Народная медицина

Наро́дная медици́на, народное врачевание[1], народное целительство[2] — комплекс накопленных народом эмпирических знаний, используемых для диагностики и лечения болезней и передаваемых из поколения в поколение[3]. Часть методов народной медицины, для которых доказывается эффективность и безопасность, могут перениматься современной медициной[1]. Но также народная медицина может включать элементы магии, эзотерики и «альтернативные», часто неэффективные, или даже опасные методы лечения[4][5].

Препараты традиционной медицины на рынке в Антананариву, Мадагаскар
Рисунок из трактата Псевдо-Апулея «Herbarium», XIII век

Помимо термина «народная медицина» в том же значении иногда встречается «традиционная медицина». Термин «традиционная медицина» по определению Всемирной организации здравоохранения относится к таким направлениям как: китайская медицина, индийская аюрведа, арабская медицина унани и другие формы медицины коренных народов. В странах где «традиционная медицина» не включена в национальную систему здравоохранения, она часто называется «дополнительной медициной», «альтернативной медициной» или «нетрадиционной медициной»[6].

История

До конца XVIII века народная медицина не отделялась от общепринятой медицины, что ярко показывает книга базельского врача Теодора Цвингера «Sicherer und geschwinder Arzt, oder vollständiges Arznenbuch» (1684). Она базировалась в основном на постулатах Гиппократа и других древних врачей о «соотношении соков организма».

Термин «народная медицина» появился во врачебных трудах немецких учёных в первой половине XIX века и описывал тогда весь образ действий населения по отношению к своему здоровью, куда включалось, таким образом, не только знахарство, основанное на магии и натуропатии, но также гигиена и использование населением медицины, в том числе традиционной врачебной медицины. Таким образом, этот термин включал в себя едва обозримое многообразие преобладающих в народе представлений о болезнях и способах их лечения. Врачи в этот период, тем не менее, не отказывались от того, чтобы разоблачать медицинские представления населения. То же самое делал Иеремия Готхельф в своём романе «Anne Bäbi Jowäger haushaltet und wie es ihm mit dem Dokteren geht» (1843—1844).

В конце XIX века в странах, развивавших научный, доказательный подход к медицинским методам, взяло верх понимание термина, широко распространившееся к концу XX века — под «народной медициной» стало пониматься главным образом иррациональное, основанное на традиции знахарство в противовес классической врачебной медицине. Понятия «народная медицина» и «медицинские суеверия» часто стали использоваться как синонимичные.

Сведения, накопленные народной медициной, отражены в произведениях крупнейших врачей Древнего мира — Сушруты, Гиппократа и Галена, А.Цельса, а в последующем — в трудах Ибн Сины. Особенности народной медицины народов России изучали участники научных экспедиций в конце XVIII века П. С. Паллас, В. Ф. Зуев, И. Гмелин , С. П. Крашенинников, И. И. Лепёхин и другие. В XIX веке основатели российской клинической медицины М. Я. Мудров, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Г. А. Захарьин и другие применяли в своей практике отдельные приёмы и лекарства, используемые народной медициной.

Научная медицина продолжает проверять и перенимать реально работающие методы народной медицины. Так, после многолетнего (с 1969 г.) исследования более двух тысяч растительных препаратов китайской народной медицины коллектив во главе с Ту Юю создал лекарство от малярии, выделив действующее вещество артемизинин из однолетней полыни лат. Artemesia annua. (За создание этого лекарства в 2015 году она получила Нобелевскую премию)[7].

В СССР и постсоветской России

В ранний советский период (1926—1970 годы) сведения о народной медицине публиковал только журнал «Советская этнография». Причём народную медицину в журнале обособленно не выделяли, а писали о ней как об одном из аспектов жизни коренных народов. Также в журнале была рубрика «Из истории науки», где публиковались более ранние описания (начиная с XVI века) жизни народов, включая сведения об их традиционном лечении[8]. В 1970-е годы группа профессиональных медиков обратилась к исследованию методов народной медицины в клинической практике.

Древняя «традиционно-письменная» народная медицина есть у китайцев, индийцев (аюрведа, йога, Сиддха), иранцев (унани), но у восточных славян с практикой устной народной медицины после появления письменности не возникли свои варианты традиционно-письменной медицины. Поэтому «народные целители» кроме «традиционно-устных» практик стали заимствовать идеи для своих «традиционно-письменных» лечебных методов у китайской, индийской медицины, вспомнили шаманские обряды коренных народов севера, тибето-бурятскую медицину (на основе трактата Джуд-ши), заимствовали западные психологические нью-эйджевские практики. В 1990-х появились также последователи иностранных неорелигиозных и неоязыческих движений, парапсихологических концепций, практик гипноза. Конкуренцию «народным целителям» в области психики и психосоматики стали составлять ранее практически отсутствовавшие психотерапевты и психоневрологи западных направлений (психоанализ Фрейда, аналитическая психология Юнга). Стали активно применяться гирудотерапия, остеопатия, ароматерапия[8].

В 1980—90-х годах в связи с ростом популярности народной медицины и снижением популярности официальной научной медицины (по причинам связанным с перестройкой, инфляцией, проблемам с финансированием и т. д.) стали появляться общественные организации различных «народных целителей». Такие общественные объединения облегчали народным врачевателям задачу по легализации своей деятельности — такая возможность у них появилась в 1993 году с выходом закона № 5487-1 «Об охране здоровья»[8].

В частности в 1987 году был создан Всесоюзный (позже Всероссийский) научно-исследовательский центр традиционной медицины «ЭНИОМ». ВНИЦТМ «ЭНИОМ» проводил научную и организационную работу по теме народной медицины, а также по официальному признанию народного целительства. В изданиях этого центра было определено понятие «народное целительство», и в дальнейшем оно использовалось в соответствующих законах.

20 декабря 1990 года была создана общественная организация «Общероссийская профессиональная медицинская ассоциация специалистов традиционной народной медицины и целителей». Ассоциация проводит форумы и конференции по народной медицине и целительству, организует обучение и аттестацию целителей и специалистов по народной медицине.

В 1991 г. создан НИИ традиционных методов лечения (позже «Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии», затем «Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики»).

В 1992 г. — Секция по традиционным методам лечения Ученого Совета при Минздраве России.

Эти и другие общественные организации присваивают «народным целителям» различные «ученые звания»: «профессор народной медицины», «академик энергоинформационных наук» и одновременно выдают им «официальные бумаги», подтверждающие эти звания[8].

Принятию закона о народной медицине в России также способствовали инициативы ВОЗ 1977 года по принятию стратегии в области народной медицины[8].

В российском законе 1993 года говорилось о двух категориях: «Целителях и практиках нетрадиционной медицины». «Целители» должны лечить с помощью лекарственных трав, насекомых, советов по питанию и образу жизни. «Практики» должны были лечить с помощью советов по поведению и питанию, молитв, внушения (гипноза) и с помощью некой «коррекции биоэнергетических полей». Конечно, после выхода этот закон вызвал критику со стороны официальной научной медицины и ученых, из за того, что «целители» без медицинского образования теперь могли «лечить» вполне легально[8]. В 2011 году к неоднозначному закону добавили еще статью 50 «народная медицина», где попытались отделить лекарские магико-медицинские практики от духовных магико-мистических практик. Однако в «народной медицине» этнические лекарские практики неразрывно связаны с обрядами духовного исцеления, поэтому эта статья закона также довольно противоречива.

Таким образом, в России занятия «народным целительством» законодательно разрешено и соответствующая профессия внесена в классификатор профессий, но законодательство требует от целителя наличия медицинского образования. Однако, согласно проведённому в 2007 году исследованию РАМН, в России у 95 % людей, оказывающих услуги народных целителей, отсутствует медицинское образование, а более 40 % из них нуждаются в лечении психических отклонений[9][10].

Этнологи выделяют три причины решения заняться деятельность народного целителя[11].

  1. Изначальная включенность в целительскую традицию благодаря месту проживания или родственным связям. В этом случае наследуются имеющиеся приемы и навыки, а получение дополнительного образования и государственной регистрации часто связаны с расширением профессиональной деятельности и необходимостью её легализации.
  2. Резкая смена мировоззрения, произошедшая в результате психологической или физической травмы, возникшее ощущение появления необычных способностей. На основе этого переживания создается собственная оздоровительно-мировоззренческая система, из других заимствуются только методы, согласующиеся с собственными концепциями целителя.
  3. Собственное оздоровление и создание на этой основе оздоровительной системы.

Критика

Всемирная организация здравоохранения в настоящее время не рекомендует использование «альтернативной медицины» и работает в направлении продвижения доказательного подхода при оценке безопасности, эффективности и качества тех или иных методов народной медицины[12][13].

Безопасность

Более чем в 130 странах существуют акты, регулирующие деятельность народных целителей, связанных с рисками, возникающими при использовании их методов. Среди обывателей распространено мнение, что лекарства, изготовленные из натуральных компонентов более безопасны, однако это не всегда так[14]. Кроме того, многие методы народной медицины включают в себя практики, эффективность которых не доказана, или даже доказано, что они могут только усугубить течение болезни[9][10]. К примеру, многие препараты, использующиеся в аюрведе содержат тяжёлые металлы, опасные для здоровья человека[4]. В некоторых случаях предоставление услуг народной медицины может быть уголовно наказуемым деянием[15].

Истребление исчезающих видов

Толстые лори используются для изготовления средств народной медицины в Юго-Восточной Азии

В части практик народной медицины используются препараты, изготовленные из редких и исчезающих видов. Среди них: толстые лори[16], плавники некоторых видов акул[17], рога носорогов, части тел амурских тигров и т. д. В развивающихся странах распространено браконьерство, специализированное на добыче животных и растений, используемых в народной медицине[18].

Правовое регулирование в России

1993 г. — приняты «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» с 57 статьёй «Право на занятие народной медициной (целительством)». Профессия «народный целитель» внесена в реестр профессий и является официальным названием для этого рода деятельности.

1993—1994 гг. — создана система лицензирования традиционной медицинской деятельности.

В настоящее время занятия народной медициной в России регулирует Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[19] (cтатья 50). Народному целителю для официальной деятельности необходимо как получение обязательного медицинского и специального образования, так и регистрация в государственных органах. Порядок выдачи разрешений определяют подзаконные акты, в частности, регламенты субъектов Российской Федерации.

В некоторых регионах действуют локальные законодательные и/или подзаконные акты. Так, в Рязанской области в апреле 2014 года и ранее в Омской и Новосибирской областях региональное правительство приняло постановление о порядке занятия народной медициной. Данное регулирование направлено на формализацию этой деятельности, требующей получения разрешения в областном министерстве здравоохранения, ведения документации, аналогичной медицинским картам в медицинских учреждениях, получения письменного согласия на лечение со стороны пациента[20].

См. также

Примечания

  1. Сорокина, 2013.
  2. Бышов, Д. В. Историко-правовые аспекты народной медицины / Д. В. Бышов, О. С. Гришина // Медицинское право: теория и практика : журн. М. : Национальный институт медицинского права, 2020.   1 (11). — С. 100–103.
  3. Народная медицина // Малая медицинская энциклопедия / Ред. В. Покровский. М.: Советская энциклопедия, 1992. Т. 3. Лабиринт — Нефротический синдром.
  4. Saper, R.B. Lead, mercury, and arsenic in US- and Indian-manufactured medicines sold via the internet / R.B. Saper, R.S. Phillips, A. Sehgal … [и др.] // JAMA. — 2008. — Vol. 300, no. 8. — P. 915–923. doi:10.1001/jama.300.8.915. PMID 18728265. PMC 2755247.
  5. De Smet, P. A. G. M. Is there any danger in using traditional remedies? : [англ.] // Journal of Ethnopharmacology. — 1991. — Vol. 32, no. 1−3 (April). — P. 43−50. doi:10.1016/0378-8741(91)90102-J. PMID 1881166.
  6. Стратегия ВОЗ, 2001.
  7. Алексей Куденко. От народной китайской медицины — к Нобелевской премии. ИноСМИ (10 октября 2015). — Пер с англ.. Дата обращения: 5 января 2019.
    Annie Bligh (University of Westminster). How traditional Chinese medicine drove the discovery of a Nobel-winning anti-malarial drug (англ.). The Conversation (7 октября 2015). Дата обращения: 5 января 2019.
  8. Харитонова В. И. Неконвенциональная медицина в современной России // Медицинская антропология и биоэтика : журн.. М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 2017. — 6 июня. ISSN 2224-9680. Архивировано 31 марта 2019 года.
  9. Оксана Прилепина. Чем опасна «народная медицина»?. Российская газета (18 мая 2007). — Неделя №4366. Дата обращения: 31 декабря 2018.
  10. Марина Слета. Альтернативная медицина: чего больше — пользы или вреда?. medpulse.ru. ООО «Правда.Ру» (27 октября 2008). Дата обращения: 3 апреля 2019.
  11. Ларионова, 2005, с. 139.
  12. How safe is traditional medicine? // WHO, Ask an expert, 11.07.2005.
    «There is some evidence that seems to support the use of traditional and complementary medicine […] WHO does not currently recommend these practices, but is working with countries to promote an evidence-based approach to addressing safety, efficacy and quality issues».
  13. WHA62.13, 2009, p. 21: «(4) рассмотреть в соответствующих случаях возможность включения народной медицины в их национальные системы здравоохранения, … , а также фактических данных о безопасности, эффективности и качестве;
    (5) продолжать развивать народную медицину на основе научных исследований и инноваций
    ».
  14. National Policy on Traditional Medicine and Regulation of Herbal Medicines - Report of a WHO Global Survey. World Health Organization (April 2016).
  15. Хасанов, Ф. З. Уголовно-правовая охрана жизни и здоровья человека при оказании услуг народной (традиционной) и нетрадиционной медицины : Верховный Суд Республики Башкортостан // Медицинское право : журн.. — 2014.   5. — С. 19−22. ISSN 1813-1239.
  16. Starr, C. Field surveys of the Vulnerable pygmy slow loris Nycticebus pygmaeus using local knowledge in Mondulkiri Province, Cambodia : [англ.] : PDF / C. Starr, K. A. I. Nekaris, U. Streicher … [et al.] // Oryx. — 2011. — Vol. 45, no. 1 (January). — P. 135–142. doi:10.1017/S0030605310001316.
  17. Traditional medicines continue to thrive globally. CNN. Дата обращения: 25 апреля 2016.
  18. Lindsey, P. Illegal hunting and the bush-meat trade in savanna Africa : drivers, impacts and solutions to address the problem : Panthera, Zoological Society of London; Wildlife Conservation Society report, New York. : [англ.] / P. Lindsey, G. Balme, M. Becker … [et al.]. — Zimbabwe : Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO), 2015. — 79 p.
  19. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». — № 323-ФЗ от 21.11.2011. — В редакции от 25.12.2018.
  20. Разборчиво. В Рязанской области утвердили порядок занятия народной медициной. Рязанский городской сайт (18 апреля 2014). Дата обращения: 1 января 2018.

Литература

Материалы ВОЗ
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.