Сураша

Сураша, или Сираш — персонаж индуистской мифологии, описана как мать нагов[1] и иногда некоторых демонов. Самый популярный рассказ про неё появляется в индуистском эпосе Рамаяна, где ей поручают испытать бога Ханумана на его пути на Ланку.

Сураша
Мать нагов
Мифология индийская
Пол женский
Отец Дакша
Мать Асикни
Супруг Кашьяпа
Дети Анала, Руха и Вирудха
Упоминания Рамаяна

Рождение и дети

Хануман встречает Сурашу, изображенную в верхнем регистре. Симхика и Ланкини в среднем и нижнем регистрах.

В индуистском эпосе Рамаяне Сураша - одна из 12 дочерей Дакши, замужем за мудрецом Кашьяпой . Она стала матерью нагов (змей), в то время как её сестра Кадру родила урагов, другой класс змей.[1] таких как Васуки, Такшака, Иравати. Другие сыновья Сурашы описаны как живущие в Бхогавати.[2]

В эпосе «Махабхарата» говорится, что она родилась от гнева Кродхаваши, другой жены Кашьяпы. У Сурашы три дочери: Анала, Руха и Вирудха. Змеи происходят от них. Поэтому её называют матерью нагов, а также журавлей; другая раса змей - Паннаги происходят от Кадру.[1][2]

Матсья- и Вишну-пураны описывают Сурашу как дочь Дакши и одну из 13 жен Кашьяпы. В Вишну-пуране говорится, что она родила тысячу змей с множеством капюшонов, летающих по небу; Кадру также рождает тысячу змей. В Матсья-пуране она - мать всех четвероногих кроме коров; змеи так же описаны как дети Кадру. Бхагавата-пурана изображает её как мать ракшасов (демонов и людоедов). В списках Ваю- и Падма-пураны она не упоминается как жена Кашьяпы. Заместо неё - Анаюс и Данаюс являются матерями змей.[3][4][5]

Деви Бхагавата Пурана упоминает Деваки как воплощение Сурашы; её сын Баларама был воплощением нага Шеши, который здесь - сын Сурашы.[1]

Согласно «Матсья-пуране», когда бог Шива в образе Трипурантаки отправляется к трём городам демонов, ему помогают различные божества. Сураша и другие богини стали его стрелами и копьями.

Когда капли крови демона Андхаки превращаются в множество демонов, Сураша и другие богини-матери призвали матрики на помощь Шиве убить демона, выпив кровь.[3]

Испытание Ханумана

Сураша (справа) встречает Ханумана, который изображен трижды - в большом виде (слева), входящим в её рот и выходящим из ее уха.

Встреча Сурашы с Хануманом, описываемая в книге Сундара Канда Рамаяны и её пересказах, - самый популярный сюжет, связанный с Сурашей. Хануман летит через океан на Ланку (отождествляемую с современной Шри-Ланкой) в поисках похищенной жены Рамы Ситы . Когда Хануман покидает Индию, на его пути появляется разумная и летающая гора Майнака, чтобы он мог на ней отдохнуть, но Хануман, посчитав её препятствием, летит вперед. Боги, гандхарвы и мудрецы вызывают Сурашу, мать нагов, и просят ее принять облик ужасной ракшаси, чтобы испытать Ханумана. Причины, по которым именно её призвали на это задание, а также способности, которые нужно проверить, различаются в различных версиях Рамаяны. Рамачаритаманаса предполагает, что испытание было предназначено, чтобы доказать его величие и доказать, что он идеально подходит для выполнения поставленной перед ним задачи. Адхьятма Рамаяна говорит, что боги не доверяютли силе Ханумана; однако обе версии сходятся в том, что боги хотят испытать силу (бала) и ум (буддхи) Ханумана. В оригинальной Рамаяне не указывает, что именно хотели проверить. Другие тексты утверждают, что боги уверены в способностях Ханумана, но хотят «отточить» их или предупредить его о надвигающихся опасностях.[6]

Сураша соглашается на задание и отправляется на путь Ханумана в море. Она в обличии ракшаси с «жёлтыми глазами и парой клыкастых и разинутых челюстей», размером с гору[7]. Она заявляет, что Хануман - это пища, предоставленная ей богами, и пытается съесть его. Хануман объясняет свою миссию по поиску Ситы и просит ее отпустить его, и обещает вернуться, чтобы войти в ее рот, в соответствии с Сама (мягкое убеждение) и Дана (искренняя просьба) части философии Сама, Дана, Бхеда, Данда. Она говорит ему, что он может пройти только через её рот, в соответствии с данным ей даром. Хануман противостоит ей, требуя открыть ей рот достаточно широко, чтобы съесть его (Бхеда - угроза). Он начинает расширять свою форму и становиться больше; Сураша также открывает свои челюсти, чтобы поглотить Ханумана; состязание интерпретируется как данда (наказание). Наконец, когда рот Сурашы расширяется до 100 йоджан (около 1000 километров), Хануман внезапно принимает крошечную форму (размером с большой палец), входит в её рот и выходит из него, прежде чем она успевает его закрыть. В другом варианте Хануман входит в рот Сурашы и выходит через её ухо.[1][6] Таким образом, Хануман уважает мнение Сурашы, а также спасает себе жизнь. Он приветствует её и обращается к ней как к Дакшаяни (дочери Дакши). Под впечатлением от «изобретательности и храбрости» Ханумана, Сураша принимает свою истинную форму и благословляет Ханумана. По одной из версий, когда она раскрывает цель своей миссии, то заявляет, что она достигла успеха и раскрыла интеллект и силу Ханумана.[1][6][8][9] Хануман рассказывает свои приключения, в том числе про встречу с Сурашей, Раме после того, как он вернулся с Ланки[10].

Сураша - одна из трех женщин, которые встречают Ханумана во время его путешествия на Ланку; две других - ракшаси Симхика и Ланкини, богиня острова Ланка. Небесная Сураша представляет собой элемент акаша (небо), а Симхика и Ланкини представляют воду и землю соответственно. Согласно другой интерпретации, трио представляет майю (иллюзию), связанную с тремя гунами (качествами). Сураша аллегорически означает саттву, наиболее высокую форму иллюзии, которую нужно укротить, но при этом уважать.[11] Эти три женщины также обозначают вызов безбрачию Ханумана, что является повторяющейся темой в эпосе[12].

По словам Дж. Си Джхалы, встреча с Сурашей является более поздней вставкой в Рамаяне, так как в значительной степени напоминает эпизод Симхики. Сюжет отсутствует в ранних адаптациях истории Рамы в Махабхарате и Агни-пуране.[6] Однако Гольдманс предполагает, что эта теория ошибочна и весьма сомнительна, но упоминает её в своем критическом издании Рамаяны[13].

Примечания

  1. Mani, Vettam. Puranic Encyclopaedia: A Comprehensive Dictionary With Special Reference to the Epic and Puranic Literature. — Delhi : Motilal Banarsidass, 1975. — P. 767. — ISBN 0-8426-0822-2."
  2. Hopkins. Epic mythology. — Strassburg K.J. Trübner, 1915. — ISBN 0-8426-0560-6.
  3. Baman Das Basu. The Sacred books of the Hindus. — Published by Cosmo Publications for Genesis Pub.. — ISBN 978-81-307-0533-0.
  4. Aadhar. Bhagavata Purana: Canto 6: Chapter 6: The Progeny of the Daughters of Daksha.
  5. Catherine Ludvik. Hanumān in the Rāmāyaṇa of Vālmīki and the Rāmacaritamānasa of Tulasī Dāsa. — Motilal Banarsidass, 1 January 1994. — P. 72–75. — ISBN 978-81-208-1122-5.
  6. Goldman, p. 42.
  7. James G. Lochtefeld. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: N-Z. — The Rosen Publishing Group, 2002. — P. 671. — ISBN 978-0-8239-3180-4.
  8. Goldman, pp. 111–112.
  9. Goldman, p. 267.
  10. Philip Lutgendorf Professor of Hindi and Modern Indian Studies University of Iowa. Hanuman's Tale : The Messages of a Divine Monkey: The Messages of a Divine Monkey. — Oxford University Press. — ISBN 978-0-19-804220-4.
  11. Goldman, p. 52.
  12. Goldman, pp. 88–89.

Литература

  • Robert P. Goldman, Sally J. Sutherland Goldman. The Rāmāyaṇa of Vālmīki: An Epic of Ancient India. Sundarakāṇḍa. — Motilal Banarsidass, 1 January 2007. — ISBN 978-81-208-3166-7.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.