Метаматериал
Метаматериа́л — композиционный материал, свойства которого обусловлены не столько свойствами составляющих его элементов, сколько искусственно созданной периодической структурой[1][2]. Они представляют собой искусственно сформированные и особым образом структурированные среды, обладающие электромагнитными или акустическими свойствами, сложнодостижимыми технологически, либо не встречающимися в природе[3][4]. Под такими свойствами следует понимать особые значения физических параметров среды, например, отрицательные по величине значения как диэлектрической ε, так и магнитной μ проницаемостей, пространственную структуризацию (локализацию) распределения величин этих параметров (в частности, периодическое изменение коэффициента преломления как у фотонных кристаллов), наличие возможности управления параметрами среды в результате внешних воздействий (метаматериалы с электрически управляемой диэлектрической и магнитной проницаемостями) и т. д.[5]
Приставка «мета-» переводится с греческого как «вне», что позволяет трактовать термин «метаматериалы» как структуры, чьи эффективные электромагнитные свойства выходят за пределы свойств образующих их компонентов[3][4]. Метаматериалы синтезируются внедрением в исходный природный материал различных периодических структур с самыми разными геометрическими формами, которые модифицируют диэлектрическую и магнитную χ восприимчивости исходного материала. В очень грубом приближении такие внедрения можно рассматривать как искусственно внесённые в исходный материал атомы чрезвычайно больших размеров. Разработчик метаматериалов при их синтезировании имеет возможность выбора (варьирования) различных свободных параметров (размеры структур, форма, постоянный и переменный период между ними и т. д.).
Свойства
Одно из возможных свойств метаматериалов — отрицательный (или левосторонний) коэффициент (показатель) преломления, который проявляется при одновременной отрицательности диэлектрической и магнитной проницаемостей[3][4][6].
Основы эффекта
Уравнение распространения электромагнитных волн в изотропной среде имеет вид:
- (1)
где — волновой вектор, — частота волны, — скорость света, — квадрат показателя преломления. Из этих уравнений очевидно, что одновременная смена знаков у диэлектрической и магнитной проницаемостей среды никак не отразится на этих соотношениях.
«Правые» и «левые» изотропные среды
Уравнение (1) получено на основе теории Максвелла. Для сред, у которых диэлектрическая и магнитная восприимчивости среды одновременно положительные, три вектора электромагнитного поля — электрический , магнитный и волновой — образуют систему т.н. правых векторов:
Такие среды, соответственно, называют «правыми».
Среды, у которых , — одновременно отрицательные, называют «левыми». У таких сред электрический , магнитный и волновой вектора образуют систему левых векторов.
В англоязычной литературе описанные материалы могут называть right- и left-handed materials, или сокращённо RHM (правые) и LHM (левые), соответственно.
Перенос энергии правой и левой волнами
Поток энергии, переносимой волной, определяется вектором Пойнтинга , который равен . Вектор всегда образует с векторами , правую тройку. Таким образом, для правых веществ и направлены в одну сторону, а для левых — в разные. Так как вектор совпадает по направлению с фазовой скоростью, то ясно, что левые вещества являются веществами с так называемой отрицательной фазовой скоростью. Иными словами, в левых веществах фазовая скорость противоположна потоку энергии. В таких веществах, например, наблюдается обращенный допплер-эффект и обратные волны.
Дисперсия левой среды
Существование отрицательного показателя среды возможно при наличии у неё частотной дисперсии. Если одновременно , , то энергия волны будет отрицательной(!). Единственная возможность избежать этого противоречия будет наличие у среды частотной дисперсии и .
Примеры распространения волны в левой среде
Суперлинза
Джон Пендри[7] и его коллеги в Physical Review Letters утверждают, что в материалах с отрицательным показателем преломления можно преодолеть дифракционный предел разрешения обычной оптики. В правой среде пространство изображений линзы нетождественно самому предмету, так как оно формируется без затухающих волн. В левой среде затухающие волны не затухают, даже наоборот — их амплитуда увеличивается при удалении волны от предмета, поэтому изображение формируется с участием затухающих волн, что может позволить получать изображения с лучшим, чем дифракционный предел, разрешением.
Первая экспериментально продемонстрированная суперлинза с отрицательным показателем преломления имела разрешение в три раза лучше дифракционного предела. Эксперимент проводился с микроволновыми частотами[8]. В оптическом диапазоне суперлинза была реализована в 2005 году[9][10]. Это была линза, не использующая негативную рефракцию, однако для усиления затухающих волн использовался тонкий слой серебра.
Последние[уточнить] достижения в создании суперлинз представлены в обзоре в CE&N[11]. Для создания суперлинзы используются чередующиеся нанесённые на подложку слои серебра и фторида магния, на которых затем нарезалась нанорешётка. В результате создавалась трёхмерная композиционная структура с отрицательным показателем преломления в ближней инфракрасной области[12]. Во втором случае метаматериал создавался с помощью нанопроволок, которые электрохимически выращивались на пористой поверхности оксида алюминия[13].
В начале 2007 года было заявлено о создании метаматериала с отрицательным показателем преломления в видимой области. У материала показатель преломления на длине волны 780 нм был равен −0,6[14].
Метаповерхности
Двумерный аналог метаматериалов — метаповерхности. Метаповерхности особенно хорошо подходят для управления светом, поскольку потери в них, как правило, меньше, чем в объёмных метаматериалах, а изготовление — проще[15].
Метаповерхность, используемая в качестве линзы для света, называется металинзой. Она имеет небольшие размеры, плоскую форму, толщину, не превышающую микрометр, покрыта наноструктурами в виде выступов или отверстий.[16]
Применение
Было объявлено о создании метаматериала с отрицательным показателем преломления в видимой области, способном скрыть трёхмерный объект. Материал состоит из золотых наноантенн с подложкой из золота и фторида магния[17]. Использование метаматериалов в создании маскировочной умной одежды для военных более перспективно, чем альтернативные подходы[18].
Благодаря тому, что метаматериалы обладают отрицательным показателем преломления, они идеальны для маскировки объектов, так как их невозможно обнаружить средствами радиоразведки. Тем не менее, существующие метаматериалы только в первом приближении имеют отрицательный показатель преломления, что приводит к значительным вторичным переизлучениям[19].
Значительно растет интерес к использованию метаматериалов в радиотехнических приложениях и, в частности, в антенной технике. Основные области их применения[3][4][20]: изготовление подложек и излучателей в печатных антеннах для достижения широкополосности и уменьшения размеров антенных элементов; компенсация реактивности электрически малых антенн в широкой полосе частот, в том числе превышающей фундаментальный предел Чу[21]; достижение узкой пространственной направленности элементарных излучателей, погруженных в метасреду; изготовление антенн поверхностной волны; уменьшение взаимного влияния между элементами антенных решеток, в том числе в MIMO-устройствах; согласование рупорных и других типов антенн.
История
Первые работы в этом направлении относятся ещё к XIX веку. В 1898 году Джагадис Чандра Бозе провёл первый микроволновый эксперимент по исследованию поляризационных свойств созданных им структур искривлённой конфигурации[3][4]. В 1914 году Линдман воздействовал на искусственные среды, представлявшие собой множество беспорядочно ориентированных маленьких проводов, скрученных в спираль и вложенных в фиксировавшую их среду[3][4]. В 1946–1948 гг. Уинстон Е. Кок впервые создал микроволновые линзы, используя проводящие сферы, диски и периодически расположенные металлические полоски, фактически образовавшие искусственную среду со специфичным по величине эффективным индексом преломления[3][4]. Детальное описание истории вопроса можно найти в работе В. М. Аграновича и Ю. Н. Гартштейна[22], а также в публикациях Вадима Слюсаря[3][4]. В большинстве случаев история вопроса о материалах с отрицательным коэффициентом преломления начинается с упоминания работы советского физика Виктора Веселаго, опубликованной в журнале «Успехи физических наук» в 1967 году[23]. В статье рассказывалось о возможности существования материала с отрицательным коэффициентом преломления, который был назван «левосторонним». Автор пришёл к заключению, что с таким материалом почти все известные оптические явления распространения волн существенно изменяются, хотя в то время материалы с отрицательным коэффициентом преломления ещё не были известны. Здесь, однако, следует заметить, что в действительности значительно раньше такие «левосторонние» среды обсуждались в работе Сивухина[24] и в статьях Пафомова[25].
В последние годы ведутся интенсивные исследования явлений, связанных с отрицательным коэффициентом преломления[26]. Причиной интенсификации этих исследований стало появление нового класса искусственно модифицированных материалов с особой структурой, которые называются метаматериалами. Электромагнитные свойства метаматериалов определяются элементами их внутренней структуры, размещёнными по заданной схеме на микроскопическом уровне. Поэтому свойства этих материалов можно изменять таким образом, чтобы они имели более широкий диапазон электромагнитных характеристик, включая отрицательный коэффициент преломления.
Веселаго предсказал, что определённые оптические явления будут совершенно другими в материалах с отрицательным коэффициентом преломления. Возможно, самым поразительным из них является рефракция — отклонение электромагнитной волны при прохождении границы раздела двух сред. В нормальных условиях волна появляется на противоположной стороне линии, проходящей перпендикулярно этой границе (нормаль к поверхности). Однако, если один материал имеет положительный коэффициент преломления, а другой — отрицательный, волна будет появляться на той же стороне нормали к поверхности, что и приходящая волна. Также особым свойством метаматериалов является сильная дисперсия.
Механические свойства композитов
Примерами метаматериалов, обладающими необычными механическими свойствами, являются ауксетики (материалы, имеющие отрицательные значения коэффициента Пуассона), созданные на основе "вывернутой пчелиной соты" [27] и слоистые материалы, обладающие, при специальном подборе характеристик слоев, отрицательным коэффициентом расширения поперек слоев [28].
См. также
Примечания
- Engheta, Nader; Ziolkowski, Richard W. Metamaterials: Physics and Engineering Explorations. — John Wiley & Sons & IEEE Press, 2006. — P. xv, 3–30, 37, 143–150, 215–234, 240–256. — 440 p. — ISBN 978-0-471-76102-0.
- David R. Smith. Metamaterials (англ.). Meta Group. Duke University. Дата обращения: 22 августа 2015.
- Слюсар, Вадим. Метаматериалы в антенной технике: история и основные принципы // Электроника: наука, технология, бизнес. — 2009. — № 7. — С. 70—79.
- Слюсар, Вадим. Метаматериалы в антенной технике: основные принципы и результаты // Первая миля. Last Mile (Приложение к журналу «Электроника: Наука, Технология, Бизнес»). — 2010. — № 3—4. — С. 44—60.
- ПостНаука Ильдар Габитов 29 марта 2017 г Метаматериалы
- Орлов А. А., Янковская Е. А., Белов П. А., Жуковский С. В. Извлечение материальных параметров плазмонного мультислоя из коэффициентов отражения и прохождения // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. — Университет ИТМО, 2014. — 1—2 (вып. 1 (89)). — ISSN 2226-1494.
- Publications — Professor Sir John Pendry (англ.). Imperial College London. Дата обращения: 22 августа 2015.
- A. Grbic, G. V. Eleftheriades. Overcoming the Diffraction Limit with a Planar Left-handed Transmission-line Lens (англ.) // Physical Review Letters. — 2004. — Vol. 92. — P. 117403. — doi:10.1103/PhysRevLett.92.117403.
- Nicholas Fang, Hyesog Lee, Cheng Sun, Xiang Zhang. Sub–Diffraction-Limited Optical Imaging with a Silver Superlens (англ.) // Science. — 2005. — 22 April (vol. 308, no. 5721). — P. 534–537. — doi:10.1126/science.1108759. — PMID 15845849.
- Sarah Yang. New superlens opens door to nanoscale optical imaging, high-density optoelectronics (англ.). EurekAlert! Science News (21 апреля 2005). Дата обращения: 22 августа 2015.
- Metamaterials Bend Light To New Levels (англ.) // Chemical & Engineering News. — 2008. — 18 August (vol. 86, no. 33). — P. 25.
- J. Valentine ; Valentine, J.; Zhang, S.; Zentgraf, T.; Ulin-Avila, E.; Genov, D. A.; Bartal, G.; Zhang, X. et al. Three-dimensional optical metamaterial with a negative refractive index (англ.) // Nature : journal. — 2008. — Vol. 455, no. 7211. — P. 376—379. — doi:10.1038/nature07247. — PMID 18690249.
- J. Yao ; Yao, J.; Liu, Z.; Liu, Y.; Wang, Y.; Sun, C.; Bartal, G.; Stacy, A. M.; Zhang, X. et al. Optical Negative Refraction in Bulk Metamaterials of Nanowires (англ.) // Science : journal. — 2008. — Vol. 321, no. 5891. — P. 930. — doi:10.1126/science.1157566. — PMID 18703734.
- Kerry Gibson. Metamaterials found to work for visible light (англ.). EurekAlert! Science News (4 января 2007). Дата обращения: 22 августа 2015. Архивировано 15 февраля 2012 года.
- М. А. Ремнев, В. В. Климов. Метаповерхности: новый взгляд на уравнения Максвелла и новые методы управления светом // УФН. — 2018. — Т. 188. — С. 169—205. — doi:10.3367/UFNr.2017.08.038192.
- Альберто Москателли. Крошечные линзы для миниатюрных устройств // В мире науки. — 2020. — № 1. — С. 11—12.
- Плащ невидимка стал реальностью (недоступная ссылка). tan-blog.ru. Дата обращения: 22 февраля 2016. Архивировано 4 марта 2016 года.
- Вадим Слюсар. Человек-невидимка? Проще простого! // Конструктор. — 2002. — № 11.
- Pendry JB, Smith DR. The quest for the superlens (англ.) // Scientific American. — Springer Nature, 2006. — Vol. 295. — P. 60—67. — ISSN 0036-8733.
- Вадим Слюсар. Метаматериалы в конструкциях антенн // Электроника: наука, технология, бизнес. — 2009. — № 8. — С. 66—70.
- Вадим Слюсар. 60 лет теории электрически малых антенн. Некоторые итоги // Электроника: наука, технология, бизнес. — 2006. — № 7. — С. 10—19.
- В. М. Агранович, Ю. Н. Гартштейн. Пространственная дисперсия и отрицательное преломление света // Успехи физических наук. — Российская академия наук, 2006. — Октябрь (т. 176). — С. 1051—1068. — doi:10.3367/UFNr.0176.200610c.1051.
- Веселаго, В. Г. Электродинамика веществ с одновременно отрицательными значениями ε и μ // Успехи физических наук. — М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1967. — Июль (т. 92). — С. 517—526. — doi:10.3367/UFNr.0092.196707d.0517.
- Сивухин Д. В. // Оптика и спектроскопия, Т. 3, С. 308 (1957)
- Пафомов В. Е. // ЖЭТФ, Т. 36, С. 1853 (1959); Т. 33, С. 1074 (1957); Т. 30, С. 761 (1956)
- Семь открытий, которые в ближайшие 10 лет изменят нашу жизнь из цикла НАУКА В ФОКУСЕ на «Эхо Москвы», дек 2014
- А. Г. Колпаков. [Elsevier http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/0021892885900115 К определению усредненных характеристик упругих каркасов] // Прикладная математика и механика. — 1985. — № 6. — С. 969-977.
- Колпаков А. Г., Ракин С. И. К задаче синтеза композиционного материала одномерного строения с заданными характеристиками // Журн ПМТФ. — 1986. — № 6. — С. 143-150.
Литература
- Митио Каку. I.2. Невидимость // Физика невозможного = Michio Kaku. Physics of the Impossible. — М.: Альпина нон-фикшн, 2009. — 456 с. — ISBN 978-5-91671-024-3.
Ссылки
- ДНК-оригами помогла создать самособирающийся материал-невидимку . Lenta.ru (23 августа 2011). Дата обращения: 22 августа 2015.