Битва при Болмане

Битва при Болмане (сербохорв. Битка код Болмана/Bitka kod Bolmana), также известная как Болманская битва (сербохорв. Болманска битка/Bolmanskа bitkа) и Битва на Болманском плацдарме (сербохорв. Борба на Болманском мостобрану/Borba na Bolmanskom mostobranu), — боевые действия соединений 12-го Воеводинского корпуса[К 1] 3-й Югославской армии, а также частей 3-го Украинского фронта и 1-й Болгарской армии, направленные на отражение контрнаступления 91-го армейского корпуса группы армий «Е» вермахта и ликвидацию немецкого плацдарма в районе села Болман в период с 6 по 22 марта 1945 года.

Битва при Болмане
Основной конфликт: Народно-освободительная война Югославии и Великая Отечественная война

Монумент в память погибшим в Болманской битве Второй мировой войны
Дата 622 марта 1945
Место плацдарм у села Болман (ныне Хорватия)
Итог победа частей 3-й Югославской армии, 3-го Украинского фронта и 1-й Болгарской армии
Противники

 СССР
Югославия
Болгария

 Нацистская Германия

Командующие

Фёдор Иванович Толбухин
Коста Надь
Владимир Димитров Стойчев

Александер Лёр
Вернер фон Эрдмансдорф

Силы сторон

3-й Украинский фронт:

12-й Воеводинский корпус (НОАЮ):

части 16-й пехотной дивизии

91-й армейский корпус (Третий рейх): усиленная 11-я авиаполевая дивизия, 1-я казачья дивизия СС

Потери

12-й Воеводинский корпус НОАЮ: около 660 человек убитых, 2331 раненых и 275 пропавших без вести

По данным штаба 3-й армии общие потери составили около 6000 человек, выбывших из строя, по немецким данным - около 2000 человек[1]

    Бои на Болманском плацдарме являлись эпизодом Балатонской оборонительной операции и завершились поражением немецких войск.

    В немецкой историографии события битвы известны как форсирование частями группы армий «Е» реки Драва и захват плацдарма севернее Валпово в ходе операции под кодовым названием «Лесной дьявол» (нем. Unternehmen «Waldteufel»).

    Предыстория

    После завершения Будапештской операции войска 2-го и 3-го Украинского фронтов получили 17 февраля 1945 года указание Ставки Верховного Главнокомандования о подготовке наступления в направлении на Братиславу и Вену. В то же время, поступающие разведывательные данные указывали на сосредоточение в Западной Венгрии крупных, преимущественно танковых, сил вермахта и намерение немецкого командования осуществить контрнаступление в районе озера Балатон. В сложившейся обстановке войскам 3-го Украинского фронта была поставлена задача: не приостанавливая подготовку наступления на Вену, временно перейти к обороне, на заранее подготовленных рубежах отразить немецкое контрнаступление, после чего начать наступление на венском направлении. Полная готовность к обороне устанавливалась к 3 марта. В связи с подготовкой к отражению предстоящего немецкого контрнаступления, командующий фронтом Ф. И. Толбухин обратился к Верховному Главнокомандующему Югославской армии (ЮА) с предложением об обеспечении левого фланга 3-го Украинского фронта силами 12-го Воеводинского корпуса 3-й армии. 4 марта командование ЮА отдало приказ своей 3-й армии о подчинении 3-му Украинскому фронту югославских частей, расположенных севернее реки Драва[3][4][5].

    Целью готовящегося немецкого наступление являлось уничтожение войск 3-го Украинского фронта в районе: река Дунай, озеро Балатон, река Драва. Замысел немецкого командования предусматривал наступление на трёх сходящихся направлениях. Главный удар наносили войска 6-й полевой и 6-й танковой армии СС между озёрами Веленце и Балатон в юго-восточном направлении с целью выхода к Дунаю, захвата Дунафёльдвара и рассечения войск 3-го Украинского фронта на две части. В последующем войска 6-й танковой армии СС должны были наступать на север и юг вдоль правого берега Дуная. Второй удар выполнялся 2-й танковой армией из района Надьканижи в направлении на Капошвар. Третий удар планировался силами 91-го армейского корпуса группы армий «Е» из района Дони-Михоляц на север, навстречу войскам 6-й танковой армии СС. По расчёту немецкого командования, наступление должно было обеспечить окружение и уничтожение главных сил 3-го Украинского фронта, выход немецких войск к Дунаю и захват плацдарма на его левом берегу. Поддержку с воздуха обеспечивала авиация 4-го воздушного флота[3].

    Планы, положение и силы сторон в районе обороны югославских войск

    План немецкого наступления в Венгрии в марте 1945 года

    Согласно плану операции «Лесной дьявол», 91-й армейский корпус группы армий «Е» должен был форсировать Драву на отрезке от Валпово до Дони-Михоляц, занять плацдарм и развивать наступление в направлении на Мохач. Для обеспечения этой задачи на правом берегу Дравы перед фронтом болгарской 1-й армии были сосредоточены 297-я пехотная и 104-я егерская дивизии. На участке перед линией обороны частей 3-й Югославской армии располагалась 11-я авиаполевая дивизия[4]. От успеха планируемого наступления зависела дальнейшая судьба группы армий «Е». За Дравой ей противостояли болгарские и югославские войска, за ними стояли советские резервные соединения, которые могли быть задействованы в случае необходимости. Ввиду численного превосходства советских, а также союзных им болгарских и югославских войск, перспектива быть отрезанными от основных сил вермахта составляла для немцев вопрос существования[6].

    По приказу группы армий «Е», под командованием генерала фон Эрдмансдорфа 6 марта 1945 переходили в наступление с форсированием реки Драва следующие соединения:
    a) 11-я авиаполевая дивизия — возле Валпово (22 км юго-восточнее от Дони-Михоляц);
    б) 297-я пехотная и 104-я егерская дивизия — возле Дони-Михоляц;
    в) с целью отвлечения и сковывания сил противника боевая группа генерала Фишера производила демонстративные действия у села Мославина (15 км западнее Дони-Михоляц). Боевые группы «а» и «б» должны были захватить высоты в 15—20 км севернее Дравы, объединить плацдармы и наличными мобильными силами, с введением в прорыв 1-й казачьей дивизии СС овладеть переправами у Батины и Мохача.

    Вместе с тем, сложная военная обстановка в Боснии не позволила немецкому командованию создать на дравском участке фронта желаемую и относительно сильную ударную группировку[К 2]. Неравными были силы наступающих и обороняющихся в артиллерии, танках и авиации. Так, для операции удалось стянуть лишь 5 самоходных штурмовых орудий и 16 итальянских лёгких танков. Ввиду отсутствия превосходства в живой силе и технике, а также большой удалённости от двух других наступающих группировок, успех операции «Лесной дьявол» зависел от продвижения на юг сильных соединений 6-й танковой ормии. В этих условиях командование группы армий «Е» делало максимум возможного для достижения 91-м корпусом быстрого успеха. Корпусу была придана 1-я казачья дивизия СС. Со Сремского фронта была снята и перемещена в качестве резерва в район Винковци 117-я егерская дивизия. Для обеспечения управления войсками в ходе предстоящей операции штаб группы армий «Е» передислоцировался из города Нова-Градишка в Джяково[6].

    На противоборствующей стороне, в начале марта 16-я Воеводинская дивизия 12-го корпуса обороняла на левом берегу Дравы участок от села Торьянци до Старо-Село, a 36-я дивизия — от Старо-Село до устья Дравы. В армейском резерве состояла 51-я Воеводинская дивизия, части которой были сосредоточены в районе Бранина — Тополе — Кнежеви-Виногради. Авиационная поддержка частей 12-го корпуса обеспечивалась советской 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизией и югославской 42-й штурмовой авиационной дивизией из авиагруппы генерала А. Н. Витрука. Справа от югославских позиций, от села Торянци и далее вверх по течению Дравы держала оборону 1-я Болгарская армия. В связи с высокой концентрацией немецких сил вдоль фронта в Венгрии, Верховный Главнокомандующий ЮА обязал штаб 3-й армии повысить бдительность и боеготовность вверенных ему частей[7][4][8].

    Ход сражения

    Восточная Хорватия

    В ночь с 5 на 6 марта 11-я авиаполевая дивизия форсировала в четырёх местах Драву севернее Валпово на участке 16-й Воеводинской дивизии. Севернее от Дони-Михоляц, на линии обороны 1-й Болгарской армии, переправились на левый берег Дравы части 104-й егерской и 297-й пехотной дивизий. Несмотря на встреченное сопротивление 16-й дивизии, немцы ещё до утра 6 марта заняли сёла Нови-Бездан и Болман и захватили плацдарм до 8 км по фронту и до 5 км в глубину. Немецкие демонстративные переправы через Драву около cела Ретфала и на северной периферии Осиека были пресечены сильным огнём и контратакой подразделений 36-й дивизии. С этого дня на пространстве сёл Нови-Бездан и Болман были введены в бой из армейского резерва 8-я и 12-я бригады 51-й дивизии, а на следующий день — 7-я и 14-я бригады. В течение 6 марта югославские бойцы дважды выбивали немцев из Болмана, но после ответных контратак были вынуждены отступить. В целом, в первый день боёв инициатива была на немецкой стороне, а в действиях югославских частей отмечались поспешность и несогласованность. Используя ошибки, несогласованность действий и недостаточное владение югославским командованием оперативной ситуацией на плацдарме, немцы нанесли утром 7 марта фланговые удары по 16-й и 51-й дивизиям. Им вскоре удалось расширить плацдарм, так как предпринятые ночью меры югославских частей были недостаточно скоординированы, а их подразделения пребывали в состоянии перегруппирования или на подходе к месту назначения. Вследствие такого развития событий югославские 4-я и 8-я бригады, вместо того, чтобы охватить переправившиеся немецкие войска с флангов и нанести им удар во фланг и тыл, сами оказались в полуокружении и под перекрёстным огнём неприятеля. Весь день шли встречные бои. Атаки и контратаки противоборствующих сторон меняли одна другую. Село Болман трижды переходило из рук в руки. И всё же, несмотря на сложность ситуации, в течение дня почти все атаки немецкой 11-й авиаполевой дивизии были отбиты. Немцам удалось захватить только село Майшке-Медже. Три попытки 12-й бригады вернуть его остались без успеха[3][7][4][9].

    8 марта немцы предприняли попытку прорваться в направлении населённого пункта Бараньско Петрово-Село, но были остановлены 8-й бригадой 51-й дивизии. Возобновлённые ночные атаки немецких подразделений на этом участке также были отбиты 8-й бригадой. 9 марта немцы атаковали на всём плацдарме, сосредоточив удары против 16-й дивизии и заняли Бараньско Петрово-Село. Но этот успех был недостаточен. Югославские и болгарские войска, поддерживаемые частями советского 133-го стрелкового корпуса, держали оборону на направлениях удара 91-го корпуса и не давали объединить оба плацдарма. По признанию бывшего начальника штаба группы армий «Е» генерал-майора Э. Шмидт-Рихберга, уже 9 марта немецкому командованию стало ясно, что ожидать успеха наступления на плацдармах больше не стоит. 10 марта бои продолжились с новой силой. В течение дня контратаками 7-й и 12-й бригады 51-й дивизии, а также введённой из резерва 15-й бригады 16-й дивизии были отбиты все атаки немцев в районе сёл Майшке-Медже и Болман. Не сумев преодолеть сопротивление и контратаки 12-го Воеводинского корпуса, части 11-й авиаполевой дивизии вынуждены были отойти на исходные позиции и занять оборону[7][6].

    В течение всех дней боёв на плацдарме активную поддержку югославским войскам с воздуха оказывала авиация 17-й воздушной армии и югославской 42-й штурмовой авиадивизии. Ударами по переправе и боевым порядкам немцев штурмовики и бомбардировщики наносили им потери, срывали сроки переброски на плацдарм артиллерии, частей 104-й и 1-й казачьей дивизий, а также военной техники[6][5].

    Тем временем войска 3-го Украинского фронта отразили контрнаступление 6-й танковой армии СС. В связи с этим, немецкое командование отдало 14 марта приказ группе армий «Е» об отводе своих сил с плацдармов на правый берег Дравы. К этому времени на плацдарме у Дони-Михоляц для немецких войск сложилась тяжёлая ситуация. Чтобы оказать им поддержку, в ночь с 17 на 18 марта командование 91-го корпуса ввело в бой на Болманском плацдарме 4-й Кубанский полк и 1-й артиллерийский дивизион из состава 1-й казачьей дивизии СС. Удар наносился вдоль Дравы в направлении Дони-Михоляц на правом фланге 16-й дивизии. Немцам удалось продвинуться вперёд, захватить село Торянци и выйти к венгерской границе. Но их успех развития не имел. 1-я и 4-я бригады 16-й дивизии совместно с одним полком 16-й болгарской дивизии и советским мотоциклетным полком 133-го стрелкового корпуса контратаковали казаков ночью 18 марта и отбросили их на исходную позицию. С целью подготовки к заключительной фазе боёв, ночью с 19 на 20 марта и днём 20 марта на плацдарме осуществлялись перегруппирование и концентрация сил частей югославской 3-й армии, 133-го стрелкового корпуса (один стрелковый и один мотоциклетный полки) и 1-й Болгарской армии (около одного стрелкового полка). Первоначально предполагалось нанести удар с целью ликвидации Болманского плацдарма утром 21 марта, однако командование 3-го Украинского фронта перенесло срок атаки на 22 марта. Немцы воспользовались этой задержкой и в ночь с 20 на 21 марта отвели артиллерийские и казачьи подразделения на правый берег Дравы. Обнаружив отход неприятеля, 16-я и 51-я воеводинские дивизии инициативно перешли 21 марта в наступление и заняли сёла Бараньско Петрово-Село, Майшке-Медже, Болман и Джорджев-Двор. Их действия поддержали один полк Красной армии и один полк болгарской 16-й дивизии. К 24 часам 22 марта последние арьергардные отряды немцев были частью уничтожены, частью отброшены на правый берег. Плацдарм у Валпово был ликвидирован. За этот успех командующий 3-м Украинским фронтом объявил благодарность войскам 3-й Югославской армии[7][1].

    Итоги

    В боях на плацдарме 12-й Воеводинский корпус НОАЮ потерял убитыми около 660 человек, ранения получили по разным данным 2270—2331 человек, от 120 до 275 человек пропали без вести[К 3]. По данным штаба 3-й Югославской армии, общие потери войск 91-го армейского корпуса на плацдарме у Валпово составили убитыми и ранеными около 6000 человек. По немецким данным — около 2000 человек[4][1]. Немецкий историк Карл Хниликка не указывает число потерь, но отмечает, что войскам 91-го корпуса удалось вывести свои части с плацдарма, сохранив их боеспособность, несмотря на становившийся всё более сильным натиск союзных югославских, советских и болгарских войск[6].

    Немецкое контрнаступление закончилось поражением. По этому поводу активный участник событий генерал-майор Э. Шмидт-Рихберг писал: «Это была… последняя отчаянная попытка политического спасения германского юго-востока. Если бы наступление имело хотя бы частичный успех, то это могло бы повлечь за собой временную разрядку обстановки и в Югославии. Ход операций на фронте группы армий „Юг“ не только похоронил последние надежды на восстановление положения в Дунайско-Карпатском регионе, но и отвлёк в Венгрию новые необходимые силы из района группы армий „Е“»[3].

    Успешное завершение боёв на Болманском плацдарме знаменует вклад 3-й Югославской армии в общую победу в Балатонской оборонительной операции. Войска 12-го Воеводинского корпуса остановили немецкое наступление и не дали противнику выполнить стоявшую перед ним задачу прорыва к переправам на Дунае и городу Печ. Установившееся после этого затишье на Дравском фронте дало возможность 3-й армии накопить силы для завершающего этапа освобождения страны[4][1].

    Память

    Памятник погибшим в Болманской битве

    В память о сражении воздвигнуты два монумента погибшим бойцам 12-го Воеводинского корпуса НОАЮ. Центральный памятник сооружён в 1951 году на высоте 92 на северо-западной околице села у развилки дороги, ведущей из Болмана в Бараньско Петрово-Село, где происходили самые тяжёлые бои. Второй памятник стоит в центре села Болман[10].

    Примечания

    Комментарии
    1. Приказом Верховного Главнокомандующего НОАЮ от 1 января 1945 года из Главного штаба народно-освободительной армии и партизанских отрядов Воеводины и штаба 12-го корпуса сформирован штаб 3-й армии НОАЮ. Вместе с тем штаб 12-го корпуса был расформирован только 28 марта 1945 года[2].
    2. По политическим соображениям Гитлер запретил планомерную эвакуацию войск группы армий «Е» из Боснии. Сложная обстановка в этом районе потребовала перебросить туда в канун наступления 7-ю дивизию СС, что ослабило ударный потенциал операции «Лесной дьявол»[6].
    3. Cогласно новейшим результатам исследований, представленным в подготовленной к печати книге Йована М. Недича «Болманская Битва», безвозвратные потери трёх воеводинских дивизий составили 1138 человек, из которых 866 человек погибли, a 272 человека пропали без вести[10].
    Источники
    1. Božić, 1989, с. 592.
    2. Zbornik NOR, t. 11, knj. 3, 1976, с. 37.
    3. Шеховцов, 1979, с. 176—186.
    4. Dželebdžić, 1989, с. 272—273.
    5. Predrag Pejčić, 1991, с. 94—109.
    6. Hnilicka, 1970, с. 121—125.
    7. Terzić, 1965, с. 505—507.
    8. Predrag Pejčić, 1991, с. 94—117.
    9. Božić, 1989, с. 541—543.
    10. Nedić, 2016.

    Литература

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.