Бацбийцы

Бацби́йцы, цова-туши́ны, цо́ва, цо́вцы (бац. ба́цби, ед.ч. — бацав; груз. ბაცბები, წოვათუშები, ингуш. ба́цой, чечен. бей, ба́цой) — небольшой нахский народ на Кавказе, проживающий на территории Кахетии в Грузии. Являются потомками ингушей, в прошлом переселившихся из Горной Ингушетии в Тушетию. Численность на 2017 год — 3000 человек. Исповедуют православие.

Бацбийцы
Современное самоназвание Бацби[1]
Численность 3000[2]
Расселение  Грузия
Археологическая культура кобанская
Язык бацбийский, грузинский
Религия православие
Входит в нахские народы
Родственные народы ингуши, тушины, чеченцы
Происхождение ингуши
Бацбийцы. Конец XIX века

Расселение и численность

В Тушетию (горную область на северо-востоке Грузии) бацбийцы переселились из Горной Ингушетии[3]. В Тушетии, в верховьях Андийского Койсу они проживали совместно с тушинцами. Согласно переписи в СССР 1926 года именно как представители народности бацбиец или цова-тушин зарегистрировано было только 7 человек — это оказалось 7 женщин из городского населения; в Телавском уезде Грузинской ССР (ЗСФСР) было зарегистрировано 2 564 носителей бацбийского языка[комм. 1][4]. В настоящее время большинство бацбийцев проживает в селе Земо-Алвани возле города Ахмета в верховьях Алазани (Кахетия, южный склон Большого Кавказского хребта).

Носители бацбийского языка согласно официальным переписям населения СССР[комм. 2][5]:
1926
всего муж жен
Всего в СССР (все на территории ЗСФСР)
— в городских поселениях
— в сельских поселениях
2564
2
2562
527
2
525
2037
0
2037

Происхождение

Согласно большинству авторов, в частности грузинских, бацбийцы происходят от ингушей[6][7][8][9][3]. Данные ингушских и бацбийских народных преданий также свидетельствуют о том, что бацбийцы пришли из местности Вабуа в горной Ингушетии[10]. По некоторым данным переселение части ингушей-фяппинцев в Тушетию произошло в конце XVI века либо в начале XVII века[11].

П. К. Услар относил бацбийцев к чеченцам[12]. Русский исследователь XIX века Е. Г. Вейденбаум называет бацбийцев небольшим чеченским обществом[13].

В 1855 году, в Германии, немецкий академик А. Шифнер по материалам исследований учёного языковеда Иова Цискарова (1820-1860) в основу которого были положены научные и литературные материалы, собранные первым ученым цова-тушинцем издает в Берлине работу «Характеристика тушинского языка». В те же годы он публикует монографию на немецком языке о грамматической структуре тушинского языка. С большим уважением отзываясь о вкладе Иова Цискарова в изучение грамматической структуры родного языка, А. Шифнер в предисловии к монографии писал: «К сожалению, до сих пор не оказалось ни одного человека среди чеченцев, который смог бы сделать столько же, сколько сделал священник И. Цискаров для родного языка»[14][13].

Язык

Говорят на бацбийском языке (бесписьменный), исторически знают грузинский, также знают русский.

Как пишет в первой половине XIX века учёный языковед цова-тушинец Иов Цискаров, «…суть кистинского происхождения. Язык их кистинский и, что совершенно все равно, чеченский». «Сопоставление писем чеченского языка было бы весьма полезно, — утверждал И. Цискаров в своем очерке. — Кроме благодетельного и легчайшего средства к образованию туземцев, оно облегчило бы успех благих мер правительства…[14]»

В сентябре 1771 года И. А. Гюльденштедт прибыл в Грузию. Там он пробыл целый год. Вместе с царём Картли и Кахетии Ираклием II Гюльденштедт объехал всю Кахетию.

В ближайшем родстве с чеченским языком находится так называемый тушинский язык или тушский язык. Название это, употреблено впервые акад. Гюльденштедтом и принятое последующими лингвистами, совершено неправильно и уже не раз давало повод для недоумения. Дело в том, что тушинами называются, как было указано в своем месте горные грузины, живущие по верховьям Андийского Койсу (Тушинской Алазани) и отчасти на южном склоне Главного хребта в верхней долине Кахетинской Алазани. В неизвестную, но вероятно в очень отдалённую эпоху, в верховьях Андийского же Койсу поселилось небольшое чеченское общество, называющее себя бацби (в единственном числе бацав). Гюльденштедт хотя и угадал родство их языка с чеченским, но назвал их тушинами, с которыми они живут совместно, но отличаются и по языку и по происхождению. Бацби составляли прежде одно Цовское сельское общество, а ныне разделяются на два: Индуртское и Сагиртское, заключающее в себе 1500 д. об. п. Большая часть этих горцев перешла в недавнее время на Алазанскую равнину и поселилась близ села Ахмет. Язык бацби был исследован акад. Шифнером он происходит от Чеченского, но в течение времени и под влиянием грузинского настолько разошелся с ним грамматически, что может считаться теперь не чеченским наречием, а отдельным языком

этнограф, кавказовед Е. Г. Вейденбаум[15]

.

Культура

Согласно БСЭ в быту и культуре бацбийцев много элементов культуры грузин, с которыми они консолидируются[1]. Н. Г. Волкова в своей работе «Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX в.» отмечает:

На примере бацбийцев и кистин виден также процесс культурного слияния этих народов с грузинами. Наиболее интенсивно оно происходило среди цова-тушин, в большинстве ассимилировавшихся грузинами ко второй половине XIX в.: бацбийцы заимствовали у них костюм, обычаи, песни и т.п.[16]

Примечания

Комментарии
  1. Следует различать учёт в переписи населения по народностям и по носителям языка, в некоторых случаях, обычно относящихся к малочисленным народностям или к местным ответвлениям более крупных этнических групп, перепись давала резкие различия такого учёта, которые вряд ли могут быть объяснимы процессами ассимиляции (Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. IV).
  2. В переписи населения в СССР 1926 года имеется не точная информация о бацбийцах: на странице IV — семь человек назвавших себя бацбийцами, ошибочно указаны зарегистрированными в пределах Северо-Кавказского края (правильно — ЗСФСР); на странице XIII — бацбийцы ошибочно указаны родственными народам так называемой черкесской группы (правильно для данной переписи — чеченской группы; в годы проведения переписи исследователи включали чеченцев, ингушей и других в так называемую чеченскую группу, в современном кавказоведении для этого понятия используется термин нахские народы). (Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. IV, XIII, XVI, 6-7).
Источники
  1. Бацбийцы. БСЭ.
  2. The Red Book of the Peoples of the Russian Empire
  3. Alexander Grigolia, 1939, с. 7.
  4. Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. IV, XIII, 6-7.
  5. Перепись 1926 г., Вып. IV, 1928, с. 28—29.
  6. Эристов, 1854, с. 1
    «Цова, Цовское общество, есть племя Кистинское, самобытное, Галгайского происхождения, не утратившее ещё природного коренного своего языка».
    .
  7. Эристов, 1855, с. 81
    «Происхождение Цовского общества или, лучше сказать, переселение оного из ущелья Глигвы в Тушетию, не подлежит сомнению».
    .
  8. Бакрадзе, 1875, с. 89 — «Впрочем, в этом случае исключение составляют из тушин одни цовцы, которых относят к кистинскому или галгайскому корню и которые употребляют в разговоре как грузинский язык, так и родное кистинское наречие».
  9. Маруашвили, 1938, с. 18 — «Цова-тушинцы — потомки ингушей или галгаевцев, переселившиеся в незапамятные времена из долины р. Асса в долину Тушетской Алазани».
  10. Волкова, 1969, с. 6.
  11. Волкова, 1974, с. 65—66.
  12. П. К. Услар. Древнейшие сказания о Кавказе. — Тифлис: Кав. воен.-нар. упр. при содействии Кавказского отдела Русского географического общества, 1881. — С. 182. — «Правда, что тушины принадлежат также к племени нахче, что доказывается грамматическим строением их языка, но они, подчинившись грузинскому влиянию, совершенно переродились и утратили чеченский характер».
  13. Путеводитель по Кавказу. — Тф.: Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. Стр — 96.
  14. Кусаев А. Д. Писатели Чечни: очерки жизни и творчества. — Гр.: Грозненский рабочий, 2011. — 719 с
  15. Путеводитель по Кавказу. — Тф.: Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. с. 96.
  16. Волкова, 1969, с. 42.

Литература

  • Alexander Grigolia. Custom and Justice in the Caucasus: The Georgian Highlanders. — University of Pennsylvania, 1939. — 186 с.
  • Бакрадзе Д. Кавках в древних памятниках христианства // Записки общества любителей Кавказской археологии. — Тифлис, 1875.
  • Маруашвили Л. И. Тушетия // Вестник знания. — 1938. — Июнь (№ 6).
  • Народность и родной язык населения СССР // Всесоюзная перепись населения 17 декабря 1926 г. : краткие сводки в 10 вып. (1927-1929). — В надзаг. : Центр. статист. упр. СССР. Отд. Переписи. М. : изд. ЦСУ Союза ССР, 1928. — Вып. IV. — XXIX, 138, [1] с. : табл., диагр., к. 3000 экз.
  • Волкова Н. Г. Этнические процессы в Закавказье в XIX—XX вв. // Кавказский этнографический сборник / В. К. Гарданов. М.: Наука, 1969.
  • Волкова Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века : монгр. / Ответ. ред. В. К. Гарданов. АН СССР. Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. М. : Наука, 1974. — 276 с. : с 3 карт. 2300 экз.
  • Эристов Р. О Тушино-Пшаво-Хевсурском округе // «Кавказ». — 1854. — 5 июня (№ 43).
  • Эристов Р. О Тушино-Пшаво-Хевсурском округе // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. — Тифлис: Типография Канцелярии Наместника Кавказского, 1855.
  • Путеводитель по Кавказу. Тф.: Тип. Канц. главн. гражд. частью на Кавказе, 1888. — 434 с. — ISBN 978-5-397-02636-9.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.