Феофил (Пашковский)

Митрополит Феофил (в миру Фео́дор Никола́евич Пашко́вский; 6 (18) февраля 1874, Киев — 27 июня 1950, Сан-Франциско) — епископ православной Северо-Американской митрополии, архиепископ Сан-Францисский и митрополит всея Америки и Канады.

Митрополит Феофил
Metropolitan Theophilus
2-й Митрополит всея Америки и Канады
23 ноября 1934  27 июня 1950
Церковь Северо-Американская митрополия
Предшественник Платон (Рождественский)
Преемник Леонтий (Туркевич)
Архиепископ Сан-Францисский
1931  27 июня 1950
Предшественник Алексий (Пантелеев)
Преемник Иоанн (Шаховской)
Епископ Чикагский,
викарий Северо-Американской епархии
3 декабря 1922  1931
Предшественник епархия учреждена
Преемник Леонтий (Туркевич)

Имя при рождении Феодор Николаевич Пашковский
Рождение 6 (18) февраля 1874
Смерть 27 июня 1950(1950-06-27) (76 лет)
Пресвитерская хиротония 4 декабря 1897 года
Принятие монашества 1922
 Медиафайлы на Викискладе

Биография

Родился 6 февраля 1874 года в Киеве в семье священника Николая и Натальи Пашковских[1].

Будучи студентом Киевской духовной академии, заболел костной болезнью, которую врачи сочли неизлечимой, однако Иоанн Кронштадтский помолился за него, когда посещал школу и юный Феодор выздоровел. В благодарность, он дал обет стать послушником в пещерах Киевской Лавры и исполнил его в 1894 году.

Окончив в 1894 году духовную семинарию во первому разряду, по приглашению епископа Алеутского и Аляскинского Николая (Зиорова) в конце того же года прибыл в Сан-Франциско, где был определён секретарём администрации Северо-Американской миссии.

17 ноября 1897 года женился на американке сербского происхождения Хелен Дабович[1] и 4 декабря того же года посвящён в сан священника. Служил в Сан-Францисском кафедральном соборе.

В 1900 году у него родился сын Борис, впоследствии известный американский военный контрразведчик.

В 1906 году вернулся с архиепископом Тихоном (Беллавиным) в Россию. Служил у последнего в епархиальном управлении в Виленской епархии.

С началом Первой мировой войны — военный священник в России. В 1917 году овдовел.

Участвовал в оказании помощи голодающим в Поволжье, организованной ИМКА.

27 апреля 1922 года патрирхом Тихоном и синодом определён быть епископом Чикагским. (Тогда же митрополит Платон (Рождественский) был назначен временным управляющим Северо-Американской епархией[2]). После этого был пострижен в монашество.

3 декабря 1922 года хиротонисан во епископа Чикагского, викария Северо-Американской епархии; хиротонию совершали управляющий православными приходами в Америке митрополит Платон (Рождественский), епископ Бруклинский Евфимий (Офейш) и архиепископ Неапольский Пантелеимон (Афанасиадис) (Иерусалимская православная церковь).

С 4 августа 1925 по 30 июля 1926 года временно управлял Канадской епархией[1].

С 1931 года — епископ Сан-Францисский.

23 ноября 1934 года на Соборе митрополичьего округа (5-м Всеамериканском соборе) в Кливленде избран преемником митрополита Платона и назначен митрополитом всея Америки и Канады с сохранением титула архиепископа Сан-Францисского[3]. Вследствие того, что он стал преемником отделившегося от Церкви иерарха, он подпал под действие наложенного на последнего церковного прещения.

5 января 1935 года был запрещён в священнослужении решением патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского)[4].

Взял курс на объединение русского церковного рассеяния: в 1935 году он подписал «Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей», которым возглавляемая им Северо-Американская митрополия формально вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах.

Особое внимание уделял налаживанию христианского просвещения на приходском уровне, а также восстановлению семинарского образования. После закрытия семинарии в Тенафли, штат Нью-Джерси, в Америке в течение 15 лет не было собственной семинарии. При его содействии была основана Свято-Владимирская духовная семинария, а затем пастырская школа и приют для сирот при Тихоновском монастыре в Саут-Кейнане, штат Пенсильвания. Приобрёл здание для Покровского собора в Нью-Йорке, ставшего духовным и административным центром Северо-Американской митрополии[5].

Во время правления митрополита Феофила Северо-Американская митрополия получила официальное положение в соответствии с законодательством США.

В начале 1945 года послал двух своих представителей на Поместный Собор в Москве, однако они опоздали к занятиям Собора, вследствие того, что патриарший местоблюститель митрополит Алексий (Симанский), опасаясь, что на Соборе может начаться сближение Североамериканской митрополии с восточными патриархами, прямо просил Совет по делам РПЦ обеспечить задержку самолета с делегатами митрополита Феофила[6] (советский военный самолет, летевший через Аляску и Сибирь, был задержан в Красноярске, и дальше делегация по совету местного уполномоченного Совета по делам РПЦ Лаксенко добиралась до Москвы поездом[7]).

Осенью 1945 года дважды имел встречи с посещавшим Северную Америку архиепископом Ярославским и Ростовским Алексием (Сергеевым), разговаривая о возможном принятии Митрополии в Московский патрирхат: митрополит Феофил настаивал на полной автономии Североамериканской митрополии, на независимости во внутренних делах и признании Патриарха лишь духовным главой[8].

26-29 ноября 1946 года в Кливленде состоялся Собор духовенства и мирян, который большинством голосов (187 голосов) высказался за восстановление общения с Московским патриархатом («постановили просить Его Святейшество Святейшего Патриарха Московского воссоединить нас в свое лоно») при условиях сохранении «полной автономии» Митрополии[9]. Кроме того, Собор, подтвердив веру и лояльность митрополиту Феофилу, принял решение отказаться от административного подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Часть священнослужителей (61 голос) не согласилась с таким решением и предпочла остаться в подчинении Русской Зарубежной Церкви. Идейным вождем этой группы был архиепископ Виталий (Максименко). Кроме него в подчинении РПЦЗ остались архиепископ Тихон (Троицкий), епископы Иероним (Чернов), Иоасаф (Скородумов) и Серафим (Иванов). Отношения Русской Зарубежной Церкви и Североамериканской митрополии с того времени были разорваны. Митрополит Феофил направил в Москву уведомление о постановлениях Кливлендского Собора и пообещал выслать его протоколы[8].

Тем не менее, на практике митрополит Феофил уклонялся от имплементации решения Кливлендского собора о восстановлении общения с Московским патриархатом, что, в частности, выражалось в его отказе от сослужения с патриаршим экзархом в Северной Америке митрополитом Вениамином (Федченковым) (был назначен московским синодом ещё в 1933 году)[8][10], а также уклонении от прямых личных контактов с представителем патриарха Алексия митрополитом Григорием (Чуковым), который находился в США с июля по октябрь 1947 года с целью переговоров о условиях принятия Митрополии в юрисдикцию Московского патриархата и так и не сумел выработать взаимоприемлемый вариант вхождения Митрополии в МП.[4][9]

Вследствие сего, 12 декабря 1947 года патриарх Алексий I и Священный синод постановили: «1. Митрополита Феофила и единомысленных с ним Епископов: Чикагского Архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и Епископа Никона — за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлэндского Собора, а первого и за незаконно наложенное „проклятие“ на Архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с Правилами: 34-м Апост., 9-м Антиох. Соб., 15-м Двукратн. Соб. Наложенное на Митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием запрещение, оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения чрез совместное служение его, Митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриарха — Митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых Епископов, идущих вслед за Митрополитом Феофилом по пути раскола. 2. Поручить Преосвященному Экзарху, Архиепископу Макарию, принимать духовных лиц, желающих воссоединения — через общение с ними в таинстве Евхаристии после исповеди их у духовника.»[11]

Управление Феофила имело чрезвычайно важное значение для умиротворения и установления автономности управления Православной Российской Церкви в Америке, получившей официальное положение (инкорпорированной) в соответствии с американским законодательством.

Скончался 27 июня 1950 года в Сан-Франциско, под запрещением как со стороны Московского Патриархата[4], так и со стороны Архиерейского Синода РПЦЗ[12].

Примечания

  1. Julius Caesar Schwarz Religious Leaders of America, Том 1 1936
  2. Указ Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России // Церковные Ведомости № 23 и 24, 1 (14) — 15 (28) декабря 1923 г. — С. 2
  3. Liberovsky, Alexis Synopsis of the 5th All-American Sobor. Orthodox Church in America. Дата обращения: 23 октября 2012. Архивировано 30 августа 2013 года.
  4. Ведерников А. Грех против Матери-Церкви // Журнал Московской Патриархии. М., 1950. — № 7. — С. 68—78.
  5. ПАШКОВСКИЙ Федор Николаевич // Русские в Северной Америке. / сост. Е. А. Александров. — Хэмден (США)-Сан-Франциско (США)-Санкт-Петербург (Россия), 2005
  6. Болотов С. Русская Православная Церковь и международная политика СССР в 1930—1950-е годы. М.: Изд-во Крутицкого подворья. Общество любителей церковной истории, 2011. С. 151.
  7. Русская Православная Церковь в Северной Америке. Историческая справка. — Нью-Йорк; Джорданвилль, 1955. — С. 97.
  8. Парийский Л. Н.. Доклад сотрудника Московской Патриархии Л. Н. Парийского по результатам его поездки в Северную Америку.: подготовил Кострюков А. А. // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2012. — Вып. 6 (49). — С. 65-118
  9. Поездка Митрополита Ленинградского и Новгородского Григория в Соединенные Штаты Северной Америки // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. — № 1. — С. 13—24.
  10. Разумовский Г., прот. «Ответственность, церковная ответственность!..» // Журнал Московской Патриархии. М., 1950. — № 7. — С. 79—80
  11. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси, члены Священного Синода Русской Православной Церкви. Послание к архипастырям, пастырям и пастве Православной Русской Церкви в Америке // Журнал Московской Патриархии. М., 1948. — № 1. — C. 9—12.
  12. Виталий (Максименко), архиеп. Памяти Митрополита Феофила // Мотивы моей жизни. — Джорданвилль: Свято-Троицкий Монастырь, 1955. — С. 118—123

Литература

  • Сорокалетие служения его высокопреосвященства митрополита Феофила // «Русские новости». — 1938. — 7 января
  • Козицкий И., протоиерей. Американский Митрополичий округ в его современном положение и Собор. — Нью-Йорк, 1946
  • Кукулевский А. Памяти блаженно почившего митрополита Феофила // «Русская жизнь». Сан-Франциско. — 1951. — 27 июня
  • Виталий (Максименко), архиеп. Памяти Митрополита Феофила // Мотивы моей жизни. — Джорданвилль: Свято-Троицкий Монастырь, 1955. — С. 118—123
  • Разумов Н. П. День памяти митрополита Феофила // «Новая заря». Сан-Франциско. — 1965. — 25 июня
  • Constance J. Tarasar, Orthodox America 1794—1976 Development of the Orthodox Church in America. — Syosett, New York: The Orthodox Church in America, 1975. — 352 p.
  • Одинцов М. И. Неизвестный документ митрополита Сергия (Страгородского): Историческая справка об Американской епархии Русской православной церкви / Вступительная статья, комментарии и публикация документа // Церковно-исторический вестник. 1999. — № 4—5. — С. 154—157
  • Кострюков А. А. Русская Зарубежная Церковь в 1939—1964 гг.: Административное устройство и отношения с Церковью в Отечестве. М.: Издательство ПСТГУ, 2015. — 488 с. — ISBN 978-5-7429-0931-6.

Ссылки

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.