Мягкая сила

Мя́гкая си́ла (англ. soft power: чаще встречающийся перевод — «мягкая сила», хотя автор этого термина Дж. Най, введший его во второй половине 1980-х годов, имел в виду в первую очередь «мягкую власть») — форма политической власти, предполагающая способность кого-либо добиваться от кого-либо желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.

По словам введшего этот термин американского политолога Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую, или косвенно, на мировую политику и деловые связи.

Здание British Council в Гонконге
«Дядя Сэм — Да, делайте свой выбор». Дядя Сэм предлагает выбор между солдатом или школьным учителем. Журнал Puck, 1901.

Происхождение термина

Термин «мягкая сила» (англ. soft power) впервые ввёл в оборот профессор Гарвардского университета Джозеф Най в своей книге 1990 года Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. Впоследствии он развил данное понятие в своей книге 2004 года Soft Power: The Means to Success in World Politics и статье «„Мягкая сила“ и американо-европейские отношения»[1].

Одной из предшественниц концепции «мягкой силы» была концепция «культурно-идеологической гегемонии», которая была разработана итальянским философом Антонио Грамши в 1930-х годах в «Тюремных тетрадях». Она получила широкое распространение в кругах западноевропейских и американских неоконсерваторов[2].

Идея использовать «мягкую силу» для установления своей власти восходит к древнекитайским философам, таким как Лао-цзы, живший в VII веке до н. э.[3]. Ему принадлежит высказывание: «В мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет»[4].

В русском языке наиболее распространённым синонимом данного термина является «пряник», в отличие от «кнута», но он не применяется в контексте использования культурных и демократических ценностей для установления власти.

Стоит уточнить, что «мягкая сила» является теоретическим конструктом. Инструментом реализации такой силы на практике является так называемая публичная дипломатия[5].

Примеры

Великобритания

Китай

С резким развитием Китая в последние десятилетия и усилением его влияния на международной арене китайские руководители ставят на повестку дня вопрос о «мягкой силе» страны. Отмечается, что IV Пленум ЦК КПК 16-го созыва (сентябрь 2004 года) поставил задачу проекции китайской культуры вовне: «Укреплять комплексную силу культуры Китая. Продвигать китайскую культуру, ещё лучше выходить в мир, повышать её международное влияние»[6]. Отмечалось упоминание термина «мягкая сила» в докладе ЦК 17-го съезда КПК[7].

С 2002 года Китай начал создавать за рубежом центры по продвижению китайского языка и культуры, с 2004 года получивших название Институтов Конфуция.

В качестве отдельных мероприятий в контексте проявления Китаем политики «мягкой силы» особо выделяется проведение Олимпийских игр в Пекине в 2008 году[8].

США

Россия

Указом президента РФ 21 июня 2007 года был создан фонд «Русский мир».

Существует мнение, что в России доминирует критика «мягкой силы», а не обсуждение возможности её применения на пользу России. С одной стороны, «мягкая сила» воспринимается как «недостойное» (манипулятивное) средство реализации собственных интересов. С другой стороны, становятся невостребованными поиски нормативного объединяющего идеала, способного сформировать ядро «мягкого» потенциала[9].

Термин «мягкая сила» как потенциальное направление внешней политики России стал использоваться в российских официальных кругах с середины 2012 года. Улучшением имиджа России за рубежом призвано заняться Россотрудничество[10].

Турция

Критика

Концепция мягкой силы была подвергнута критике как неэффективная такими авторами, как Нил Фергюсон в предисловии к Colossus. По его мнению, субъекты международных отношений должны реагировать только на два типа стимулов — экономические и военные санкции.

Часто бывает трудно отличить последствия мягкой силы и других факторов. Например, Дженис Маттерн (Janice Bially Mattern) утверждает, что использование Джорджем Бушем фразы «вы с нами или против нас» было применением мягкой силы, так как никакой явной угрозы не подразумевало. Тем не менее, некоторые авторы видят в ней «неявную угрозу», поскольку прямые экономические или военные санкции следуют из фразы «против нас».

См. также

Примечания

  1. Дж. Най. «Мягкая сила» и американо-европейские отношения
  2. Дмитриев Т. Очарование «мягкой силы»: Соединённые Штаты теряют культурно-идеологическое влияние в мире // Политический журналъ. Вып. 94.
  3. Tao De Jing: Moral Intelligence, Chapter 78
  4. Лао-цзы. Дао Дэ Цзин. Litres, 2015. С. 78.
  5. Бахриев Б. Х. Публичная дипломатия в современном исследовательском дискурсе // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. № 1. 2017. С.131-147.
  6. Китинов Б. У. Китай: религиозно-духовный дискурс цивилизационного ресурса государства // Мир и политика. — 10.10.2011. Архивировано 10 января 2014 года.
  7. Китайские эмигранты и этнические китайцы за рубежом и китайскоязычные СМИ уделяют пристальное внимание созыву 17-го съезда КПК // Синьхуа/Жэньминь Жибао. — 18.10.2007.
  8. Люй Нинсы. Взоры обращены на Китай после пекинской Олимпиады // Жэньминь Жибао. — 26.08.2008.
  9. Ваплер В. Я., Гронская Н. Э., Гусев А. С., Коршунов Д. С., Макарычев А. С., Солнцев А. В. Идея империи и «мягкая сила»: мировой опыт и российские перспективы // Научный вестник Уральской академии государственной службы: политология, экономика, социология, право. — Екатеринбург: Уральский институт управления – филиал РАНХиГС, 2010. Вып. 1. ISSN 2304-3369.
  10. С позиции «мягкой силы». Газета «Коммерсантъ», № 6 (5037), 16.01.2013.

Литература

на русском языке
на других языках
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.