Златоуст (древнерусский сборник)

Златоу́ст — популярный памятник древнерусской литературы XV—XVII веков, сборник уставных чтений, учительный сборник, в который входят дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения. Наиболее распространённый на Руси сборник нравоучительного содержания. Название связано, вероятно, с тем, что большинство слов, входящих в состав сборника, надписано именем Иоанна Златоуста[1][2][3].

Златоуст
«Книга, глаголемая Златоуст, в настоящей сей книзе от мытаря и от фарисея, в пост в Великий по все дни чтение да неделе в весь год…»;
«Книга, глаголемая учителной Златоуст» и др.

Начало списка ХVІ века
Авторы неизвестны
Страна
Жанр учительный сборник
Содержание дидактические и гомилетические сочинения, расположенные в соответствии с годовым кругом богослужения
Рукописи 311 списков второй половины XV—XVIII веков[1]

Пользовался популярностью у старообрядцев, неоднократно издававших Годовой Златоуст в конце XVIII — начале XIX века[1].

Текстология и состав

Златоуст представляет собой учительный сборник устойчивого состава, один из сборников уставных чтений, состоящих из дидактических и эпидейктических (торжественных) сочинений, приуроченных к определённым дням триодного цикла.

В рукописной традиции типовое определение (заглавие) сборника встречается не ранее XVI века, например: «Книга, глаголемая Златоуст, в настоящей сей книзе от мытаря и от фарисея, в пост в Великий по все дни чтение да неделе в весь год…»[4], «Книга, глаголемая учителной Златоуст»[5] и др.[3][1]

Сохранился в большом числе (311) списков второй половины XV—XVIII веков[1], отличающихся количеством и выбором статей[2]. Известно три основные разновидности Златоуста:

  • Постный Златоуст, содержащий статьи, посвящённые только подготовительным к Великому посту неделям и периоду Великого поста, оканчиваясь словом Златоуста на первый день Пасхи;
  • Пятидесятный Златоуст, в основе которого лежит постный Златоуст, продолженный статьями на воскресные и некоторые будние дни от Антипасхи до Недели всех святых;
  • Годовой Златоуст, содержащий статьи на весь год, от Недели мытаря и фарисея до 36 недели после Недели всех святых (до конца литургического года)[3][1].

Основной состав статей каждой из разновидностей устойчив, большинство слов на великопостные и приготовительные к Великому посту дни одинаково во всех разновидностях. Однако почти в каждом списке имеются индивидуальные отклонения от общего типа — чаще всего добавление новых, и реже пропуск традиционных статей[1]. Таким образом, существуют списки, несмотря на такие индивидуальные особенности принадлежащие к определённому виду памятника, и списки особого состава, той или иной разновидности памятника[3].

Постный Златоуст

Списки Постного Златоуста являются самыми малочисленными. Традиционный его вид содержит около 65 слов: на Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, субботу и воскресение Мясопустной седмицы, среду, пятницу, субботу и воскресение Сыропустной седмицы, а затем на все дни семи недель Великого поста, причем на некоторые дни (четверг 1-й седмицы поста, вторник 2-й седмицы, понедельник и вторник 3-й седмицы, четверг и субботу 4-й седмицы, вторник 5-й седмицы, четверг 6-й, Цветной седмицы) читается по два слова[6][3][1].

Пятидесятный Златоуст

Пятидесятный Златоуст в основном совпадает с Постным, однако содержит также слова на Пасху, Антипасху, на Неделю новую (вторую) после Пасхи, Неделю 3-ю, среду и воскресение 4-й седмицы, Недели 5-ю и 6-ю (иногда также на четверг 6-й седмицы), на субботу и воскресение 7-й седмицы, на Пятидесятницу, понедельник после Пятидесятницы и Неделю всех святых[7][3][1].

Годовой Златоуст

Списки Годового Златоуста наиболее распространены. Известно два основных его вида: Краткий и Пространный.

  • Краткий вид содержит слова на Неделю о мытаре и фарисее, Неделю о блудном сыне, субботу и воскресение Мясопустной седмицы, субботу и воскресение Сыропустной седмицы, субботу и воскресение 1-й седмицы поста, на воскресные дни 2-й и 3-й седмиц, на среду и воскресение 4-й седмицы, на субботу и воскресение 6-й, Цветной седмицы, четверг и субботу Страстной седмицы, на Пасхальное воскресение, а затем на воскресные и некоторые будние дни 2—7-й седмиц после Пасхи, на Пятидесятницу, понедельник после Пятидесятницы, Неделю всех святых и на все последующие воскресные дни 36 недель до приготовительных седмиц к Великому посту, причём в воскресенья 7, 8 и 10-й седмиц читается по два слова[8].
  • Пространный вид содержит слова не только на воскресные, но и на будние дни недель поста, совпадая в этой части с Постным и Пятидесятным Златоустами. В статьях после Недели всех святых Краткий и Пространный виды идентичны[9]. Ряд слов, читающихся в Пространном виде после Недели всех святых повторяет слова, читающиеся в будние дни недель поста. Так, слова на Мясопустную субботу, на вторник — пятницу 1-й седмицы поста, на субботу 2-й седмицы, на среду и четверг 3-й седмицы повторены соответственно в 14-ю, 5-ю, 6-ю, 8-ю, 3-ю (в составе Слова о богатом и Лазаре), 18-ю, 11-ю, 9-ю и 12-ю воскресенья после Недели всех святых. Поэтому в некоторых списках Распространенного вида на месте этих слов в постные недели помещаются отсылки к тем же словам в дни после Недели всех святых.

В некоторых списках Годового Златоуста имеются слова на 34—44-е воскресенья после Недели всех святых, что выходит за рамки годичного круга[10]. В одном из списков[11][12], включающем много индивидуальных статей, представлены слова на все дни Светлой (Пасхальной) седмицы. В списках Годового Златоуста XVI—XVII веков среди дополнительных, не входящих в традиционный состав сборника статей встречаются слова Кирилла Туровского: Слово в неделю Цветоносную, Слово в Новую неделю, «О Фомине испытании ребр Господень». Ряд других слов Кирилла входит либо в состав Златоуст особого состава, либо в состав сборников, близких по составу к Златоусту[3][1].

Печатные издания

Печатные издания содержат обычно содержат 112 слов Иоанна Златоуста и других отцов церкви[2].

Златоуст пользовался популярностью у старообрядцев, в конце XVIII — начале XIX века неоднократно издававших Годовой Златоуст.

Первые издания относятся к концу XVIII века: почаевское издание («Книга, глаголемая Златоуст, в нейже всяко ухищрение Божественаго Писания истолковано святым великим Иоанном Златоустом и святыми отцы» (Почаев; Клинцы, после 1796), супрасльское издание 1795 года и ряд виленских, первое — видимо, 1798 года. Текст почаевского издания в основном сходен с традиционным Годовым Златоустом до Недели всех святых, затем состав существенно расходится с рукописным. В словах на воскресенья 26—34-й седмиц после Недели всех святых почаевское издание сходно с виленскими, но отличается от супрасльского. В последующих печатных изданиях, выходивших вплоть до начала XX века включительно, в сравнении с изданием 1795 года были заменены только отдельные слова[3][1]. К 1910 году в Москве было выпущено 9 единоверческих изданий Златоуста. По мнению А. В. Вознесенского, наибольшее влияние на старообрядческую и единоверческую традиции печатных Златоустов оказало супрасльское издание[1].

Златоуст и другие сборники

Ряд статей Златоуста идентичен статьям других сборников: триодного Торжественника, книги «Рай», Соборника, «Златоструя», «Измарагда», «Златой матицы»[13] и «Златой цепи»[14][3][1]. Отличие Златоуста от «Златоструя» в том, что в Златоусте нравоучительные статьи подобраны и расположены в порядке годичного церковного круга, по неделям. Из Златоуста часто заимствовались статьи в сборники, носившие другое название[2].

Происхождение

Учёные считают, что Златоуст в традиционной форме составлен на Руси[1] и включает в себя, в частности, произведения русских авторов с несомненными признаками русской современности и народного быта[15][16][17][18][19][3].

Существуют различные мнения о происхождении прототипа и времени окончательного оформления Златоуста как самостоятельного типа древнерусского сборника.

А. И. Соболевский связывал появление Златоуста и других четьих сборников постоянного состава с заменой в русском богослужении Студийского устава Иерусалимским, начавшейся в конце XIV века[20].

А. С. Орлов, опираясь на работы А. В. Горского и Е. В. Петухова, предлагал считать литературным ядром, из которого образовался сборник, собрание южнославянских дидактических слов на время с Недели о мытаре и фарисее до 5-й недели поста включительно. Орлов выделил шесть редакций Златоуста, по его мнению отражающих процесс постепенного складывания сборника в течение XIV—XVII веков, расширения его календаря и усложнения жанровой структуры.

По мнению Т. В. Черторицкой, древнерусские Златоусты формировались только в конце XV — начале XVI века на основе триодного четьего сборника за счёт увеличения в его составе числа дидактических сочинений, приуроченных к будним дням триодного круга, постепенного вытеснения ими эпидейктических (торжественных) гомилий, расширения календаря сборника до 36 недели после Недели всех святых (до конца литургического года). Известен примером такого триодного сборника[21][22]. Черторицкая считает, что в основе общего прототипа Златоуста и триодных Торжественников лежит группа переводных византийских эпидейктических гомилий, дополненная оригинальными славянскими сочинениями — словами Климента Охридского, Серапиона Владимирского и непоименованных славянских авторов[23]. Часть таких предположительно или определённо славянских сочинений, надписываемых именем Иоанна Златоуста[24] входит в число постоянных статей различных редакций Златоуста. В XIV — середине XV века Златоусты типологически ещё не выделились, что подтверждается данными картотеки Н. К. Никольского (хранящейся в БАН), в которой числится семь Златоустов рубежа XV—XVI веков и 131 список XVI—XVII веков[3][1].

Содержание

В сборник включены переводные слова и поучения византийских и болгарских авторов[3][1]. В рукописных редакциях встречаются поучения и русских пастырей, например, Кирилла Туровского[2].

Тематика большей части статей Постного и Пятидесятного Златоустов связана с богослужебными евангельскими чтениями от Недели о мытаре и фарисее до Недели всех святых[1]. Сюда входят различные вариации на темы евангельских сюжетов, поясняющие, распространяющие и толкующие их. По жанру это дидактические и эпидейктические слова, посвящённые Пасхе и пасхальному циклу[3].

Другая группа сочинений в составе Годового Златоуста посвящена теме христианской этики, общественной и личной морали: поучения «как лепо христианину жити», «о почитании книжном», «о смирении», «о зависти», о пьянстве, «о чистоте душевной» (против грабительства, злодеяния, душегубства), «о пользе душевной». Ряд слов направлен против народных верований и обрядов: «о лечащихся от болезней волхвованием», «о христианском житии» — осуждение «глумления», «плясания», «срамословия», «сатанинских песен» и др. Также имеются статьи о поведении в храме во время службы и после неё, статьи «естественнонаучного» содержания — сказания о мироустройстве: «о твари небесной», «сказание о небесных силах и чего ради создан человек на земли», сведения о Вселенских соборах и др. Эти дидактические сочинения встречаются и среди статей на евангельские темы, но в основном они составляют вторую часть Годового Златоуста — от Пятидесятницы до приготовительных недель к Великому посту[3][1]. Как отмечает А. С. Архангельский, многие из данных текстов являются поздними добавлениями к прототипу и извлечены из «Измарагда»[17].

Значение

Златоуст предназначался как для чтения при церковном богослужении, так и для домашнего чтения, поэтому в рукописях он часто носит название «Учительного Златоуста»[2].

Первоначально назначение Златоуста определялось требованиями устава, который предписывал для чтения за богослужением специальные статьи собственно нравоучительного характера или связанные с событиями церковного календаря.

Стоглав упоминает Златоуст в числе божественных, святых душеполезных книг, которые следует читать «на поучение, и на просвещение, и на истинное покаяние, и на добрыа дела всем православным християном в душевную ползу»[25][26].

Из церковной практики Златоуст перешёл в домашний обиход и занял место одной из самых читаемых книг русского общества XVI—XVIII веков.

Популярность Златоуста определялась прежде всего учительным характером сборника. Слова в его составе простые, как правило, лишённые риторической украшенности, небольшие по объёму. Задача нравственного назидания, стремление к доступности подчиняют себе манеру изложения. Переводные и оригинальные слова в составе Златоуста оказывали большое влияние на религиозно-этическое и эстетическое образование читателя. Подчеркнутое разграничение добродетелей и пороков формулирует моральный кодекс благочестивого христианина. «Воинствующий дидактизм» делает Златоуст своеобразным публицистическим памятником русского Средневековья[3].

См. также

Примечания

  1. Творогов О. В., Черторицкая Т. В. Златоуст // Православная энциклопедия. М., 2009. — Т. XX : «Зверин в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь Иверия». — С. 198—200. — 752 с. 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-036-3.
  2. Барсов Н. И. Златоуст, сборник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890—1907. — Т. XIIa (1894) : Земпер — Имидокислоты. — С. 605.
  3. Творогов О. В., Черторицкая Т. В. Златоуст // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом) ; отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 1 : А—К / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров. — 1988. С. 358—363.
  4. Список БАН, 32.5.5.
  5. Список ГИМ, собр. Уварова, № 316 (111).
  6. Примеры списков: БАН, 16.18.5; ГИМ, собр. Уварова, № 43/317 и 595/313; РНБ, собр. Титова, № 762.
  7. Примеры списков: РГБ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 142; РНБ, собр. Титова, № 752 и 755; ГИМ, собр. Уварова, № 158/314 и 782/315.
  8. Примеры списков: БАН, 33.13.15 и 16.18.1; РГБ, собр. Большакова, № 215.
  9. Примеры списков: РГБ, собр. Большакова, № 215; ГИМ, собр. Уварова, № 111/316: РНБ, собр. Титова, № 751 и 753.
  10. Например, списки БАН, 33.10.1; 33.12.5 и др.
  11. ГИМ, Синод. собр., № 231.
  12. Горский А. В., прот. и Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки. М., 1862. Отд. 2. Ч. 3. С. 83—111.
  13. Истрин В. М. Замечания о составе Толковой палеи // Известия Отделения русского языка и словесности Академии наук. 1898. Т. 3. Кн. 2. С. 491—511.
  14. Петухов Е. В. Материалы и заметки из истории древнерусской письменности : К вопросу о Златых цепях. Киев, 1894.
  15. Горский А. В., прот. О древних Словах на св. Четыредесятницу // Прибавл. к изданию творений святых отцов в рус. пер. М., 1858. Ч. 17. С. 35—36, 44.
  16. Петухов Е. В. Древние поучения на воскресные дни Великого поста // Сборник отделения русского языка и словесности. СПб., 1886. Т. 40. № 3. С. XI.
  17. Архангельский А. С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности // Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Отд. 2. Август. С. 213—214.
  18. [Дополнения В. М. Изергина к докладу А. С. Орлова] // Отчеты о заседаниях имп. ОЛДП в 1903—1904 г. СПб. (ПДПИ. Вып. 156). С. 20—21.
  19. Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1980. Т. 35.
  20. Соболевский А. И. Южнославянское влияние на русскую письменность в XIV—XV вв. СПб., 1894. С. LIV.
  21. РГБ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 9.
  22. Черторицкая Т. В. Торжественник — памятник русской литературы XIV—XVI вв. : Литературная история сборника. Автореф. канд. дис. М., 1979. С. 22—23.
  23. Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа) // Источниковедение литературы древней Руси. Л., 1980. С. 96—114.
  24. Сводка сочинений: Гранстрем Е. Э. Иоанн Златоуст в древней русской и южнославянской письменности // Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1980. Т. 35.
  25. Стоглав. СПб., 1863. С. 61.
  26. Емченко Е. Б. Стоглав : Исслед. и текст. М., 2000. С. 268.

Литература

  • Горский А. В., прот. О древних Словах на св. Четыредесятницу // Прибавл. к изданию творений святых отцов в рус. пер. — М., 1858. — Ч. 17. — С. 34—64;
  • Забелин И. Е. Из книги Златоуст // Забелин И. Е. Опыты изучения русских древностей и истории. — М., 1872. — Ч. 1. — С. 179—188;
  • Петухов Е. В. Древние поучения на воскресные дни Великого поста // Сборник отделения русского языка и словесности. — СПб., 1886. — Т. 40. — № 3. — С. I—XIX, 1—30;
  • Архангельский А. С. Творения отцов Церкви в древнерусской письменности // Журнал Министерства народного просвещения. — 1888. — Отд. 2. — Август. — С. 203—295;
  • [Дополнения В. М. Изергина к докладу А. С. Орлова] // Отчеты о заседаниях имп. ОЛДП в 1903—1904 г. — СПб. — С. 20—22 (ПДПИ. Вып. 156);
  • Орлов А. С. Сборники Златоуст и Торжественник. — СПб., 1905. — С. 3—9. (ПДПИ. Вып. 158);
  • Черторицкая Т. В. О начальных этапах формирования древнерусских литературных сборников Златоуст и Торжественник (триодного типа) // Источниковедение литературы древней Руси. — Л., 1980. — С. 96—114;
  • Черторицкая Т. В. Торжественник и Златоуст в рус. письменности XIV—XVII вв. // Метод. рекомендации по описанию славяно-рус. рукописных книг. — М., 1990. — Вып. 3. — Ч. 2. — С. 329—381;
  • Творогов О. В. Описание и классификация списков сборника «Златоуст» // Труды Отдела древнерусской литературы. — 1985. — Т. 39. — С. 278—284;
  • Кириллические издания старообрядческих типографий кон. XVIII — нач. XIX в. / Сост. : А. В. Вознесенский. — Л., 1991;
  • Предварительный каталог церковнослав. гомилий подвижного календарного цикла по рукописям XI—XVI вв. преимущественно восточнослав. происхождения / Сост. : Т. В. Черторицкая; ред. : Х. Миклас. — Б. м., 1994;
  • Вознесенский А. В. Старообрядческие издания XVIII — нач. XIX в. : Введ. в изуч. — СПб., 1996. — С. 93—97;
  • Иоанн Златоуст в древнерус. и южнослав. письменности XI-XVI вв. : Кат. гомилий / Сост.: Е. Э. Гранстрем, О. В. Творогов, А. Валевичюс. — СПб., 1998.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.