Багульник болотный

Багу́льник боло́тный (лат. Lédum palústre) — вид растений из рода Багульник (Ledum) семейства Вересковые (Ericaceae). В современной русскоязычной литературе этот вид относят к роду Багульник, в некоторых международных базах данных (например, на сайте Germplasm Resources Information Network) этот вид включают в род Рододендрон (Rhododendron), и его правильным научным названием считают Rhododendron tomentosum Harmaja (1990)[2].

Багульник болотный

Общий вид цветущего растения
Научная классификация
Царство:
Подцарство:
Семейство:
Подсемейство:
Эриковые
Триба:
Rhodoreae
Вид:
Багульник болотный
Международное научное название
Ledum palustre L. (1753)
Синонимы
  • Ledum tomentosum Stokes (1812)
  • Rhododendron palustre (L.) Kron & Judd (1990)
  • Rhododendron tomentosum Harmaja (1990)
Охранный статус

Систематика
в Викивидах

Изображения
на Викискладе
ITIS  894434
NCBI  49170
EOL  583648
GRIN  t:21721
IPNI  30378322-2
TPL  tro-50279929

Название

Народные названия: багно, багун душистый, болотная одурь, болотник[3].

Названия на других языках:

  • нем. Sumpfporst;
  • англ. Marsh (Northern) Labrador Tea — болотный (северный) лабрадорский чай, Wild Rosemary — дикий розмарин;
  • фр. lédon;
  • исп. romero silvestre, ledo.
  • польск. bagno zwyczajne — болото обычное.
  • швед. Skvattram

Распространение и экология

На болоте Тикша в Карелии

Голарктический вид.

Распространён в Северной и Центральной Европе, по всей Сибири, в Якутии, Японии, на Корейском полуострове и некоторых районах Китая. На Дальнем Востоке ареал охватывает Чукотку, Анадырь, Камчатку, Охотское побережье, Хабаровский и Приморский край, Амурскую область, Курильские острова[4].

Растёт на моховых болотах, торфяниках, в заболоченных хвойных лесах, лиственничных марях совместно с кустарниковыми берёзами и голубикой, часто образует обширные заросли с преобладанием в растительном покрове[5]. Микотроф.

Распространяется семенами и вегетативным путём.

Ботаническое описание

Ботаническая иллюстрация из книги К. А. М. Линдмана Bilder ur Nordens Flora, 1917—1926

Прямостоячий вечнозелёный кустарник высотой 50—60 см, реже — 120 см. Стебли лежачие, укореняющиеся, с многочисленными приподнимающимися ветвями. Побеги ржавовойлочноопушенные. Кора старых ветвей голая, серовато-бурая. Корни проникают на болотах на глубину до 40 см.

Листья очерёдные, короткочерешковые, от линейных до продолговато-эллиптических, тёмно-зелёные, длиной от 0,7 до 4 см при ширине от 2 до 10 мм, туповатые или слегка заострённые, кожистые, морщинистые, сверху блестящие и с мелкими желтоватыми желёзками, снизу буровойлочные; край цельный, слегка завёрнутый книзу. На коротких черешках.

Цветки на длинных тонких железистых цветоножках, в диаметре до 8—10 мм, белые, иногда красноватые, с сильным (иногда одуряющим) запахом, собраны по 16—25 штук в щитки или зонтиковидные кисти диаметром около 5 см, расположенные на концах ветвей. Венчик из пяти свободных эллиптических лепестков, белый, 5—7 мм длины. Чашечка с пятью округлыми зубцами, спайнолистная, остающаяся при плодах, маленькая. Чашелистики закруглённые, буровато-опушённые, клейкие, по краю реснитчатые. Тычинок, превышающих венчик, десять. Тычиночные нити у основания расширены и опушены. Пыльники вскрываются дырочками. Пестик с верхней, пятигнёздной завязью; столбик один, нитевидный, короче тычинок, со слабо пятилопастным рыльцем. Вокруг завязи — нектарный диск.

Формула цветка: [6].

Плод — продолговатая многосемянная пятигнёздная эллиптическая коробочка длиной от 3 до 8 мм, желёзистоопушённая, на верхушке с остающимся столбиком; плодоножки длинные, загнутые книзу; при созревании коробочка расщепляется снизу вверх по створкам. Семена мелкие, веретенообразные, плоские, светло-жёлтые, около 1,5 мм длины, с перепончатыми крыловидными придатками на концах.

Время цветения — с мая по июль, плоды созревают в июле — августе.

Цветковые почки, бутоны, соцветие, плоды

Лекарственное сырьё

Заготовка

В качестве лекарственного сырья используются облиственные молодые побеги с листьями и цветками (фармацевтическое название сырья — лат. Cormus Ledi palustris). Побеги заготовляют во время цветения[7]. Сушат побеги на открытом месте в тени, в проветриваемом помещении или сушилках при температуре до 40 °C или в тени под навесами. Сухое сырьё имеет характерный резкий, смолистый запах. При заготовке и сушке его нужно соблюдать осторожность, так как багульник сильно ядовит.

Химический состав

Во всех частях растения, за исключением корней, содержится эфирное масло, в котором до 70 % сесквитерпеновых спиртов, главными из которых являются ледол (может служить источником получения гвайазулена) и палюстрол, а также цимол, геранилацетат и другие летучие вещества[7], обладающие горько-жгучим вкусом и бальзамическим запахом: в листьях первого года 1,5—7,5 % и второго года — 0,25—1,4 %; в ветвях первого года 0,17—1,5 %, второго года — от следов до 0,2 %; в цветках — 2,3 % и в плодах до 0,17 %[8]. Обнаружены также арбутин, дубильные вещества, флавоноиды[9].

Хозяйственное значение и применение

Медонос. Сахаропродуктивность 100 цветков в Приамурье 55,3 мг, в Белоруссии 20 мг, в пересчете на 1 га соответственно 130 и 87 кг/га[10]. Мёд может вызывать отравление людей[11]. Пригоден в пищу человека только после кипячения[12][10]. Нектар багульника болотного может нарушать перистальтику средней и задней кишки, парализовать мускулатуру дыхательной системы пчёл[11].

При поедании животными растение вызывает отравление; оно действует сперва возбуждающим, затем угнетающим образом. Отравления нередко сопровождаются явлениями гастроэнтерита[13].

В Канаде и на Лабрадоре изредка использовали в качестве суррогата чая. В семенах около 45 % жирных масел пригодных в малярном производстве[14].

Применяется в парфюмерной промышленности.

Облиственные побеги багульника имеют инсектицидные свойства, благодаря чему их иногда используют для борьбы с насекомыми.

Может использоваться для дубления кож.

В медицине

Необходимо помнить, что багульник болотный ядовит. Его применение возможно только по назначению врача[14][9].

Эфирное масло и ледол обладают бактерицидным действием по отношению к золотистому стафилококку. Ледол действует раздражающим образом и может вызвать воспаление слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта. Установлено, что препараты багульника болотного обладают отхаркивающими свойствами. В эксперименте на животных расширяют сосуды и понижают кровяное давление[8].

Побеги багульника болотного иногда применяют в форме настоя как отхаркивающее, противокашлевое при острых и хронических бронхитах и других заболеваниях лёгких[9], а также при спастических энтероколитах (воспалениях тонкого и толстого кишечника). Элеоптен (жидкая часть эфирного масла), а также раствор эфирного масла в льняном масле может применяться для лечения острых ринитов и гриппа.[7]. Эфирное масло и сок из листьев багульника болотного обладают сильными протистоцидными свойствами[8]. Используется помимо этого в качестве мочегонного, дезинфицирующего и антисептического средства. Из эфирного масла получают препарат ледин.

В гомеопатии тинктура с 60-процентным спиртом[13] и листья багульника используются для лечения ревматических и подагрических заболеваний суставов.

В народной медицине настой из травы багульника принимают не только при заболеваниях дыхательных путей, но и как потогонное средство, а также при ревматизме, подагре и экземах.

В культуре

В условиях Нижегородской области зимостоек[15].

Примечания

  1. Об условности указания класса двудольных в качестве вышестоящего таксона для описываемой в данной статье группы растений см. раздел «Системы APG» статьи «Двудольные».
  2. Ledum palustre (англ.): информация на сайте GRIN.  (Дата обращения: 29 сентября 2009)
  3. Ошанин С. Л. Возвращение к травам // Дары природы / В. А. Солоухин, Л. В. Гарибова, А. Д. Турова и др / сост. С. Л. Ошанин. М.: Экономика, 1984. — С. 49. — 304 с. 100 000 экз.
  4. Воробьёв, 1968, с. 216.
  5. Воробьёв, 1968, с. 214.
  6. Сербин, А. Г. и др. Медицинская ботаника. Учебн. для студ. вузов. — Харьков: Изд-во НФаУ: Золотые страницы, 2003. — С. 148. — 364 с. — ISBN 966-615-125-1.
  7. Березнеговская, 1972, с. 20—22.
  8. Атлас лекарственных растений СССР / Гл. ред. Н. В. Цицин. М.: Медгиз, 1962. — С. 58. — 702 с.
  9. Блинова, К. Ф. и др. Ботанико-фармакогностический словарь: Справ. пособие / Под ред. К. Ф. Блиновой, Г. П. Яковлева. М.: Высш. шк., 1990. — С. 168. — ISBN 5-06-000085-0. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 22 мая 2012. Архивировано 20 апреля 2014 года.
  10. Пельменев, Харитонова, 1987, с. 9.
  11. Мадебейкин, 1993, с. 13.
  12. Абрикосов, Х. Н. и др. Багульник // Словарь-справочник пчеловода / Сост. Федосов Н. Ф. М.: Сельхозгиз, 1955. — С. 19. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения: 26 августа 2011. Архивировано 7 января 2012 года.
  13. Энциклопедический словарь лекарственных, эфирномасличных и ядовитых растений / Сост. Г. С. Оголевец. М.: Сельхозгиз, 1951. — С. 30. — 584 с.
  14. Строгий, 1934, с. 23.
  15. Мишукова И. В., Хрынова Т. Р. Результаты интродукции рододендронов в НИИ Ботанический сад Нижегородского государственного университета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. — 2014. № 3—3.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.