, так и в греческой литературе». Об этом Цицерону рассказывал Луций Акций[53]. Свою любовь к греческой культуре Децим Юний продемонстрировал, пригласив архитектора-грека для строительства храма Марса[43].

Известно, что Децим Юний считал декабрь последним месяцем года, а потому именно в декабре совершал жертвоприношения умершим[54].

Семья

Брут был женат на женщине по имени Клодия[55], от которой имел сына того же имени. Корнелий Непот утверждал, что на дочери Децима-старшего был женат Гай Семпроний Гракх, но большинство античных авторов, по словам Плутарха, называет единственной женой Гая Лицинию, дочь Публия Лициния Красса Муциана[51]. Ф. Мюнцер выдвинул гипотезу, примиряющую эти два варианта: Брут мог жениться на вдове Красса Муциана, так что Гракх был женат на его падчерице, а не дочери[56].

Дочерью Брута могла быть жена Гая Клавдия Марцелла, претора 80 года до н. э.[57] В этом случае внуком Децима Юния был ещё один Гай Клавдий Марцелл, муж сестры Августа.

Примечания

  1. Wiseman T., 1974, р. 155.
  2. Iunius 1, 1918, s. 961—962.
  3. Аппиан, 2002, Иберийско-римские войны, 80.
  4. Симон Г., 2008, с. 232.
  5. Iunius 57, 1918, s. 1021.
  6. Sumner G., 1973, р. 17; 59.
  7. Broughton R., 1951, р. 477.
  8. Broughton R., 1951, р. 483.
  9. Симон Г., 2008, с. 204.
  10. Morgan M., 1974, р. 213.
  11. Фронтин, IV, 1, 20.
  12. Цицерон, О законах, III, 20.
  13. Тит Ливий, 1994, Периохи, 55.
  14. Morgan M., 1974, р. 212—213.
  15. Цицерон, 1994, Брут, 85—88.
  16. Симон Г., 2008, с. 203—204.
  17. Симон Г., 2008, с. 197—198.
  18. Симон Г., 2008, с. 225.
  19. Аппиан, 2002, Иберийско-римские войны, 73.
  20. Флор, 1996, I, 33.
  21. Broughton R., 1951, р. 485.
  22. Аппиан, 2002, Иберийско-римские войны, 74.
  23. Симон Г., 2008, с. 228.
  24. Веллей Патеркул, 1996, II, 5.
  25. Симон Г., 2008, с. 229.
  26. Диодор Сицилийский, XXXIII, 26, 1.
  27. Орозий, 2004, V, 5, 12.
  28. Овидий, Фасты, VI, 461—462.
  29. Симон Г., 2008, с. 230.
  30. Broughton R., 1951, р. 487.
  31. Iunius 57, 1918, s. 1022.
  32. Симон Г., 2008, с. 231—233.
  33. Аппиан, 2002, Иберийско-римские войны, 81.
  34. Симон Г., 2008, с. 232—234.
  35. Аппиан, 2002, Иберийско-римские войны, 82.
  36. Орозий, 2004, V, 5, 13.
  37. Iunius 57, 1918, s. 1023.
  38. Симон Г., 2008, с. 234—235.
  39. Аппиан, 2002, Иберийско-римские войны, 73—75.
  40. Симон Г., 2008, с. 237—238.
  41. Симон Г., 2008, с. 238—239.
  42. Евтропий, 2001, IV, 19.
  43. Iunius 57, 1918, s. 1024.
  44. Цицерон, 1993, В защиту Архия, 23.
  45. Валерий Максим, 1772, VIII, 14, 2.
  46. Плиний Старший, XXXVI, 4, 26.
  47. Broughton R., 1951, р. 505.
  48. Тит Ливий, 1994, Периохи, 59.
  49. Цицерон, 1974, О дружбе, 6.
  50. Орозий, 2004, V, 12.
  51. Плутарх, 1994, Тиберий и Гай Гракхи, 21.
  52. Луций Ампелий, 2002, XIX, 4; XXVI, 2.
  53. Цицерон, 1994, Брут, 107.
  54. Цицерон, О законах, II, 54.
  55. Цицерон, 2010, К Аттику, XII, 22, 2.
  56. Iunius 57, 1918, s. 1024—1025.
  57. Münzer F., 1920, s. 404—407.

Источники и литература

Источники

  1. Луций Ампелий. Памятная книжица. СПб.: Алетейя, 2002. — 244 с. — ISBN 5-89329-470-X.
  2. Луций Анней Флор. Эпитомы // Малые римские историки. М.: Ладомир, 1996. — 99—190 с. — ISBN 5-86218-125-3.
  3. Аппиан Александрийский. Иберийско-римские войны // Римская история. М.: Ладомир, 2002. — 878 с. — ISBN 5-86218-174-1.
  4. Валерий Максим. Достопамятные деяния и изречения. СПб., 1772. — Т. 2. — 520 с.
  5. Гай Веллей Патеркул. Римская история // Малые римские историки. М.: Ладомир, 1996. — С. 11—98. — ISBN 5-86218-125-3.
  6. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. Сайт «Симпосий». Дата обращения: 6 января 2016.
  7. Евтропий. Бревиарий римской истории. СПб., 2001. — 305 с. — ISBN 5-89329-345-2.
  8. Тит Ливий. История Рима от основания города. М.: Наука, 1994. — Т. 3. — 768 с. — ISBN 5-02-008995-8.
  9. Публий Овидий Назон. Фасты. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 16 января 2017.
  10. Павел Орозий. История против язычников. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2004. — 544 с. — ISBN 5-7435-0214-5.
  11. Плиний Старший. Естественная история. Дата обращения: 14 января 2017.
  12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: Ладомир, 1994. — Т. 3.
  13. Секст Юлий Фронтин. Военные хитрости. Сайт «ХLegio». Дата обращения: 22 января 2017.
  14. Марк Туллий Цицерон. Брут // Три трактата об ораторском искусстве. М.: Ладомир, 1994. — С. 253—328. — ISBN 5-86218-097-8.
  15. Марк Туллий Цицерон. О законах. Сайт «История Древнего Рима». Дата обращения: 16 января 2017.
  16. Марк Туллий Цицерон. Письма Марка Туллия Цицерона к Аттику, близким, брату Квинту, М. Бруту. СПб.: Наука, 2010. — Т. 3. — 832 с. — ISBN 978-5-02-025247-9,978-5-02-025244-8.
  17. Марк Туллий Цицерон. Речи. М.: Наука, 1993. — Т. 2. — ISBN 5-02-011168-6.
  18. Марк Туллий Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М.: Наука, 1974. — 248 с.

Литература

  1. Симон Г. Войны Рима в Испании. М.: Гуманитарная академия, 2008. — 288 с. — ISBN 978-5-93762-023-1.
  2. Broughton R. Magistrates of the Roman Republic. — New York, 1951. — Vol. I. — 600 p.
  3. Morgan M. «Cornelius and the Pannonians»: Appian, Illyrica 14, 41 and Roman History, 143—138 B.C. // Historia. — 1974. Т. 23, № 2. С. 183—216.
  4. Münzer F. Iunius 1 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1918. — Bd. Х, 1. — Kol. 960—962.
  5. Münzer F. Iunius 57 // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1918. — Bd. Х, 1. — Kol. 1021—1025.
  6. Münzer F. Römische Adelsparteien und Adelsfamilien. — Stuttgart, 1920. — P. 437.
  7. Sumner G. Orators in Cicero's Brutus: prosopography and chronology. — Toronto: University of Toronto Press, 1973. — 197 с. — ISBN 9780802052810.
  8. Wiseman T. Legendary Genealogies in Late-Republican Rome // G&R. — 1974. № 2. С. 153—164.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.