Герма
Ге́рма (др.-греч. ἔρμα — подпора, столб[1]) — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом. В Древней Элладе гермы служили путевыми и межевыми знаками, а также указателями на дорогах, фетишами — охранителями дорог, границ, ворот, а также надгробными обелисками. Первоначально на них изображали Гермеса. Впоследствии на гермах стали помещать и других богов и героев. В Древнем Риме гермы использовали в качестве пограничных знаков.
Повреждение герм считалось тяжким святотатством. Их массовое разрушение в Афинах в 415 году до н. э. имело значительные последствия, повлиявшие на весь ход Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой.
В Новое и Новейшее время гермы стали стандартным элементом классического архитектурного стиля, в основе которого лежат идеи античности.
Гермы в Античности
Происхождение. Внешний вид
Герма — особый вид скульптур, представляющих собой четырёхгранную колонну, увенчанную изображением головы или бюстом[2].
Первоначально на гермах изображали Гермеса. Существует несколько толкований данного факта. Возможно, на заре появления элладской цивилизации в гермах нашёл отображение первоначальный фаллический культ Гермеса как бога плодородия. Эту версию подтверждают изображения фаллоса в нижней части гермы. Геродот утверждал, что такие изображения Гермеса делали ещё пеласги, — народ, населявший Грецию до возникновения Микенской цивилизации в XVI веке до н. э. С гермами связана этимология имени олимпийского бога Гермеса, одной из форм именования которого был «Гермаон»[3]. Либо гермы получили своё название, так как изображали Гермеса[2], либо Гермес получил своё имя, так как был изображён на гермах[1][4][5]. Ещё по одной версии, первоначально для поклонения Гермесу использовались олицетворявшие его кучи камней. Исходя из функций данного бога как покровителя путешественников и торговли, камни особенно часто располагали на дорогах, перекрёстках, границах областей. Путник в этом месте должен был добавить камень либо принести жертву Гермесу. Впоследствии, по мере развития общества, груды камней заменили четырёхгранные примитивные статуи-гермы[6][7][8].
По высоте гермы были в человеческий рост или ниже. Их могли изготавливать из камня, бронзы и дерева. Стояли они либо непосредственно на земле, либо на каменной основе, в виде отдельно расположенной скульптуры, либо в составе архитектурной декоративной и/или культовой композиции[9].
Впоследствии на гермах стали помещать и других богов и героев, таких как Дионис, Геракл и других. В Риме, где гермы использовали в качестве пограничных знаков, их наиболее часто украшали изображениями бога границ Термина, Фавна и Сильвана[10]. Изображения могли быть сдвоенными. В таких случаях гермы получали специальные названия — гермафина (Гермес и Афина), гермеракл (Гермес и Геракл), гермарес (Гермес и Арес) и др[9]. Особая история была у герм с Афродитой. На Кипре существовал культ Афродитоса, которого изображали в виде гермы с женским телом и лицом с бородой. В V веке до н. э. культ Афродитоса прижился в Афинах, после чего трансформировался в представление о двуполом сыне Гермеса и Афродиты Гермафродите[11]. В V веке до н. э. появились гермы с реальными людьми, преимущественно политиками, государственными деятелями и философами[2][1].
Места расположения
В силу чрезвычайного разнообразия функций Гермеса, культового и декоративного значения герм, их размещали в различных местах. Наиболее характерными локациями герм были дороги, улицы и площади, границы, как государственные, так и конкретного дома перед воротами, рыночные площади[12].
Дороги. Гермес был богом-покровителем путешественников, поэтому гермы с его изображением часто располагали на дорогах. Так, Павсаний описывает герму Гермеса Долия («Хитрого») на пути в ахейскую Пеллену, которой путешественники возносили молитвы, так как верили в её чудодейственные свойства[13]. Согласно Платону, Гиппарх, сын Писистрата, установил в Аттике гермы, отмечавшие полпути между Афинами и каждым из окружающих поселений. Их особенностью были надписи: на левой стороне — указание, что знак стоит посередине пути между Афинами и демом таким-то, на правой — поучительное стихотворение, по типу: «Правило Гиппарха: водись помыслом правды» или «Правило Гиппарха: друга не обманывай»[14][12].
Улицы и площади. Наиболее известной была площадь Гермов в Афинах рядом с афинской агорой со стороны царской и расписной стой[15][16].
Границы областей и частных домовладений. На границах областей гермы выполняли роль не только межевых знаков, но и фетиша, охранителя области от зла извне[17]. Из античных источников дошли указания на нахождение герм на границах между Лакедемоном и подконтрольными Тегее и Аргосу землями[18], Мессенией и Мегалополем[19][16]. Герму перед воротами называли Гермесом-Пропилеем, или «привратным»[17].
Рыночные площади. Гермы часто размещали на рыночных площадях, так как на них изображали бога торговли Гермеса-Агорея («Рыночного»). С некоторыми из них были связаны местные легенды. Так в ахейском городе Фары на рыночной площади стояла герма, перед которой находился жертвенник. Вечером к герме приходили паломники, совершали жертвоприношение, после чего шептали в ухо Гермеса на герме вопрос. После этого паломник затыкал уши, уходил за пределы площади, и только после этого отжимал руки от ушей. Первое услышанное слово, по его мнению, и было ответом бога на заданный вопрос[20][16].
Надгробные знаки. Размещение герм над захоронениями было тесно связано с представлением о Гермесе-Психопомпе, боге — проводнике душ в царство мёртвых[21].
С течением времени, в эпоху эллинизма, гермы постепенно утрачивали своё культовое значение, превратившись к концу существования Римской империи в элемент декора. С этой целью их могли устанавливать в библиотеках, гимнасиях, палестрах и даже цирках[22].
Разрушение афинских герм и процесс гермокопидов
Повреждение герм в Древней Элладе считалось тяжким святотатством[17]. Их массовое повреждение в Афинах в 415 году до н. э. имело значительные последствия и повлияло на их тяжёлое поражение в Сицилийской экспедиции 415—413 годах до н. э., а затем и в Пелопоннесской войне со Спартой[23].
Незадолго до начала Сицилийской экспедиции под руководством Алкивиада в одну ночь были уничтожены многочисленные мраморные гермы как на площади Гермов, так и перед частными домами и святилищами. Жители города были возмущены святотатством, а также напуганы присутствием в городе партии, готовой на такие действия. Наиболее рациональное предположение состояло в том, что коринфяне таким образом стремились сорвать отплытие флота и предотвратить грозящие Сиракузам — их колониальному городу — бедствия войны[24].
Политические враги Алкивиада воспользовались ситуацией, обвинив последнего в осквернении святынь. Полководцу припомнили его экстравагантный образ жизни и безбожие. Алкивиад на народном собрании потребовал строжайшего расследования, чтобы в случае изобличения подвергнуться наказанию. Враги политика, видя, что он может победить, предложили отложить расследование до возвращения флота. Алкивиад тщетно умолял граждан вначале расследовать дело, и лишь после начинать экспедицию. Он указывал, что такое обвинение будет тяготеть над главнокомандующим и негативно скажется на моральном духе войска. Однако его аргументы не были услышаны, и большинство афинян проголосовали за начало похода под предводительством Алкивиада и отсрочку расследования о разрушении герм[25].
Алкивиад с флотом был вынужден начать экспедицию. В Сицилии ему удалось наладить грамотную осаду Сиракуз. В самих же Афинах настроение переменилось. Враги Алкивиада сумели убедить граждан возобновить расследование. На основании доносов за главнокомандующим было отправлено судно «Саламиния» с приказом доставить его обратно в город. Алкивиад был вынужден подчиниться. На обратном пути, не ожидая ничего хорошего, он бежал в Лакедемон. Афиняне, узнав об этом, объявили Алкивиада виновным и приговорили к смертной казни с конфискацией всего имущества. Сам же Алкивиад попросил убежища у главных врагов Афин — Спарты. В обмен он пообещал Спарте оказать ряд услуг. Благодаря его советам на помощь Сиракузам отплыл отряд воинов под командованием Гилиппа, что в конечном итоге и привело к полному поражению афинян[26].
Гермы в Новое и Новейшее время
Гермами на данный момент называют любой конусообразный прямоугольный каменный столб, увенчанный портретным бюстом. Более того, герма стала стандартным элементом классического архитектурного стиля, в основе которого лежат идеи античности[23].
Возврат к античности вначале носил характер коллекционирования античных артефактов, в том числе и герм[27]. Впоследствии их начали воспроизводить, привнося свойственные времени изменения и дополнения. Начиная с Ренессанса основу гермы, в отличие от античной, стали прикрывать ниспадающей с бюста одеждой. Саму герму могли использовать не как самостоятельную скульптуру, а в качестве встроенной композиции[28]. Герму могут путать с термом. Главным отличием гермы от терма является неприспособленность к выполнению роли подставки или опоры[29].
Также гермы стали изображать на картинах и рисунках со сценами из античности. К таковым относятся «Две женщины стоят напротив гермы» Филиппино Липпи (1488), «Чудо раба» Тинторетто (1548), «Вертумн и Помона» Доменико Фетти (1621—1623), «Танец под музыку времени» Н. Пуссена 1632—1633, «Лучники стреляют в герму» Микеланджело Буанаротти (1530—1533) и др.[27]
С XVI века гермы стали распространённым видом декоративной и парковой скульптуры. К наиболее известным зданиям и архитектурным композициям с гермами относят монетный двор Венеции, саркофаг Джироламо Фосса в кафедральном соборе Реджо-нель-Эмилии, дворец Фальконери архитектора Франческо Борромини в Риме, здание Шелдоновского театра в Оксфорде архитектора Кристофера Рена, Национальную высшую школу изящных искусств в Париже, парк дворца Сан-Суси в Потсдаме, набережную Виктории в Лондоне, здание вокзала в Хельсинки, Херст-касл в Калифорнии[27]. В России гермы встречаются редко. Их можно увидеть в Собственном саду Гатчинского дворца под Санкт-Петербургом, где они появились во время правления Павла I[30].
Примечания
- Герма // Восьмеричный путь — Германцы. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 6). — ISBN 5-85270-335-4.
- Сомов А. И. Герма // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1892. — Т. VIII.
- Первый Ватиканский мифограф, 2000, примечание 32 к главе XVI.
- Геродот, 1972, II. 51.
- Scherer, 1884—1890, kol. 2392.
- Павсаний, 1996, IV. 33, 3.
- Страбон, 1994, VIII. III. 12.
- Eitrem, 1912, kol. 697.
- Eitrem, 1912, kol. 700.
- Eitrem, 1912, kol. 707—708.
- Herrmann, 1884—1890, kol. 2315.
- Eitrem, 1912, kol. 700—701.
- Павсаний, 1996, VII. 27, 1.
- Платон Гиппарх, 1863.
- Ксенофонт Гиппарх, 1880, III. 2.
- Eitrem, 1912, kol. 701.
- Мифы народов мира, 1990, с. 241.
- Павсаний, 1996, II. 38, 7.
- Павсаний, 1996, VIII. 34, 6.
- Павсаний, 1996, VII. 22, 2.
- Eitrem, 1912, kol. 702.
- Eitrem, 1912, kol. 701—702, 708.
- Herm . Encyclopaedia Britannica. Дата обращения: 11 ноября 2019.
- Курциус, 2002, с. 460—461.
- Курциус, 2002, с. 462—465.
- Курциус, 2002, с. 466—473.
- Grafton, 2010.
- The Herms . Philadelphia Museum of Art. Дата обращения: 11 ноября 2019.
- Meyer Franz Sales. The Terminus // A Handbook of Ornament (англ.). — The Architectural Book Publishing Company, 1898. — P. 225.
- Хмелева Е. Н.. Скульптура Гатчинского парка // Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия».
Литература
- Геродот. История в девяти книгах / Перевод и примечания Г. А. Стратановского, под общей редакцией С. Л. Утченко. Редактор перевода Н. А. Мещерский. — Л.: Наука, 1972.
- Ксенофонт. Гиппарх // Сочинения Ксенофонта в пяти выпусках. Выпуск 5. Мелкие статьи. / Перевод: Г.А. Янчевецкий. — Митава, 1880.
- Павсаний. Описание Эллады / Перевод и примечания С. П. Кондратьева под редакцией Е. В. Никитюк. Ответственный редактор проф. Э. Д. Фролов.. — СПб.: Алетейя, 1996. — ISBN 5-89329-006-2.
- Первый Ватиканский мифограф / Перевод с латинского языка, вступительная статья и комментарии В. Н. Ярхо. — Алетейя, 2000.
- Платон. Гиппарх // Сочинения Платона : в 6 т. / пер. Василий Николаевич Карпов. — СПб.: типография духовн. журнала «Странник», 1863. — Т. 4. — С. 439—452.
- Страбон. География в 17 книгах / Перевод, статья и комментарии Г. А. Стратановского под общей редакцией проф. С. Л. Утченко.. — М.: Ладомир, 1994.
- Курциус Э. История Древней Греции. — Мн.:: Харвест, 2002. — Т. 3. — 512 с. — 3000 экз. — ISBN 985-13-1125-1.
- Тахо-Годи А. А. Гермес // Мифы народов мира / Главн. ред. С. А. Токарев. — М.: Советская энциклопедия, 1990. — С. 241—243.
- Grafton A., Most G. W., Settis S. Herm // The Classical Tradition (англ.). — Cambridge, Massachussets • London: Harvard University Press, 2010. — P. 429. — ISBN 978-0-674-03572-0.
- Herrmann. Hermaphroditos // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie : [нем.] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 2314—2342.
- Scherer. Hermes // Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen Mythologie : [нем.] / Roscher Wilhelm Heinrich. — Leipzig : Druck und Verlag von B. G. Teubner, 1884—1890. — Bd. I. — Kol. 2342—2432.
- Айтрем С.. Hermai : [нем.] // Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft. — 1912. — Bd. VIII, 1. — Kol. 696—708.