Марк, Герман Фрэнсис

Герман Фрэнсис Марк (англ. Herman Francis Mark; 3 мая 1895, Вена, Австро-Венгрия — 6 апреля 1992, Остин, США) — американский химик австрийского происхождения, обладатель множества учёных степеней и научных наград. Внёс значительный вклад в науку о полимерах, развил её как отдельную область химических знаний, разработал первую программу обучения науке о полимерах, был одним из главных создателей секции полимеров ИЮПАК[1].

Герман Фрэнсис Марк
Herman Francis Mark
Дата рождения 3 мая 1895(1895-05-03)
Место рождения Вена, Австро-Венгрия
Дата смерти 6 апреля 1992(1992-04-06) (96 лет)
Место смерти Остин, США
Страна  Австро-Венгрия,  США
Научная сфера химия и физика полимеров
Место работы
Альма-матер Венский университет
Научный руководитель Вильгельм Шленк
Ученики М. Ф. Перуц, О. Кратки
Награды и премии Национальная научная медаль США (1979)
Премия Вольфа (химия, 1979)

Биография

Альма-матер ученого

Детство

Марк родился в Вене в семье врача Германа Карла Марка и его жены Лили Мюллер, где был вторым сыном. Юноша взрослел в окружении таких людей, как основатель психоанализа Зигмунд Фрейд, писатель Артур Шницлер, основоположник политического сионизма Теодор Герцль, которые ужинали вместе с его отцом у них дома[1]. Марк увлекался лыжами и футболом, играл в составе сборной Австрии по футболу[1].

К занятию наукой Марка сподвигнул его учитель математики и физики Франц Хлавати, который, по словам учёного, сильно повлиял на выбор мальчика в пользу науки[2]. Также стоит упомянуть экскурсию, которую организовал отец его друга Герхардта Кирша для мальчиков по лабораториям Венского Университета, когда Марку было двенадцать. Мальчики имели доступ к реактивам через своих отцов, и в раннем возрасте стали проводить опыты.

Служба в армии (1913—14)

В 1913 Марк окончил среднюю школу и встали перед выбором пойти сразу в университет, а потом пройти обязательную службу в армии, или наоборот. Марк решает сначала отслужить и пополняет ряды австрийской армии в качестве рядового в элитной высокогорной пехоте. Их расположение находилось в горах Южного Тироля. Марк находит армейскую жизнь вполне сносной, становится заядлым альпинистом. Летом 1914 Марк планирует вернуться домой, когда возвращает долг родине, однако в это время убивают эрцгерцога Австрийского, что в результате вовлекает Австрию в первую мировую войну, а Марка в армию ещё на 5 лет[3].

Первая мировая война (1914—1919)

Марк участвовал в боевых действиях на все фронтах, был ранен несколько раз и награждён пятнадцатью медалями за храбрость. Когда итальянская армия захватила Монте-Ортигара, ему довелось вести контрнаступление, в ходе которого ценой больших потерь личного состава ключевая точка была отхвачена. Остаток войны Марк провёл в неволе, будучи заключенным в женском монастыре близ Бари, где изучал языки и химию, которую начал учить двумя годами ранее, когда лежал в госпитале с ранением. В октябре 1919 он узнает, что его отец болен, и, подкупив охрану, Марк отправляется на поезде в Вену.

После возвращения в Вену (1919—1921)

Вернувшись в Вену Марк поступает в Венский Университет и нагоняет проведенное на фронте время, осваивая программу по три семестра в год. Он оканчивает университет в 1921 в звании доктора философии, защитив докторскую диссертацию[4] под руководством Вильгельма Шлёнка о получении и свойствах пентафенилэтильного радикала. В 1921 году Шлёнку предложили должность заведующего кафедрой в Берлинском Университете, которую ранее занимал нобелевский лауреат Эмиль Фишер, и он вместе с Марком переходит туда.

Научная карьера

На протяжении своей научной деятельности Марк работал с такими видными учеными, как Вильгельм Шлёнк, его научный руководитель в Вене; Макс Перуц, у которого он преподавал физическую химию[5], Лайнус Полинг, которого Марк познакомил с методом электронной дифракции[6]. По его словам, он совершил более пятисот поездок по всему миру, читая лекции в университетах и промышленных лабораториях[1].

Общество кайзера Вильгельма (1922—26)

Здание химического института ОКВ

Год спустя после работы в Берлинском университете Марк прибывает в Берлин, где Фриц Габер, директор Общества кайзера Вильгельма (ОКВ) на тот момент, принял ученого на должность химика-органика в Институт исследования волокон при ОКВ в Далеме по рекомендации Шлёнка. Марк работал в группе Майкла Полани, которая занималась рентгеноструктурным анализом.

Среди исследований, проведенных Марком в группе Полани, было:

  • изучение модуля упругости целлюлозных волокон, в ходе которого они обнаружили образование кристаллоподобных структур, ориентированных вдоль волокон — аналогичные структуры наблюдались при холодном волочении металлической проволоки. Так группа приступила к детальному анализу изменений, сопровождающих холодное волочение цинковой проволоки[7]
  • кристаллографическое исследование молекулы уротропина в 1923[8] — одной из первых сравнительно сложных органических молекул в то время
  • исследование структуры графита в 1924, в ходе которого он убедился, что ковалентная связь может распространяться за пределы элементарной ячейки
  • исследование особенностей поведения щавелевой кислоты в растворе в 1924
  • исследование двойного лучепреломления в каломели в 1926, причину которого он нашёл в её кристаллической структуре
  • исследование диоксида углерода в 1925—26, в ходе которого он установил длину связи углерод—кислород;
  • его данные о сравнении структуры этана и диборана в 1925[9] показали, что эти молекулы имеют одинаковую геометрию. На тот момент характер связи трёхвалентного бора был неизвестен. Эти исследования исторически приписывают Бауэру, который провел электронографическое исследование диборана в 1937, не используя результаты Марка;
  • внёс вклад в исследование таких проблем физики, как естественная ширина[10], коэффициент преломления и поляризация рентгеновских лучей[11], эффект старка[12] и эффект Комптона[13].

И. Г. Фарбениндустри (1926—32)

Штаб-квартира во Франкфурте-на-Майне

«Фарбениндустри» в первой половине XX века производили значительные количества вискозы и ацетилцеллюлозы и располагали хорошо оборудованными лабораториями для проведения фундаментальных исследований. В 1926 директор «И. Г. Фарбен» Мейер К.Г. пригласил Марка возглавить лабораторию по исследованию высокомолекулярных соединений в Людвигсгафене. Марк исследовал целлюлозу, полистирол, поливинилхлорид и некоторые из первых синтетических каучуков[14]. Вклад Марка в науку за время работы в Людвигсгафене:

  • вместе с Мейером в 1928 нашёл решение кристаллографической структуры целлюлозы, которое показало, что целлюлоза представляет длинные цепочки, состоящие из остатков глюкозы, и которое было в согласии с данными химического анализа[15]
  • решил кристаллографическую структуру натурального каучука совместно с коллегой Г. фон Зузихом, на основании чего было установлено, что двойная связь в полимере имеет цис-конфигурацию[16]
  • показал, что промышленно изготавливаемые полимеры по прочности не достигают 10 % предела прочности, рассчитанного Марком для идеального волокна на основе кристаллографических данных. Он объяснил это различными дефектами реального волокна
  • впервые провел электронографические исследования газов, определив длины и углы связей в таких соединениях, как тетрахлориды углерода и германия, бензол, циклогексан, цис- и транс-1,2-дихлорэтилен. Ещё в 1930 Марк отметил, что полученные данные противоречат идее о свободном вращении в 1,2-дихлорэтилене

В 1932 Марк, отец которого был евреем, был отстранен от работы в «Фарбен» ввиду возможного[уточнить] захвата партией Гитлера власти.

Вена (1932—38)

В 1932 Марку предложили должность профессора физической химии и директора первого химического института в Венском университете, где он своей целью поставил создать институт по исследованию полимеров и программу обучения химиков-полимерщиков. К 1936 он успешно справился с созданием программы подготовки специалистов в области полимерной химии[17]. Свои усилия Марк сконцентрировал на исследовании кинетики и механизмов полимеризации, поскольку хотел помочь промышленности. Его программа обучения вскоре стала известна в кругах промышленников и среди студентов со всего мира; студенты, прошедшие обучение по этой программе были востребованы на производстве[17]. Совместно с Юджином Гутом Марк сформулировал статистическую теорию эластичности сшитых каучуков.

В ходе очередного политического переворота в 1938 армия Гитлера оккупировала Австрию, Марка лишили занимаемой должности и арестовали гестаповцы за отношения с его боевым товарищем[3] канцлером Энгельбертом Дольфусом, который боролся за независимость Австрии и был убит нацистами при попытке переворота в 1934. Марка допрашивали о его работе на «Фарбен» и отношениях с Дольфусом. Спустя четыре дня ученого отпускают из тюрьмы, однако изымают его паспорт и переписку с Эйнштейном[17]. Чтобы вернуть свой паспорт, Марк обращается к бывшему однокласснику, влиятельному человеку при новом режиме, за услугой, которая обошлась ему в годовое жалование профессора[1].

Ученый решает перебраться вместе с семьей в Канаду, Хоксбери, куда его в сентябре 1937 на встрече в Дрездене пригласил Карл Б. Торн, управляющий директор завода Canadian International Paper Company, на должность руководителя научно-исследовательской работы. Торн писал Марку и ранее, наслышанный о его профессиональных качествах, ещё в мае 1937. Он писал, что растут запросы потребителей и конкуренция на рынке, что лаборатории завода устаревают и он заинтересован в том, чтобы Марк возглавил его лаборатории. Тогда Марк не смог принять предложение, но выразил готовность в реорганизации лаборатории и обучению сотрудников новшествам в области полимеров, а также время от времени ездить с консультациями на завод. Однако Торн хотел, чтобы Марк работал в компании на постоянной основе. Тогда ещё Марк не знал, что это предложение станет его спасительным мостом из оккупированной страны.

Так Марк начинает готовиться к выезду. Он постепенно делегирует свои обязанности коллегам. Чтобы провезти через границу ценные вещи, он тайно закупает платиновую и иридиевую проволоку на сумму около $ 50’000 и делает из неё вешалки для одежды[17][3]. В конце апреля вместе с женой и двумя сыновьями Марк покидает страну с нацистским флагом на радиаторе и лыжами на крыше его автомобиля под видом поездки в Швейцарию на горнолыжный курорт[3]. На следующий день они прибывают в Цюрих, откуда двигаются через Францию в Англию. Из Англии Марк движется морем в Монреаль, куда прибывает 26 сентября 1938[17]. Спустя несколько недель к нему присоединяется его семья.

Жизнь в Канаде (1938—92)

Roger’s Hall главный учебный корпус Политехнического Института

Марк проработал в Хоксбери два года, которые он посвятил улучшению процессов обработки и изготовления целлюлозы, ацетилцеллюлозы и вискозы. Особенно сложной оказалась работа над вискозой из-за требований стандартов шинной промышленности, где она начала использоваться в качестве корда. В ходе этой работы Марк приобрёл полезные связи в DuPont, которые помогли ему получить в 1940 место адъюнкт-профессора в лаборатории в Бруклинском политехническом институте и должность консультана в DuPont, когда возможности старой лаборатории стали недостаточны для удовлетворения его научных интересов[1].

В Бруклине Марка назначают в группу Shellac Bureau под руководством Уильяма Гарднера. Исследования спонсировала U.S. Shellac Import Organization, которая была заинтересована в заменителях шеллака из Индии и Индонезии, ввиду возможного прекращения поставок из-за угрозы войны с Японией. Здесь как нельзя кстати пригодился исследовательский опыт на «Фарбен», где Марк работал с полимерами, похожими по свойствам на шеллак[3]

Потребности Shellac Bureau позволили Марку внедрить курс изучения полимеров в Бруклинском политехе. Большую помощь ему оказали преподаватели Исидор Фанкюхен, известный кристаллограф; Дональд Отмер, химик-технолог и будущий мультимиллионер-филантроп; и Гарри Роджерс, директор института. При поддержке Роджерса и Рэймонда Кирка, главы химического факультета, Марк немедленно приступил к преподаванию курса общей химии полимеров[3].

Годы работы в Бруклине пришлись на Вторую мировую войну, и Марк принял участие в нескольких военных проектах, среди которых был снегоход Weasel, десантное судно Ducq и ледяная посадочная плавучая площадка, над которой также работал Ханс, сын Марка[1][3].

Поле работы Марка в Бруклине сильно расширилось. У него были контракты на исследование с Office of Scientific Research and Development, в ходе которых он взял себе в ученики А. В. Тобольского, Пола Доти и Бруно Зимма. Хотя на тот момент никто из них не работал с высокомолекулярными соединениями, позже они стали ведущими специалистами по исследованию полимеров. Под влиянием Марка такие одарённые ученики как Самуэль Кримм и Р. С. Штайн сделали карьеру в тогда ещё непопулярной области науки[1].


В 1947 под руководством Марка организуется «Институт исследования полимеров», разрабатывается программа обучения студентов, организуются еженедельные субботние симпозиумы, на которых выступают видные ученые, и которые повышают престиж Бруклинского политехнического института как места концентрации и развития знаний о полимерах. Марк также организовал интенсивные летние курсы по полимерной науке, на которые приглашал ученых и промышленников[3].

Поздние годы

Когда Марку перевалило за 70 лет, он прекратил читать постоянный курс лекций в Бруклинском политехе, однако каждый год выступал с докладом «What is new in polymers», в котором делился своими наблюдениями и знаниями, полученными в ходе его многочисленных путешествий по всему миру[1].

Основные труды

  • Kurt H. Meyer and H.Mark, Der Aufbau der hochpolymeren organischen Naturstoffe, 1930
  • H. Mark, Physik und Chemie der Zellulose, 1932
  • H. Mark, Physical Chemistry of High Polymers, 1938
  • H. Mark, Giant Molecules, в серии Life Science Library, 1966
  • H. Mark (ed.), Encyclopedia of polymer science and technology, vv. 1—15, 1964—1972

Признание

Марк — обладатель почетных степеней во множестве университетов, таких как университет Льежа, Уппсалы, Берлина, Вены, Мадрида, Праги, Техниона в Хайфе. Член Королевского Института, Национальной Академии Наук и Советской Академии Наук[1].

Награды

Полный список достижений и наград можно посмотреть здесь

Семья, путешествия, личные качества и интересные факты

Жена Марка — Мэри (Мими) Шрамек. У них было два сына, старшего звали Ганс[3].

Как упоминалось ранее, Марк был заядлым альпинистом, он полюбил горы во время службы в армии. С этим связана история, когда он решил объединить свою любовь к горам с научным интересом. В 1935 он подбил друзей из Советской Академии Наук организовать экспедицию на Кавказские горы с целью определить, накапливается ли в ледниках дейтерий. Полученные результаты были неоднозначными, однако участники экспедиции остались довольными[1].

Примечательно его путешествие в Японию в 1962, когда его пригласили представить лекцию о полимерах японскому императору. Обычно практикой было приглашать нобелевских лауреатов, но в случае Марка это была особая честь, так как он не был обладателем этой награды[1].

В 1972 Марк был одним из первых американцев, которые посетили коммунистический Китай[1].

Личные качества

Герберт Моравец, автор одной из биографий о Марке, вспоминает ученого как понимающего и доброго человека. Марк не держал зла на тех, кто вынудил его покинуть родную Австрию. Он считал нацистов «заблуждающимися», а ученых, которые их поддерживали — «несчастными»[3].

Марк в самых безобидных словах[1] вспоминает разговор 1932-го с Вильгельмом Гаусом, членом правления Фарбен, в ходе которого тот напрямую заявил, что с приходом Гитлера к власти условия работы могут измениться, и что он рекомендует найти Марку работу «вне Германии»[3][17]

Прозвище

В начале своей работы в Бруклине Марк получил ироничное прозвище «Der Geheimrat» от своего коллеги Исидора Фанкюхена, что означает в переводе «тайный советник», но в немецких университетах оно имело особое, непереводимое значение. Этот титул давался Немецкими кайзерами выдающимся учёным, однако вызывал в голове образ напыщенного, помпезного профессора, коим Марк, конечно же, не являлся. Кличка неотрывно закрепилась за Марком именно благодаря тому, что он являл собой полную противоположность тому образу, с которым это прозвище ассоциировалось[3].

См. также

Литература

Примечания

  1. Herbert Morawetz. Bibliographical Memoir - Herman Francis Mark (англ.) // National Academies Press : журнал. — 1995. Vol. 68. P. 195—208. ISSN 0077-2933.
  2. H. F Mark. From small organic molecules to large: a century of progress. — Washington, DC: American Chemical Society, 1993-01-01. — ISBN 0841217769 97, 80841217768 0, 841218021 978, 0841218024.
  3. Herman Mark and the Polymer Research Institute - Landmark. American Chemical Society. Дата обращения: 22 декабря 2015.
  4. H. Mark, W. Schlenk. [10.1002/cber.19220550808 Über das freie Pentaphenyl-äthyl] (нем.) // Chemische Berichte : журнал. — 1922. Bd. 55, Nr. 8. S. 2285—99. ISSN 0009-2940.
  5. James K. Laylin. Max Perutz // Nobel Laureates in Chemistry, 1901-1992. — Chemical Heritage Foundation, 1993-10-30. — С. 435-441. — 820 с. — ISBN 9780841226906.
  6. Istvan Hargittai, Magdolna Hargittai. In Our Own Image: Personal Symmetry in Discovery. — Springer Science & Business Media, 2012-12-06. — 373 с. — ISBN 9781461541790.
  7. H. Mark, M. Polanyi, E. Schmid. Vorgänge bei der Dehnung von Zinkkristallen (нем.) // Zeitschrift für Physik : журнал. — 1923. — Dezember (Bd. 12, Nr. 1). S. 58—116. ISSN 0044-3328.
  8. H. Mark, H. Gommel. Roentgenographische Bestimmung der Strukturformel des Hexamethylentetramins (нем.) // Zeitschrift für Physikalische Chemie : журнал. — 1923. Bd. 107. S. 181—218. ISSN 0942-9352.
  9. H. Mark, E. Pohland. [doi:10.1524/zkri.1925.62.1.103 Über die Gitterstrucktur des Äthans und Diborans] (нем.) // Zeitschrift für Kristallographie : журнал. — 1925. — Dezember (Bd. 62, Nr. 1—6). S. 103—112. ISSN 2196-7105.
  10. H. Mark, G.v. Susich. [doi: 10.1007/BF01397036 Über die naturliche Breite der Röntgenemissionslinien] (нем.) // Zeitschrift für Physik. — 1930. — März (Bd. 65, Nr. 3—4). S. 253—65. ISSN 0044-3328.
  11. H. Mark, L. Szilard. Die Polarisation von Röntgenstrahlen durch Reflexion an Kristallen (нем.) // Zeitschrift für Physik : журнал. — 1926. — Oktober (Bd. 35, Nr. 10). S. 743—47. ISSN 1431-5831.
  12. H. Mark, R. Wierl. [doi: 10.1007/BF01368129 Über die relativen Intensitäten des Starkeffekts-Komponenten Hß and Hd] (нем.) // Zeitschrift für Physik : журнал. — 1929. — Juli (Bd. 53, Nr. 7—8). S. 526—41. ISSN 0044-3328.
  13. H. Mark, H. Kallman. Über einige Eigenschaften der Comptonstrahlen (нем.) // Zeitschrift für Physik : журнал. — 1926. — Februar (Bd. 36, Nr. 2). S. 120—42. ISSN 1431-5831.
  14. Herman Francis Mark | Chemical Heritage Foundation. www.chemheritage.org. Дата обращения: 22 декабря 2015.
  15. H.F. Mark with K.H. Meyer. Über den Bau des kristallisierten Anteils der Zellulose (нем.) // Chemische Berichte : журнал. — 1928. Bd. 61. S. 593—613. ISSN 0365-9631.
  16. H. Mark, G. v. Susich. Über geregelte Mizellstrukturen von Kautschuk (нем.) // Kolloid-Zeitschrift : журнал. — 1928. — September (Bd. 46, Nr. 1). S. 11—21. ISSN 1435-1536.
  17. Mark, Herman F. – Dictionary definition of Mark, Herman F. | Encyclopedia.com: FREE online dictionary. www.encyclopedia.com. Дата обращения: 22 декабря 2015.
  18. Nichols Medalists. New York Section ACS.
  19. The Willard Gibbs Medal. ACS. American Chemical Society.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.