Элендиль

Эле́ндиль (англ. Elendil) — в легендариуме Толкина сын Амандила, последнего властителя Андуниэ, родоначальник нуменорских королевских династий Средиземья. С сыновьями Исилдуром и Анарионом спасся после гибели Нуменора и основал в Средиземье нуменорские королевства в изгнании. Вместе с эльфийским королём Гил-Галадом погиб в поединке с Сауроном у подножия Ородруина.

Элендиль
Elendil

Элендиль в исполнении Питера Маккензи
Титул Король Арнора и Гондора
Раса Человек
Пол Мужской
Место обитания Нуменор; Арнор
Годы жизни 3119 г. В.Э. — 3441 г. В.Э. (322 года)
Оружие Меч Нарсил

Родич короля Ар-Фаразона. Потомок Эарендила и Эльвинг, хотя и не по прямой линии: род князей Андуниэ восходит к Валандилу, сыну королевы Сильмариэнь (р. 521 г. В.Э.), старшей дочери Тар-Элендиля (350—751 В.Э.), четвертого короля Нуменора.

Этимология имени

Имя Элендиль в переводе с квэнья означает «Друг эльфов» (кв.).[1] «Осовремененная» англизированная форма — Эллендел. Формы имени на языке адунаик — Нимрузан (вариант — Нимрузир), от адун. Nimri, «Сияющие», то есть эльдар.

В тексте «Кирион и Эорл» сказано, что после Элендиля, первого короля Изгнанников, уже никто не осмеливался носить это имя. В черновиках «Властелина Колец» имя Элендиль порой подменяется именами Валандил и Орендил.

Личность и биография

Элендиль прозывался Высоким, поскольку был почти на полранги выше человеческого роста (то есть приблизительно 241 сантиметр, исходя из того, что две ранги, «человеческий рост», около 193 сантиметров): он считался самым высоким из тех, кто спасся во время Падения Нуменора. Также прозывался «Верный», «Воронда» (букв. «верность», «стойкость»), а также «Прекрасный».

Говорится также, что Элендилю был отпущен очень долгий срок жизни (на момент гибели Нуменора ему было 200 лет; всего он прожил 322 года и погиб в расцвете сил).

В Нуменоре прославился как великий капитан. Стоял во главе Верных Нуменора — подпольного «сопротивления» влиянию Саурона при нуменорском дворе.[2]

После отплытия своего отца Амандила на Запад по его совету подготовил корабли на восточном побережье острова, в гавани Роменна, на случай вынужденного бегства. Отказался повиноваться приказу Ар-Фаразона и присоединиться к его эскадре; уклонившись от наёмников Саурона, отосланных схватить его и предать огню в Храме Мелькора, поднялся на борт корабля и встал на якоре в отдалении от берега. Таким образом Элендиль вместе с сыновьями Исилдуром и Анарионом и прочими Верными спаслись при Низвержении Нуменора (3319 г. В.Э.) и бежали в Средиземье. Под личным командованием Элендиля находились 4 корабля из девяти.

Корабли Элендиля отнесло в Линдон, где эльфийский государь Гил-Галад оказал ему помощь; позже Элендиль поднялся вверх по реке Лун и основал за Эред Луин Северное Королевство, одно из двух королевств в изгнании; народ его расселился в Эриадоре по берегам рек Лун и Барандуин. Главным городом Северного Королевства стал Аннуминас на берегу озера Ненуиал; нуменорцы поселились также в Форносте на Северных холмах, в Кардолане, в холмах Рудаура, а также возвели башни на Эмин Берайд (говорится также, что башни Эмин Берайд построили не нуменорцы, но Гил-Галад для своего друга Элендиля) и на холме Амон Сул. Элендиль стал Верховным Королём и обосновался в Аннуминасе; Южным Королевством правили его сыновья.[3]

В ведении Элендиля находились три из семи привезённых с Острова палантиров (и по два получили Исилдур с Анарионом): изначально Камни были дарованы Амандилу, отцу Элендиля, эльфами, и являлись неотъемлемой собственностью его наследников. Эти палантиры Элендиль поместил в башнях на Эмин Берайд, на Амон Сул, и в Аннуминасе.[4]

Последний союз и гибель Элендиля

В 3429 году В. Э. Саурон атаковал Гондор и захватил Минас Итиль; Исилдур отправился к отцу за помощью.

Гиль-галад и Элендиль сошлись на совет, заключили союз, названный Последним Союзом, и собрали огромное войско эльфов и людей (3430 г.). Говорили, что Элендиль ожидал подхода войск Гиль-галада с Запада, стоя на вершине сторожевой башни Амон Сул. В 3431 г. войска двинулись к Имладрису, где немного задержались. Затем Элендиль и Гиль-галад пересекли Туманные горы, спустились вниз вдоль течения Андуина, вышли к ратному полю Дагорлад и перед вратами Мордора вступили в битву с войсками Саурона (3434 г.).

В многодневной и жестокой битве воинство Гиль-галада и Элендиля одержало победу, и они вместе вошли в Мордор и осадили Барад-Дур. В ходе тяжёлой осады крепости Саурона был убит младший сын Элендиля, Анарион. В конце концов кольцо осады стянулось так, что Саурон был вынужден сам выйти на бой. Элендиль и Гиль-галад одолели Саурона в последнем бою на склонах Ородруина (при Элендиле был его сын Исилдур), хотя и сами погибли в том бою, а меч Элендиля Нарсиль был сломан (3441 г. В.Э.).[5]

После гибели Элендиля ему наследовал Исильдур, его старший сын: он стал королём Арнора и верховным правителем Северного и Южного Королевств дунэдайн.

Из потомков Элендиля более прочих на него походил его внук Элендур, старший сын Исилдура. Потомки Элендиля перечисляются в тексте «Наследники Элендиля»; там же приводятся даты их жизни.

Как знак королевской власти в Северном Королевстве Элендиль утвердил Элендилмир (называемый также Звездой Элендиля и Звездой Севера) — эльфийский диамант на мифриловой ленте, передававшийся в роду князей Андуниэ по наследству от Сильмариэнь до Элендиля. Герб дома Элендиля — Белое Древо, Семь Звёзд и высокая корона над ними: под этим знаменем Арагорн шел на Пеленнорскую битву. С домом Элендиля ассоциируются также меч Андурил, Пламя Запада (это имя получил после перековки Нарсил). В роду владык Андуниэ хранилось кольцо Барахира (отданное Тар-Элендилем его дочери Сильмариэнь).[6]

Авторству Элендиля принадлежит повесть о Падении Нуменора, где также говорится о деяниях Ар-Фаразона, его величии и безумии (Аккалабет); эта рукопись хранилась в Гондоре. Упоминается также, что история Алдариона и Эрендис («Жена морехода») сохранилась благодаря тому, что представляла интерес для Элендиля.

Гробница Элендиля находилась на вершине холма Благоговения, Амон Анвар, в Шепчущем лесу, и представляла собою невысокий курган, поросший белыми цветами альфирина: в траве перед ним лежал чёрный камень с выбитыми на нем тремя знаками: ламбе, андо, ламбе (Л-НД-Л, имя Элендиля без обозначения гласных). Эти знаки он использовал как личный знак и надпись на печатях. Исилдур вместе с Менельдилом и несколькими спутниками проложили тропу к холму, построили каменную лестницу, выровняли площадку на вершине, возвели курган, внутрь которого Исилдур положил привезённый с собой ларец. Это место хранилось в тайне: восходить по лестнице дозволялось только королю и тем, кого он приведёт с собой. Сюда короли приводили достигшего совершеннолетия наследника, рассказывали ему о создании святыни и посвящали в дела королевства. У гробницы Элендиля была принесена Клятва Кириона, наместника Гондора, и Эорла Юного, короля рохиррим (2510 Т.Э.). Поскольку на тот момент холм находился уже не в центре Южного королевства, а на границе с другим государством, Кирион увёз ларец с прахом Элендиля в Усыпальницы в Минас Тирите. Впоследствии на этом же месте король Элессар подтвердил завет с королём рохиррим, Эомером.

Известно, что в Минас Тирите, в чертогах Денетора находились скульптурные изображения Элендиля и его сына Исилдура. Гигантские изображения его сыновей — Столпы Аргоната — были воздвигнуты на берегах Андуина перед островом Тол Брандир.

Имя Элендиль было боевым кличем Арагорна, а Наследник Элендиля — одним из его титулов.

Образ Элендиля в адаптациях

В трилогии Питера Джексона роль Элендиля исполнил актёр Питер Маккензи. Он появляется в прологе во время схватки с Сауроном, которая отличается от той, что была в книге «Властелине колец». Во «Властелине колец» Элендилю и Гил-Галаду удаётся уничтожить телесную форму Саурона, при этом Саурон смертельно ранит их. Именно тогда Исилдур отрубает палец Саурона, чтобы забрать у него Кольцо. В фильме Саурон убивает Элендиля и Гиль-галада, а его телесная форма уничтожается Исилдуром, когда тот отрубает Саурону палец с Кольцом[7].

Критика

Литературовед Николас Бирнс отмечает, что Элендиль пережил падение Нуменора, событие, которое напоминает как Атлантиду Платона, так и библейское грехопадение человека; также он проводит параллель с библейским Ноем[8]. Бирнс отмечает, что в Средиземье есть мифы подобные Сотворению мира и Всемирному потопу, но отсутствует миф о грехопадении человека. Он предполагает, что Толкиену, как католику, возможно, было удобнее работать с силами природы, показанными в Сотворении мира и Всемирном потопе, но он предпочел отказаться от грехопадения человека; он отмечает, что Сотворение мира и Всемирный потоп встречаются в дохристианских сказаниях Ближнего Востока, ссылаясь на Эпос о Гильгамеше и Энума элиш[8].

Антиковед Дж. К. Ньюман сравнивает миф о победе Элендиля и его сына Исилдура над Сауроном и захватом Кольца с захватом Ясоном Золотого руна. В обоих случаях победители получают золотой приз; в обоих случаях возникают трагические последствия — Исилдура предают, а Кольцо теряется, что приводит к Войне Кольца и путешествию Фродо; Медея убивает детей Ясона[9].

Примечания

  1. В тексте «Квэнди и эльдар» говорится, будто имя Элендиль стало любимым именем среди эдайн (хотя других персонажей с этим именем, кроме двух вышеупомянутых, в текстах не встречается) и уточняется, что, строго говоря, на квэнья оно означало «тот, кто любит/изучает звёзды» и употреблялось по отношению к знатокам астрономии, но людьми интерпретировалось как «Друг эльфов» (при том, что это понятие правильнее передавалось бы именами Квэн(дэн)диль или Эльдандил). В тексте «Затопление Анадунэ» именуется также Элендиль Эарендиль (из-за его любви к морю и ещё потому, что его отец принадлежал к роду Эарендила).
  2. Сам Элендиль признавал себя вождём этого движения и прямо говорил: при том, что он хранит верность дому Эарендила, при выборе между Сауроном и Манвэ перед Сауроном не склонится. Говорится, что Саурон ненавидел его «более всех прочих» (Приложение А к «Властелину Колец»).
  3. Говорится, что, будучи пригнан из-за моря на крыльях ветра, Элендиль произнес на квэнья следующее пророчество: «Из-за Великого Моря явился я в Средиземье. В сём краю жить мне и моим наследникам до конца мира». Эту же фразу повторяет Арагорн в момент коронации.
  4. Камень Элендиля на Эмин Берайд хранился в самой высокой из тамошних башен — Элостирионе: он не сообщался с другими Камнями и смотрел только на Море. Элендиль расположил его так, что Камень смотрел назад «прямым зрением» и в него был виден остров Тол-Эрессеа и башня Аваллонэ — но не Нуменор, навеки сокрытый под волнами. Элендиль часто удалялся в Элостирион и вглядывался вдаль, «когда тоска изгнанника овладевала им».
  5. В черновиках к «Властелину колец» именно умирающий Элендиль предсказывает, что меч перекуют заново, когда Тень Саурона вновь наберёт силу в Средиземье.
  6. В черновиках «Властелина Колец» упоминается также Рог Элендиля, Виндбим, «в который трубят только в трудный час». Это название не встречается нигде больше, кроме как в последнем из «Писем Рождественского Деда» (Рождественский Дед признается, что не трубил в него вот уже четыреста лет, но звук рога разносится повсюду, куда только долетает Северный ветер).
  7. Bret McKenzie: Conchord flies into Prejudice (20 September 2013).
  8. Birns, Nicholas The Stones and the Book: Tolkien, Mesopotamia, and Biblical Mythopoeia. Дата обращения: 11 августа 2020.
  9. Newman, J. K. (2005). “J.R.R. Tolkien's "The Lord of the Rings": A Classical Perspective”. Illinois Classical Studies. 30: 229—247. JSTOR 23065305.

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.