Теорема Шура — Зассенхауса

Теорема Шура — Зассенхауса — это теорема теории групп, которая утверждает, что если G является конечной группой, а N является нормальной подгруппой, порядок которой взаимно прост с порядком факторгруппы G/N, то G является полупрямым произведением (или расщепляемым расширением) подгруппы N и факторгруппы G/N.

Альтернативная формулировка теоремы. Любая нормальная подгруппа Холла N конечной группы G имеет дополнение подгруппы в группе G. Более того, если либо N, либо G/N разрешима, то теорема Шура — Зассенхауса также утверждает, что все дополнения N в G сопряжены. Предположение, что либо N, либо G/N разрешима, может быть опущено, так как оно выполняется всегда, но все известные доказательства этого требуют применения куда более сложной теоремы Фейта — Томпсона.

Теорема Шура — Зассенхауса, по меньшей мере частично, отвечает на вопрос: «В композиционном ряду как мы можем классифицировать группы с определённым множеством композиционных факторов?» Другая часть, в которой композиционные факторы не имеют взаимно простого порядка, разбирается в теории расширений групп.

История

Теорему Шура — Зассенхауса выдвинул Ганс Зассенхаус[1]. Теорема 25, которую он приписывает Исаю Шуру, доказывает существование дополнения подгруппы, а теорема 27 доказывает, что все дополнения смежны при предположении, что N или G/N разрешима. Нелегко найти явное утверждение существования дополнения в опубликованных работах Шура, хотя из результатов Шура[2][3] о мультипликаторах Шура вытекает существование дополнения в специальном случае, когда нормальная подгруппа является центром. Зассенхаус указал на то, что теорема Шура — Зассенхауса для неразрешимых групп была бы верна, если бы все группы нечётного порядка были разрешимы, что позднее доказали Фейт и Томпсон. Эрнст Витт показал, что это следовало бы также из гипотезы Шрайера[4], но гипотеза Шрайера была доказана с использованием классификации конечных простых групп, которая существенно сложнее теоремы Фейт-Томпсона.

Примеры

Если мы не накладываем условие взаимной простоты, теорема становится неверной. Рассмотрим, например, циклическую группу и её нормальную подгруппу . Тогда, если бы была полупрямым произведением и , то должна была бы содержать два элемента порядка 2, но она содержит только один элемент. Другой способ показать невозможность расщепления (то есть выражения группы в виде полупрямого произведения), это наблюдение, что автоморфизмы группы являются тривиальной группой, так что единственно возможное [полу]прямое произведение группы на себя, это прямое произведение (которое даёт четверную группу Клейна, группу, которая не изоморфна ).

Пример случая, когда теорема Шура — Зассенхауса применима, это симметрическая группа из 3 символов, , которая имеет нормальную подгруппу порядка 3 (изоморфную ), которая, в свою очередь, имеет индекс 2 в (что согласуется с теоремой Лагранжа), так что . Поскольку 2 и 3 взаимно просты, теорема Шура — Зассенхауса применима и . Заметим, что группа автоморфизмов группы равна и автоморфизм группы , используемый в полупрямом произведении, которое даёт , является нетривиальным автоморфизмом, который переставляет два неединичных элемента группы . Более того, три подгруппы порядка 2 в (любая из которых может выступать как дополнение в ) смежны.

Вывод о нетривиальности (дополнительной) смежности можно проиллюстрировать на четверной группе Клейна как ложный пример. Любая из трёх собственных подгрупп группы (все имеют порядок 2) нормальна в . Фиксируя одну из этих подгрупп, любая из двух оставшихся (собственных) подгрупп дополняют её в , но ни одна из этих трёх подгрупп группы не смежна другой, поскольку группа абелева.

Группа кватернионов имеет нормальные подгруппы порядка 4 и 2, но не является [полу]прямым произведением. Статьи Шура в начале 20-го века ввели понятие центрального расширения для примеров, таких как и кватернионов.

Доказательство

Существование дополнения нормальной подгруппы Холла H конечной группы G может быть доказано следующими шагами:

  1. По индукции по порядку группы G мы можем предположить, что это верно для всех групп меньшего размера.
  2. Если подгруппа H абелева, то существование дополнения следует из факта, что группа когомологий H2(G/H,H) исчезает (так как H и G/H имеют взаимно простые порядки) и факта, что смежность всех дополнений следует из исчезновения H1(G/H,H).
  3. Если подгруппа H разрешима, она имеет нетривиальную абелеву подгруппу A, которая является характеристикой в H, а потому нормальной в G. Применение Шура — Зассенхауса к G/A сокращает доказательство случая, когда H=A абелева, что сделано на предыдущем шаге.
  4. Если нормализатор N=NG(P) любой p-силовской подгруппы P подгруппы H равен G, то H нильпотентна, и, в частности, разрешима, так что теорема вытекает из предыдущего шага.
  5. Если нормализатор N=NG(P) некоторой p-силовской подгруппы P подгруппы H меньше, чем G, то по индукции теорема Шура — Зассенхауса выполняется для N и дополнение NH в N является дополнением для H в G, поскольку G=NH.

Примечания

  1. Zassenhaus, 1958, с. Chapter IV, section 7.
  2. Schur, 1904.
  3. Schur, 1907.
  4. Witt, 1998, с. 277.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.