Взятие Вейсенштейна

Взятие крепости Вейсенштейн (ныне Пайде) русскими войсками 1 января 1573 года в ходе Ливонской войны.

Взятие Вейсенштейна
Основной конфликт: Ливонская война

Замок в Пайде
Дата декабрь 1572 — 1 января 1573
Место Вейсенштейн, Эстония
Итог Русские войска взяли замок
Противники

Швеция

Русское царство

Командующие

Ханс Бой

Иван Грозный
Саин-Булат
Малюта Скуратов 

Силы сторон

50 шведских солдат и 500 местных жителей

30—40 тыс. чел.

Потери

все защитники убиты

неизвестно

    Предыстория

    Замок первоначально называли Wizenstein («белокаменный»), в транслитерации на русский — Вейсенштейн или Виттенштейн, местное эстонское наименование Paede и Paide — Пайде пришло позже, это производное от pae — плитняк, известняк, из которого построен замок. Он был основан в 1266 году магистром Конрадом фон Мандерном. Здесь располагалась резиденция фогта Ливонского ордена.

    Стратегически важный пункт в центре эстонской части Ливонии, находясь в верховьях реки Пярну, контролировал пересечение сухопутных дорог. В декабре 1572 года этот форпост шведов осадила 80 тысячная русская армия[1] во главе с царём Иваном Грозным[2][3][4]. В крепости заперлись до полусотни шведских солдат, которые при поддержке горожан оказали русским ожесточённое сопротивление.

    Ход сражения

    Причиной падения стало то, что 16 декабря 1572 года около 5000 шведских рейтар и кнехтов двинулись в поход, намереваясь осадить Оберпален. Две картауны с порохом и свинцом отправили прямо по вейсенштейнской дороге; к ним должны были прибыть ещё несколько тяжелых орудий из Вейсенштейна. Но пушки не довезли дальше Ниенгофа, в 5 милях от Ревеля. В то же время русский царь вступил в Ливонию, между тем как шведы в Ревеле и Вейсенштейне не получали об этом ни малейшего известия, будучи уверенными, что для них нет никакой опасности. Вейсенштейнцы позже всё-таки узнали о движении русских, но думали, что это только набег русского отряда, высланного для захвата пушек в Ниенгоф. Наместник (комендант) Ханс Бой послал из замка почти всех кнехтов за 6 миль навстречу отправленным из Ревеля пушкам и так ослабил гарнизон, что в нём осталось всего 50 воинов, способных держать оружие, кроме 500 крестьян, бежавших в замок. Не успели они опомниться, как были окружены.

    После шестидневной осады и мощного артобстрела, город был взят яростным приступом, который возглавил известный опричник Малюта Скуратов. Увлекая за собой остальных воинов, он одним из первых взобрался на крепостную стену и был сражён наповал[5]. Согласно Бальтазару Руссову, началось избиение местного населения: не пощадили никого, кроме нескольких бедных крестьян, заявивших, что они подданные короля Магнуса из Оберпалена. Наместника Ханса Боя со многими другими шведами и немцами привели к Ивану Грозному, который в отместку за гибель Малюты живьем велел привязать их к кольям и зажарить до смерти. Это длилось несколько дней[6]. Повсюду в Иервене было так много мертвых тел, что не нашлось никого, кто похоронил трупы. Взяв Вейсенштейн, Иван IV, удручённый смертью своего любимца, прекратил поход и вернулся в Новгород.

    Состав войск Ивана Грозного

    По Разрядной книге 1475—1605 годов, в русское войско входили[7]:

    Последствия

    Главной целью русского завоевания оставался Ревель. Однако город являлся оплотом шведского владычества в Ливонии, с мощными укреплениями, которые без длительной осады было не взять. После битвы при Молодях царь старался избегать рискованных военных операций. Русское командование опасалось перебрасывать силы с южных границ в Ливонию, памятуя о сожжении столицы. Воспользовавшись первой незначительной победой, Иван IV объявил о решении отложить свой поход на Колывань, «замосковских и украинных городов детей боярских и понизовые люди пришли на государеву службу в Новгород летним временем безопасно».

    По пути из Вейсенштейна, 6 января 1573 года, было составлено второе послание Ивана Грозного шведскому королю Юхану III: «А Ливонскую землю мы не перестанем завоевывать, пока нам её Бог даст. А много крови проливается из-за нашей вотчины, Ливонской земли, да из-за твоей гордости, что не хочешь по прежним обычаям сноситься с новгородскими наместниками; и пока ты этого не осознаешь, и дальше будет литься много невинной крови из-за твоей гордости и из-за того, что незаконно вступил в нашу вотчину, Ливонскую землю. А что мы короля Арцымагнуса пожаловали городом Полчевым и иными городами, то мы, слава Богу, в своей вотчине вольны: кого хотим, того и жалуем. Если хочешь выступить, так наши люди твои пушки видели; а захочешь ещё попытаться — увидишь, какая тебе будет прибыль. Если же захочешь мира своей земле — пришли к нам своих послов, и мы узнаем от них твои намеренья и решим, что следует сделать»[8].

    Русское войско разделилось надвое. H. Р. Юрьев вместе с герцогом Магнусом отправились брать Каркус. И. Ф. Мстиславский, И. А. Шуйский и М. Я. Морозов получили приказ разорить окрестности Колывани. Они столкнулись со шведами и были разбиты при Лоде 23 января 1573 года.

    Наместником в Пайде стал Михаил Андреевич Безнин.

    24 ноября 1581 года замок вновь перешел в руки шведов. Комендантом был назначен Генрих Абель Минден.

    Память

    Обелиск воинам, павшим при штурме Пайды в 1573 году

    Недалеко от города Пайде находится монумент русским воинам, павшим при взятии крепости в 1573 году. Обелиск из серого плитняка высотой в 5 метров был установлен на небольшом холме Торнимяэ (Башенная горка) в 1886 году владельцем усадьбы Мяо, бароном Олафом фон Штакельбергом, в честь визита Великого князя Владимира Александровича в Вейсенштейн, в соседнее имение графа Толя Арукюла. Памятник заброшен и не пользуется популярностью у туристических гидов. Таким образом, история Ливонской войны не всегда востребована в Эстонии.

    Большинство замков после тех событий не восстанавливалось. Мало в какой европейской стране на небольшой территории сконцентрировано такое количество средневековых полуразрушенных строений, которые являют собой печальный пример того, что с людьми и их землёй делает война. В современных эстонских путеводителях эти руины выступают свидетельством агрессии Московии Ивана Грозного в XVI веке. Однако имеется информация, что замок был восстановлен в 1580-х годах и разрушен только в ходе польско-шведской войны 1600—1611 гг.[9]

    Примечания

    1. Летописные данные явно завышены, русские войска могли насчитывать от 30 до 40 тысяч человек
    2. Летописи и хроники 1980 г. В. Н. Татищев и изучение русского летописания / отв. ред. Б. А. Рыбаков. М.: Наука, 1981. С. 238.
    3. Русская летопись по Никонову списку. Ч. 7. По 1598 год. До преставления царя Фёдора Ивановича. СПб.: Императорская Академия наук, 1791. С. 316.
    4. Тихомиров М. Н. Русское летописание / отв. ред. С. О. Шмидт. М.: Наука, 1979. С. 229.
    5. ПСРЛ Т. 34. Постниковский, Пискарёвский, Московский и Бельский летописцы. М.: Наука, 1978. С. 192.
    6. Сборник материалов и статей по истории Прибалтийского края. Т. 3. Рига: Типография А. И. Липинского, 1880. С. 217—218.
    7. Разрядная книга, 1982, с. 320—321.
    8. Послания Ивана Грозного / под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951. С. 338, 341, 346, 350.
    9. A.Bondar. Забытые бастионы Пайде. estwar (2017).

    Литература

    Ключевые публикации
    Дополнительная рекомендуемая литература
    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.