Полянская битва

Поля́нская би́тва (словен. Bitka na Poljani) — последний бой на территории Словении после капитуляции Германии во Второй мировой войне, состоявшийся в селе Поляна 14 мая 1945 года между частями усташей и Югославской армии. Победа в Полянском бою обеспечила армии Независимого государства Хорватия (НГХ) прорыв к австрийской границе с целью сдаться в плен британским войскам, однако 15 мая вооружённые силы НГХ при содействии командования британского 5-го корпуса капитулировали перед Югославской армией.

Полянская битва
Основной конфликт: Народно-освободительная война Югославии

Поляна
Дата 14 мая 1945
Место Поляна, Словения
Итог Бой завершился прорывом войск НГХ к австро-югославской границе, но не привёл к желаемой для них капитуляции перед армией Великобритании.
Противники

НГХ

Югославская армия

Силы сторон

Подразделения усташей

1-й и 2-й батальоны 1-й Словенской пролетарской ударной бригады «Тоне Томшич»
1-й батальон 6-й Словенской бригады «Славко Шландер»[1]
подразделения 7-й Воеводинской ударной бригады

Потери

110 убитых, около 100 раненых[2]

8 убитых, 6 раненых, 19 пропавших без вести[2]

    Предыстория

    Словения

    В начале мая 1945 года крах НГХ был очевиден как для его вождя — поглавника Анте Павелича, так и для правительства и военного руководства. Ещё 30 апреля на совещании Павелича с членами правительства НГХ было принято решение покинуть страну вместе с отступающей германской армией. 6 мая командующий немецкими войсками в Италии генерал-фельдмаршал Кессельринг встретился в городе Грац с командующим группой армий «Е» генерал-полковником Лёром и сообщил о предстоящей капитуляции Германии и прекращении с 9 мая применения оружия. После этой встречи вечером 7 мая Лёр информировал об этом Павелича и передал ему командование хорватскими войсками. Утром 8 мая Павелич созвал в городе Рогашка-Слатина совещание Главного усташского стана, на котором было решено сдаться британским и американским войскам, «чтобы не быть захваченными русскими или войсками Тито». Здесь же функции командования хорватской армией были возложены на генерала Векослава Лубурича. Затем Павелич оставил свой штаб и армию и с небольшой свитой ушёл через Марибор в Австрию[3][4].

    10 мая в населённом пункте Тополщица Лёр подписал акт капитуляции сил вермахта на Юго-Востоке перед югославскими войсками, однако многочисленные немецкие воинские части, а также подразделения усташей, домобран, домобранцев и четников устремились в британскую зону оккупации в Западную Штирию и Юго-Восточную Каринтию, чтобы избежать югославского плена и сдаться западным союзникам[5][6].

    12 мая большая часть вооружённых сил НГХ и беженцев, спасавшихся от коммунистов, находилась на дорогах и просёлочных путях от Целе до Дравограда. Здесь же в надежде спастись от партизан[К 1] пребывали около 10 000 сербских и черногорских четников, которые присоединились к вооружённым силам НГХ и отступали со своими семьями. В то же время немецкие части, в том числе казачьи и остатки двух разбитых смешанных мусульманско-боснийско-фольксдойчерских легионерских дивизий, разоружались югославами либо прорывались в Австрию[6].

    Единственные пути отхода в Австрию пролегали через Дравоград и Поляну. Шесть дивизий югославской 3-й армии успели блокировать старую австрийскую границу, чтобы пресечь уход неприятеля в британскую зону, а части 1-й армии не давали ему возможности отступать. В этой обстановке некоторые командиры усташских частей и домобран пытались договориться о безпрепятственном проходе в Австрию, но успеха не имели. В то же время усташское командование отвергало всякие мысли о капитуляции перед Югославской армией, опасаясь, что с ними поступят так же, как они на протяжении четырёх лет поступали с партизанами и их сторонниками из числа гражданского населения[9][6].

    Попытку прорыва вооружённых сил НГХ из окружения в Австрию возглавляли ветераны-усташи из Чёрного легиона, дивизии охраны поглавника, усташских охранных бригад, совершившие в течение войны массовые военные преступления над гражданским населением и акты геноцида над сербами, цыганами и евреями, и потому решившие бороться ожесточённо и беспощадно до решающего конца, не щадя своей жизни[6].

    После множества мелких столкновений в различных местах усташи атаковали 12 мая Дравоград с целью создания плацдарма через Драву. Тяжёлый бой длился два дня, на протяжении которых атаки усташей чередовались с контратаками частей 14-й Словенской, 51-й и 36-й Воеводинских дивизий, однако прорыв не удался и югославы сохранили контроль над Дравоградскими мостами[6].

    Понимая, что Дравоградскими мостами усташам не овладеть, а кольцо окружения опасно сужается под натиском наступающих сил югославской 3-й армии, командование оставшихся частей НГХ решило попытаться прорваться через объездные дороги. Усташский генерал Рафаэль Бобан собрал самые боеспособные отряды, совершил с ними ночной обходной манёвр через деревню Котле и около 3 часов утра 14 мая внезапно атаковал штаб и мелкие подразделения 7-й Воеводинской бригады 51-й дивизии в Равне-на-Корошкем, вынудив их отступить. Этим манёвром усташи очистили главную дорогу из района Дравограда на запад, вдоль долины реки Межа и близлежащих дорог[6].

    Бой при Поляне

    Вся масса людей, состоявшая из остатков хорватского войска и беженцев, скопившаяся перед Дравоградом, устремилась по дороге в сторону Равне-на-Корошкем и Превалья. Несмотря на панику и хаос в рядах отступавших, войска были полны решимости окончательно вырваться из партизанского кольца. Боевой авангард армии НГХ легко вытеснил небольшой отряд 7-й Воеводинской бригады из Превалья и рано утром вышел к развязке дорог в селе Поляна[6].

    До старой югославско-австрийской границы отсюда оставалось около 5 км и ещё 5 км до Блайбурга. Командование усташей располагало сведениями, что британские войска уже дислоцированы на старой австрийской границе, но препятствием были югославские части, находившиеся в селе Поляна и вокруг него. Тогда здесь развернулся бой, длившийся весь день до вечера 14 мая, который часто называют последней крупной битвой Второй мировой войны в Европе[6].

    Схема Полянского сражения 14 мая 1945 года

    Для югославов в тот день сложилась неблагоприятная ситуация. Накануне, 13 мая, 1-я Словенская пролетарская бригада «Тоне Томшич» из состава 14-й Словенской дивизии остановила в селе Поляна 104-ю егерскую дивизию вермахта. После нескольких часов безуспешных переговоров последовал недолгий ожесточённый бой, в котором бригада нанесла тяжёлый урон немецкой дивизии и вынудила её капитулировать. Весь вечер и ночь 1-я Словенская бригада разоружала около 10 000 немецких солдат и офицеров и затем сопроводила их в плен в направлении Чрна-на-Корошкем, поэтому в Поляне осталась только небольшая её часть, а также один батальон 6-й Словенской бригады «Славко Шландер» и разбитые подразделения 7-й Воеводинской бригады. Теперь им довелось противостоять ожесточённому натиску частей армии НГХ. В результате жестокого боя, длившегося в селе с 9 утра до 17 часов вечера и в котором обе стороны понесли значительные потери, партизаны были вынуждены отступить. Таким образом дорога на Блайбург была открыта[6].

    Последующие события

    Пока в Поляне длился бой, сильная усташская группировка перешла реку Межу в Равне-на-Корошкем, смяла позиции 6-й и 12-й бригад 51-й Воеводинской дивизии, оттеснила их на левый берег Дравы и взяла под свой контроль район между Межой и Дравой. Тем был обеспечен относительно безопасный проход по дороге в Поляну и Блайбург для большей части армии НГХ и сопровождавших её гражданских лиц. Хотя дорога была перегружена, движение по ней было медленным и с большими задержками, а длина колонны составляла более 40 км, довольно большая группа войск и беженцев пробилась до ночи к австрийско-словенской границе[6].

    На схеме показаны основные маршруты усташских колонн во время прорыва из Цельской котловины и долины Мислини, и тех, кому удалось прорваться к англичанам 12—15 мая 1945 года

    Ранним вечером 14 мая авангард вооружённых сил НГХ был встречен передовым британским танковым соединением 5-го корпуса 8-й армии. Представители усташей были немедленно проинформированы о демаркационной линии, которую им запрещено пересекать. Утром и до полудня 15 мая на Блайбургском поле собрались войска и беженцы численностью предположительно около 30 000 человек. Остальные бесконечной массой растянулись по дороге, вплоть до Дравограда. Партизаны использовали временное затишье для перегруппировки и окружили отступающих плотным кольцом[6].

    Около 15 часов 15 мая делегация вооружённых сил НГХ в составе генералов Херенчича и Серваци, а также полковника Црлена встретилась с представителем штаба британского 5-го корпуса, командиром 38-й (ирландской) пехотной бригады бригадным генералом Патриком Скоттом в старинном замке близ Блайбурга. Генерал Скотт очень холодно принял хорватов, не представился и не протянул им руку. Предложения хорватов о капитуляции перед британской армией, принятии военнослужащих хорватских вооружённых сил в плен, а также предоставлении убежища для гражданских лиц было отвергнуто со ссылкой на указание резидента Штаба союзных войск Гарольда Макмиллана. При этом итог переговоров был предопределён с первых минут встречи, когда генерал Скотт заявил, что хорватские войска по соглашению о перемирии должны были сложить оружие перед партизанскими отрядами восемь дней назад и тем не менее они продолжили сражаться. На ответ Херенчича, что «для НГХ партизаны — это банда», Скотт перебил его и решительно ответил: «Они наши союзники»[6][10][11].

    Затем генерал Скотт тепло приветствовал прибывших вскоре делегатов-партизан командира 14-й Словенской дивизии Ивана Ковачича-Эфенку и политического комиссара 51-й Воеводинской дивизии Милана Басту и попросил их продиктовать условия капитуляции. Условия были следующие: в течение 1 часа 20 минут вывесить белые флаги и провести организованную капитуляцию всей армии. Эти условия были согласованы между югославами и англичанами утром 14 мая накануне приёма делегации вооружённых сил НГХ. Когда хорваты запросили продления сроков подготовки к капитуляции, генерал Скотт предупредил их, что английские танки находятся в распоряжении партизанских командиров. Перед лицом этой угрозы делегация около 16 часов отправилась к своим войскам, чтобы проинформировать их об условиях капитуляции[6][12].

    Окружение и капитуляция усташей на Блайбургском поле 15 мая 1945 года

    Около 16 часов первые хорватские подразделения сложили оружие. Часть усташей не приняла капитуляцию и покончила жизнь самоубийством. Согласно изложению Иво Голдстейна, при этом разразилась кратковременная перестрелка, в результате чего погибло по разным данным от 16 до 40 человек. Ещё одной части хорватских военнослужащих, в том числе высокопоставленным усташам, удалось бежать через окрестные холмы в Австрию или назад в Хорватию. Историография по теме о капитуляции войск НГХ возле Блайбурга содержит много противоречивых сведений о численности хорватов, ставших жертвами несудебных расстрелов. Вместе с тем достоверные данные о численности и причинах гибели людей на поле возле Блайбурга и в других местах Каринтии отсутствуют[К 2]. Большая часть военнослужащих вооружённых сил НГХ сдалась на Блайбургском поле партизанам. Остальные были взяты в плен на пространстве между Блайбургом и Целе. После этого их отправили пешим ходом в импровизированные лагеря в Марибор и Техарье около Целе[18].

    Итог

    Успех усташей в Поляне обеспечил войскам НГХ выход к австро-югославской границе, но не привёл к желаемой ими капитуляции перед британской армией. Большинство армии НГХ сдалось Югославской армии 15 мая 1945 года[6][19][20]. Так, согласно данным историка Младенко Цолича, в районе Блайбурга 15 мая были пленены около 30 000 усташей, в том числе 12 генералов и четнический комитет национальных войск (сербохорв. Komitet nacionalnih trupa)[21].

    В подавляющем большинстве многочисленных публикаций о событиях в Блайбурге утверждается, что большая часть армии НГХ сдалась британцам, а затем те передали хорватов Югославской армии. Вместе с тем по заключению историка Иво Голдстейна — это не соответствует действительности. До 15 мая британские воинские части в Каринтии согласились с капитуляцией нескольких небольших групп войск НГХ и поместили их в лагеря для военнопленных. Решение не принимать капитуляцию большинства вооружённых сил НГХ и оставить эту процедуру Югославской армии было cогласовано командованием британского 5-го корпуса со Штабом союзных войск заранее, перед встречей в Блайбурге[6][22].

    Согласно сведениям историка Арнольда Зуппана, представляются достоверными данные штаба югославской 3-й армии о взятии в плен в период с 8 по 19 мая 1945 года 60 000 усташей и домобран, в том числе дивизии охраны поглавника, а также 10 000 четников[23].

    До конца мая 1945 года английская сторона экстрадировала в Югославию из своих лагерей для военнопленных около 3 000 военнослужащих вооружённых сил НГХ и усташских должностных лиц, включая министров правительства, а также около 20 000 ранее принятых словенских белогвардейцев, черногорских и сербских четников и лётичевцев[6]

    Память

    К сороковой годовщине последних сражений и освобождения Югославии в селе Поляна в 1985 году был открыт памятник свободы и мира. Мемориал работы академического скульптора Стояна Батича представляет собой поставленную на бетонную основу разломленную гранату, из которой вылетает стая голубей[24].

    Источники

    Комментарии

    1. Для бойцов НОАЮ было принято единое наименование «партизаны», хотя вначале в некоторых местностях Югославии использовалось название «герилац»[7]. Термином «партизаны» в контексте войны в Югославии в 1941—1945 годах обозначаются члены нерегулярных воинских формирований и участники вооружённого движения Сопротивления, руководимого КПЮ — НОАЮ (c 1 марта 1945 года переименована в Югославскую армию)[8].
    2. Историк Иво Голдстейн категорически отрицает массовые убийства хорватов во время капитуляции армии НГХ на Блайбургском поле[13]. Историк Хольм Зундхауссен считат спорным вопрос о массовых ликвидациях на месте капитуляции усташей. Исследователь данной темы Штефан Дитрих заключает: «Расстрелы или систематические массовые убийства Югославской армией в Блайбурге и окрестностях не могут быть доказаны»[14][15]. По оценкам Голдстейна, приказ Тито от 14 мая 1945 года о запрете расстрелов пленных в последующие дни после капитуляции усташей в основном выполнялся. По его данным, «за пределами Блайбурга было всего 27 жертв после того, как группа усташей отказалась сложить оружие. Голдстейн отмечает, что Югославская армия находилась в контакте с британскими частями в Каринтии, а военные преступления означали бы потерю репутации и, вероятно, спровоцировали бы протесты со стороны западных союзников»[16][17].

    Примечания

    1. Strle, 1977, с. 317.
    2. Zbornik NOR, t. 6, knj. 19, 1975, с. 784—786.
    3. Ivo Goldstein, 2008, с. 351.
    4. Hnilicka, 1970, с. 143.
    5. Suppan, 2014, с. 1288.
    6. Goldstein, 2008.
    7. Anić et al., 1982, с. 26—28.
    8. Schmid, 2020, с. 55.
    9. Colić, 1988, с. 394—397.
    10. Sundhaussen, 2012, с. 61—62.
    11. Zebec, 2017, с. 93, 96—97, 107.
    12. Zebec, 2017, с. 96—97.
    13. Zebec, 2017, с. 108.
    14. Dietrich, 2008, с. 301.
    15. Zebec, 2017, с. 156.
    16. Zebec, 2017, с. 179.
    17. Sundhaussen, 2012, с. 70.
    18. Zebec, 2017, с. 96—98, 221.
    19. Klanjšček, 1984, с. 367.
    20. Repe, 2016, с. 314.
    21. Colić, 1988, с. 397.
    22. Zebec, 2017, с. 93, 107.
    23. Suppan, 2014, с. 1287—1290.
    24. Revija Svobodna beseda.

    Литература

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.