Чистый Интернет

«Чистый Интернет» (полный вариант названия — Центр по защите прав и законных интересов граждан в информационной сфере «Чистый Интернет»[1]) — российская организация, некоммерческое партнёрство.

Чистый Интернет
Центр по защите прав и законных интересов граждан в информационной сфере
Тип Некоммерческое партнёрство
Год основания 13 декабря 2012 года
Расположение  Россия, Москва, 127427, ул. Академика Королёва, 19.
Ключевые фигуры Никита Одинцов (генеральный директор)
Сфера деятельности Информационные технологии

Создано по инициативе Минкомсвязи России[2] в декабре 2012 года[1] с целью выработки механизмов отраслевого саморегулирования Рунета в области контроля за интернет-распространением противоправного контента, создания позитивной интернет-среды[2].

Офис организации находится по адресу: Россия, Москва, 127427, ул. Академика Королёва, 19 (телецентр «Останкино»)[1].

Руководство

К созданию некоммерческого партнёрства «Чистый Интернет» были привлечены в качестве участников операторы связи «большой тройки» — МТС, Вымпелком («Билайн») и «МегаФон», — а также Ростелеком и ЭР-Телеком. МТС и «Билайн» проявили заинтересованность и провели соответствующие переговоры с Роскомнадзором; в марте 2013 года совет директоров «Мегафона» единогласно решил присоединиться к партнёрству[2][3].

Учредителями партнёрства «Чистый Интернет» стали интернет-провайдер Татарстана ОАО «Таттелеком» и НП «Мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещённого законом контента» (его соучредителем является совладелец регистратора доменных имён REG.RU Филипп Гросс)[3]. Генеральный директор партнёрства — Никита Одинцов[1][2], исполнительный директор АНО «Модернизация» (она обеспечивает деятельность Совета при президенте России по модернизации экономики и инновационному развитию)[4]. Предусмотрен наблюдательный совет[5].

Задачи

Создание «Чистого Интернета» стало следствием вступления в силу с ноября 2012 года поправок к закону «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Они предусматривают, в частности, досудебную блокировку сайтов с детской порнографией, информацией о способах совершения суицида или о наркотиках[5].

По словам министра связи России Николая Никифорова, в сфере контроля за информационной безопасностью в Интернете в существующем виде, когда Роскомнадзор ведёт Единый реестр запрещённых сайтов, возникают конфликты интересов на отраслевом рынке. Часть экспертов отмечает, что госструктура ведёт этот Реестр неэффективно, так как слабо заинтересована в адекватном результате. Поэтому нужна независимая организация, созданная самой отраслью и представляющая интересы широкого круга участников соответствующего рынка — «Чистый Интернет»[2].

В будущем, по мнению министра связи, этой структуре следовало бы передать от Роскомнадзора ряд контролирующих функций (в частности, ведение Реестра), но перед этим она должна стать экспертной площадкой для выработки критериев правоприменения[5] и полноценного функционирования Рунета в рамках закона[2].

Среди первоочередных задач НП «Чистый Интернет» перечислены содействие Роскомнадзору в формировании и ведении Реестра запрещённых сайтов и мониторинг Сети на предмет запрещённого контента[6]. Глава партнёрства Никита Одинцов видит «Чистый Интернет» площадкой, на которой представители интернет-индустрии вырабатывают консолидированную позицию и принимают принципиальные решения по совершенствованию законодательства об информации, информационных технологиях и защите информации[4].

Противоречия с ЛБИ

До принятия федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» предполагалось, что Реестром запрещённых сайтов будет управлять «Лига безопасного интернета» (ЛБИ), разрабатывавшая соответствующий законопроект. Однако позже от такой идеи отказались. Глава правления ЛБИ Константин Малофеев заявил по этому поводу[6]:

Мы всячески приветствуем добровольцев. Если кто-то, активно работая локтями, хочет выхватить у Лиги её метлу и мести в два раза быстрее, мы готовы дать желающему ещё совок и веник.

ЛБИ разработала и предложила концепцию более жёсткого, двухуровневого контроля за Интернетом — одновременно и по «чёрным спискам», и по «белым» (либо с использованием операторами связи программного обеспечения для предфильтрации)[7]. Такая система предполагает, что провайдеры по умолчанию дают интернет-доступ лишь к предварительно разрешённым сайтам (входящим в «белый список»), а для отключения этой функции пользователю требуется подписать отдельный договор, подтвердив свой возраст и дав паспортные данные[8][9].

Этот проект не был согласован с Минкомсвязи. Глава министерства Николай Никифоров отметил, что внедрение подобной системы не предусмотрено законом и фактически привело бы к нарушению конституционных прав абонентов[8][10]. В апреле 2015 года стало известно о приостановке работ над законопроектом о предварительной фильтрации контента в Сети[7]. В мае 2015 года против таких планов ЛБИ выступили и интернет-провайдеры и медиакомпании Медиа-коммуникационного союза (МКС), среди учредителей которого «Национальная медиагруппа», «СТС Медиа», «Ростелеком», МТС, «МегаФон», «Вымпелком», «Газпром-медиа холдинг» и др[11].

Учреждение и развитие НП «Чистый Интернет» стало ответом Минкомсвязи на «скандальные», по мнению «Коммерсанта», инициативы «Лиги безопасного интернета»[12]. В ответ на вопрос «Известий», почему в качестве объединяющей отрасль организации не может выступить ЛБИ, замглавы Минкомсвязи Алексей Волин заявил[13]:

Потому что у многих в отрасли к ней весьма негативное отношение. «Лиге» было предложено стать одним из членов НП, но не быть единственной площадкой. Мы хотели, чтобы всё велось на площадке, которая будет вызывать одобрение всей отрасли.

Мнения экспертов

Елена Мизулина, председатель комитета Госдумы России по делам семьи, женщин и детей[9]:

Мониторинг исполнения законодательства, который мы проводим регулярно, показал, что Реестр запрещённых сайтов не в полной мере справляется с функцией очищения Рунета… Возможно, за эту работу должен отвечать соответствующий орган, наделённый определёнными полномочиями. Мы говорим о важности саморегулирования отрасли, о личной ответственности представителей интернет-индустрии: операторам связи, хостинг-провайдерам и владельцам ресурсов под силу обеспечить этот «чистый Интернет» и без вмешательства государства.

Сергей Плуготаренко, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК)[4]:

Мы считаем, что эту функцию [ведения Реестра запрещённых сайтов] у Роскомнадзора отбирать не надо, так как ведомство хорошо выполняет свою задачу. Это будет шок для отрасли, если все функции Роскомнадзора по ведению чёрного списка будут переданы некоммерческому партнёрству. А если НП «Чистый Интернет» будет изучать ситуацию, советоваться с ключевыми игроками отрасли, то завоюет авторитет и затем постепенно сможет брать на себя функции по ведению чёрных списков, это будет хорошо.

Сергей Петров, президент Медиа-коммуникационного союза (МКС)[11]:

Именно организатор распространения информации должен нести ответственность за её содержание, так как он может являться либо лицом, создающим информацию (сайт) и редактирующим её, либо лицом, получившим права на её хранение, поиск и распространение (сайт, интернет-кинотеатр, социальная сеть, поисковик, хостинг-провайдер и пр.).

Сергей Гребенников, исполнительный директор Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ)[14]:

Преступления совершаются не в Интернете, а людьми в офлайне. Мы ограждаем человека в Интернете от негатива, а в офлайне он будет с этим сталкиваться… Надо создавать сервисы и продукты в Сети, которые будут востребованы, и у людей не будет желания ходить на плохие ресурсы.

См. также

Примечания

  1. НП «Чистый Интернет» в базе данных «Системы бухгалтерского и складского учёта» (СБиС).
  2. Дорохов, Р. «Мегафон» вступил в ассоциацию «Чистый Интернет». — Ведомости, 12 марта 2013 года.
  3. «Мегафон» поддержал «Чистый Интернет». — The Russian Times, 12 марта 2013 года.
  4. Зыков, В.; Подрез, Т. Сын Астахова приготовился зачищать Рунет. — «Известия», 5 марта 2013 года.
  5. Винокурова, Е. «Чистый Интернет» обзавёлся «чёрными списками». — Газета.ру, 1 декабря 2012 года.
  6. Голицына, А.; Лютова, М.; Серьгина, Е. Появился новый претендент на ведение реестра вредных сайтов. — «Ведомости», 1 февраля 2013 года.
  7. Серьгина, Е. Приостановлена работа над законопроектом о предварительной фильтрации Интернета. — «Ведомости», 3 апреля 2015 года.
  8. Винокурова, Е. Правительство не подключилось к «белому интернету». — Газета.ру, 31 января 2013 года.
  9. Зыков, В. Мизулина: «Необходимо обеспечить чистый Интернет на уровне оператора». — «Известия», 3 июля 2014 года.
  10. Лавицкий, В. Николай Никифоров: «Эта инициатива по меньшей мере странная». — «Коммерсантъ», 13 февраля 2013 года.
  11. Рожков, Р. Блогерам повышают ответственность. — «Коммерсантъ», 12 мая 2015 года.
  12. Рожков, Р. Операторы включают «Чистый интернет». — «Коммерсантъ», 26 февраля 2013 года.
  13. Зыков, В. Алексей Волин: «Зачастую у ведомств нет понимания, что блокировать». — «Известия», 29 марта 2013 года.
  14. Зыков, В. «Чистый интернет» протестируют на миллионе пользователей. — «Известия», 15 апреля 2015 года.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.