Маскут

Маскут (араб. مسقط Masqat; др-арм. Մա(զ\ս)քութ, Ma(z\s)qut) — историческая область, расположенная вдоль западного побережья Каспийского моря, разделена границей Азербайджана и Дагестана (Россия).

Закавказье в I—сер. IV вв. н. э.

Область названа по имени древних ираноязычных[1] племён массагетов[2], которые населяли эту область примерно с I в. н. э. (по другой версии уже с VI в. до н. э., см. «Область обитания массагетов») по VII в. н. э. Изначальное название должно было быть Маскут или Машкут, однако в арабском языке, в результате народной этимологии, превратилось в Маскат (на арабском — место, где что-то произошло)[3].

По мнению В. Минорского, «уже Маркварт [4] заметил соответствие армянского Маск'ут арабского М.скт и современного Мушкур»[5]. В исторической литературе встречается и другое название — арабизированное «Маскат»[6]. Также в исторической литературе и преданиях эта область именуется «Страной маскутов» и «Маскутским царством»[6]. Топоним «Маскут» был известен ещё в позднем Средневековье[2], но затем постепенно вышел из употребления.

Локализация области

Границы области проходили от места слияния Аракса и Куры, вдоль русла последней до берегов Каспийского моря, на север вдоль его берегов, до города Чола (ныне Дербент, т. н. «Каспийские ворота») — столицы «маскутских» царей[7]. На западе Маскут соседствовал с Кавказской Албанией, на юге (за Курой и Араксом) находилась область Пайтакаран, а на северо-западе (в горах Дагестана) область Лпиния.

По-видимому, на основании сообщения армянского географа VII в. Анания Ширакаци (610—685 гг. н. э.), который причисляя маскутов к числу народов Сарматии, говорил что живут они «у самого Каспийского моря, куда доходят отроги Кавказа и где воздвигнута Дербендская стена, громадная твердыня моря»[8], С. Т. Еремян описывает эту область так: «По имени массагетов равнина между реками Самур и Гильгильчай называлась Маскут, или Маскат, позже Мускур»[9]. Иными словами, по мнению Еремяна, массагеты и другие племена кочевали[9] в Предкавказье. Примерно то же самое, то есть относя массагетов в Предкавказье, говорит и В. Ф. Минорский: «Маскат (Маскут) — земля, имеющая ряд крепостей, селений и полей (пастбищ) и граничащая с рекой Самур [то есть современной границей Дагестана (Россия) и Азербайджана], морем, страной Лакзов и Шабараном»[6], что находился в пределах Большого Кавказского прохода.

Однако ранее Аммиан Марцеллин (330—400 гг. н. э.) в «Римской истории» приводил речь Юлиана (361—363 гг. н. э.), с которой последний обратился к своим солдатам:

Не стану говорить о Лукулле [118—56 гг. до н. э.] или Помпее, который, пройдя через земли албанов и массагетов, которых мы называем теперь аланами разбил и это племя (персов) [10] и видел Каспийское море (лат. Namque ut Lucullum transeam vel Pompeium, qui per Albanos et Massagetas, quos Alanos nunc appellamus, hac quoque natione perrupta vidit Caspios lacus ...).[11]

То есть, по мнению Юлиана Отступника, чьи слова цитирует Аммиан Марцеллин, уже в начале I в. до н. э. маскуты находились на прикаспийских территориях Закавказья.

История области

История области переплетена с историей соседних областей, а именно Армении, Албании и города (области) Пайтакаран.

Сам же Мовсес Хоренаци (410—490 гг. н. э.), в «Истории Армении», переведенной Г. Саркисяном, повествует, что «... должностные лица северо-восточных краев, управители дальнего города по названию Пайтакаран ...»[12], придя к Трдату III, сказали: «Если ты хочешь надлежащим образом вести те края по пути этой веры, то пошли туда епископа из рода святого Григора ... Трдат соглашается и дает им в епископы юного Григориса ... в сопровождении некоего Санатрука из его собственного рода Аршакуни»[12]. Был ли Санатрук в числе управителей дальнего города Пайтакаран, что желали миссионерства Григориса, и были ли управители города Пайтакаран подвластны Трдату, Хоренаци не сообщает.

Хоренаци пишет, что «... варвары, по проискам самого Санатрука и некоторых других погрязших в постоянной лживости алванских мужей, убили блаженного, растоптав его копытами лошадей на поле Ватнеан ...»[12], из чего также не следует, что Санатрук принадлежал к числу алванских мужей. Однако далее Хоренаци сообщает, что «Санатрук же, возложив на себя корону, завладел городом Пайтакараном и [по—видимому, уже после смерти Трдата III[12]] замышлял захватить власть над всей Арменией при помощи [именно] чужих народов»[12].

Армянский историк Фавстос Бузанд сообщает, что «В то время маскутский царь Санесан [повелитель многочисленных войск гуннов], сильно разгневавшись, проникся враждой к сородичу своему [13], армянскому царю Хосрову, и собрал он все войска, — гуннов, похов, таваспаров, хечматаков, ижмахов, гатов и глуаров, гугаров, шичбов и чилбов, и баласичев и егерсванов [аланов и мазкутов [13]]... Он перешел свою границу, большую реку Куру и наводнил армянскую страну. ... до маленького города Сатал, до Гандзака, находящегося в пределах Атрпатакана [совр. Атропатена]. ... в Айраратском гаваре [совр. Айраратская область] ... у войска образовался большой лагерь. ... армянский царь Хосров уклонился от встречи со своим братом, то есть мазкутским царем Санесаном, и укрылся в сильной крепости Дарюнк в стране Ковг. С ним был также престарелый армянский патриарх Вртанес»[13].

В то же время С. Г. Микаэлян, комментируя эти строки, сообщает, что «Согласно армянскому историку Фавсту Византийскому (III, гл. 6 — 7), в IV в. н. э. князь Санесан, приняв титул “царя массагетов (мазк'ут')”, основал в указанной области царство с помощью войска, состоявшего из гуннов и дагестанских племен»[5]. Однако как видно, в приведенном отрывке «Повести Бузанда» не говорится о том, что Санесан от кого бы то ни было принимал титул царя массагетов, как не говорится и то, что Санесан с помощью войска основал царство, как это представляет Микаэлян, а сказано, что Санесан собрал войска для похода. К тому же Микаэлян, говоря, что в войске Санасена состояли дагестанские племена, противоречит М. А. Геворгяну, который комментируя переведенную им же «Повесть Бузанда», говорит, что «Упоминающиеся тут кочевые племена [именно] скифского происхождения...»[14].

Так как Бузанд и Хоренаци рассказывают одну историю Григориса, некоторые исследователи отождествляют Санесана Бузанда с Санатруком Хоренаци. Однако из изложенного выше следует, что полагать так серьёзных оснований нет. Если Хоренаци говорит о Санатруке, как о возложившим на себя корону и завладевшим городом Пайтакараном, то Бузанд, совершенно определенно называет Санесана маскутским царем и повелителем многочисленных войск гуннов. Если Хоренаци говорит о Санатруке, как о замышлявшим захватить власть над всей Арменией при помощи именно чужих народов, то из рассказа Бузанда следует, что Санесан, если и не был гунном, то безусловно имел большое влияние среди народов Скифии (Сарматии). Невозможно представить, что за столь короткий срок Санатрук мог собрать войско из 13-ти племен (не считая гуннов) чужих народов, не пользуясь поддержкой их вождей, которую несомненно мог ему оказать маскутский царь. Скорее надо говорить о неком сговоре Санесана и Санатрука.

К. В. Тревер отметила, что Санатрук не мог быть основателем албанской династии, потому что в его время Албанией правил царь Урнайр[15].

В 371 г. маскуты выступают в качестве союзников албанского царя Урнайра в набеге на Армению (инициированном опять-таки Шапуром II); но они были разбиты армянским полководцем Мушегом Мамиконяном[16].

При княжеском роде Михранидов статус домена был ликвидирован. Однако в 591 г. сам основатель рода Михран с родственниками бежал на Кавказ, надеясь перейти на сторону к враждебным Ирану хазарам, т.е. уже во времена Сасанидов. В области Гардман, в провинции Утик, он получил грамоту от царя, в которой ему обещалось прощение и предлагалось взамен перехода на сторону хазар остаться на той земле, где он находится, и эта земля даровалась ему в наследственное владение. Михран сначала построил себе «город» (укреплённый пункт), названный по его имени Михраван, а затем «с коварной целью» пригласил к себе 12 местных армянских[17] владетелей и перебил их, после чего стал безусловным хозяином области[18].

Во время восстания в 460-462гг. албанский царь Ваче II при поддержке маскутов овладел крепостью Чора и объединившись с вождями горных племён, в течение года упорно сопротивлялся персидским войскам. После отречения Ваче II от престола он обосновывается в Чора, где в связи с этим возникает епископальная кафедра[19]. Однако вскоре, в 510 году, после ликвидации албанской государственности, вместе со всей Албанией была включена в состав Северного куста (провинции) Сасанидкой державы. Чола становится резиденцией наместника (марзпана). Город был перестроен по указанию Хосрова I Ануширвана, и переименован в Дербент.

Со времён арабского завоевания Кавказской Албании постепенно уходит в историю данный топоним, и сохраняется он лишь в литературной традиции. Отдельные использования данного названия по отношению к области редкими случаями можно было видеть ещё с период позднего средневековья, но это скорее была дань исторической традиции, чем необходимость.

Население

По мнению некоторых авторов массагеты были известны на этих территориях со времен царицы Томирис[20]. Их принадлежность к скифским племенам так же подтверждается несколькими авторами, как античными так и авторами нового времени. Ранее на этих территориях было известно закавказское скифское царство Ишкуза[21].

Возможно, что часть скифов (массагетов) мигрировала в Причерноморье. Это предположение подтверждает Иордан, который говорит («Гетика», 61, 62) о строительстве Томирис города в Малой Скифии. Однако массагеты, находящиеся в I в. н.э в прикаспийском регионе, упоминаются (II, 12) ещё у Плиния Старшего.[22].

Аммиан Марцеллин и Дион Кассий говорят[23][24] о тождестве массагетов и аланов.

А. П. Новосельцев считает маскутов родственниками аланов[25].

Одним из свидетельств ошибочности аланской теории происхождения маскутов является просьба албанского Аршакида Ваче II-го, отрекшегося от трона под давлением Сасанидов, сохранение за ним отцовского наследства, и возвращения на землю своих предков в Чора (Чола)[26].

Численность непосредственно маскутского народа-войска (орды) составляло примерно около 40 тыс. человек. Войско маскутов было представлено тяжелой и легкой кавалерией.

Позже в области начинают селиться ираноязычные переселенцы из южных областей Ирана, предки современных татов. А в сасанидский период область заселяют тюркоязычные гунны, а затем и хазары[27].

Существуют предположения, что археологически маскуты представлены единственным катакомбным могильником IV—V вв. на возвышенности Паласа-сырт южнее Дербента; погребальный обряд близок к аланскому[28][29]. Однако более ранних захоронений того же типа не выявлено.

Часть территории области Маскут между совр. городом Куба и рекой Самур принадлежал лезгинским княжествам, но постепенно был аннексирован Ширваншахами[30].

Примечания

  1. The Cambridge History of Iran. 1985. — vol. 2, P. 48.
  2. История Ширвана и Аль-Баба
  3. История Ширвана и Аль-Баба
  4. См. Marquart J. Kultur- und sprachgeschichtliche Anelekten // Ungarische Jahrbücher, IX/I.— Berlin: De Gruyter, 1929. — С. 78. OCLC 254734127
  5. Микаэлян С. Г. История Ширвана и Дербенда X-XI веков. — М.: Издательство восточной литературы, 1963.
  6. Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда.— М., 1963.
  7. Еремян С. Т. Очерки истории СССР. III—IX вв. / Экономика и социальный строй Албании III—VII вв. — С. 89.
  8. Анания Ширакаци. Армянская география (III).
  9. Еремян С. Т. Очерки истории СССР. III—IX вв. / Экономика и социальный строй Албании III—VII вв. — С. 304.
  10. Комментарий: «682. Албаны занимали область, прилегавшую к Каспийскому морю южнее Кавказского хребта. Аланы – кочевое население арийского племени на севере от Кавказского хребта. Остатком алан являются в настоящее время осетины. Позволю себе сослаться на свою работу: Аланы по сведениям классических и византийских писателей. Киев, 1899.» — Ю. А. Кулаковский. Аммиан Марцелин. «Римская история» Архивная копия от 1 декабря 2010 на Wayback Machine.
  11. Аммиан Марцелин. «Римская история» (XXIII, 5.16) Архивная копия от 1 декабря 2010 на Wayback Machine. Перевод Ю. А. Кулаковского и А. И. Сонни.
  12. Мовсес Хоренаци. «История Армении» (III, 3—4). — Ереван, 1990. Перевод Г. Саркисяна.
  13. «... Санесан ... и армянские цари были одного и того же происхождения и рода». // «История Бузанда» (III. 6—7). Перевод М. А. Геворгяна.
  14. «История Бузанда» (III. 6—7). Комментарий 10. — М. А. Геворгян.
  15. Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. — М.—Л., 1959.
  16. Ю. С. Гаглойти. Аланика. Сведения греко-латинских, византийских, древнерусских и восточных источников об аланах-ясах. “Дарьял”, 2000.
  17. Комментарий: «Не имеем ли мы тут дело с захватом власти местным гардманским владетелем (может быть, с помощью персов), уничтожившим представителей армянских княжеских родов, владевших землями в этой области. Историк в рассказе своем говорит о враждебности Михрана к древнему армянскому роду Ераншахиков (владетели Арцаха), членов которого он почти поголовно истребляет. Все это дает основание думать, что в сохраненном у автора предании мы имеем дело с отзвуками борьбы между арменизированными албанскими и армянскими феодальными родами за захват сюзеренных прав над феодальной Албанией». — Тревер К. В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании IV в. до н. э. – VII в. н. э. — М.—Л., 1959. С. 232.
  18. Мовсес Каланкатуаци (Каганкатваци). «История страны Алуанк». Перевод Ш. В. Смбатяна.
  19. Артамонов М. И. История хазар. Л.: Государственного Эрмитажа, 1962. — С. 61, 124.
  20. Деланоз (Sur l'Агахе des Massagetes. // Hist, de l'academie des inscript. T. 36), Штейн (Müllenhoff. DA, III, S. 20 f.), Пьянков (Массагеты Геродота, 1975. — C. 65) придерживаются мнения, что массагеты занимали эту область ещё во времена Томирис и Кира. Подробно смотри: «Область обитания массагетов».
  21. Погребова М. Н. Кавказ и Средняя Азия в древности и средневековье (сборник). // Памятники скифской культуры в Закавказье. — М., 1981. С. 42-58.
  22. С. Г. Микаэлян. Примечания к "Истории Ширвана
  23. Аммиан Марцеллин. История. // Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе. — ВДИ, 1949, 3. — С. 291, 303.
  24. Кассий Дион. Римская история. // Латышев В. В. Известия… — ВДИ, 1948, 2. С. 277, прим. 1.
  25. Новосельцев А. П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа
  26. Еремян С. Т. Очерки истории СССР. — М., 1958. — С. 314.
  27. С. Ашурбейли. Государство Ширваншахов. Баку: Элм, 1983. — 294 с.
  28. Котович В. Г. Новые археологические памятники Южного Дагестана. МАД, т. I. — Махачкала, 1959. — С. 154—156.
  29. Кузнецов В. А. Аланы и раннесредневековый Дагестан. МАД, т. II. — Махачкала, 1961. — С. 268—269.
  30. В. Минорский «История Ширвана и Дербенда X-XI веков». М. Издательство восточной литературы. 1963

Литература и статьи

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.