Селям (вилла)

Вилла «Селям» — вилла начала XX века в псевдомавританском стиле, памятник архитектуры. Здание в стиле ориентализма[2] в крымском дачном городке Симеиз, в настоящее время в черте населённого пункта Понизовка.

Достопримечательность
Селям
44°24′10″ с. ш. 33°59′55″ в. д.
Страна Россия/Украина[1]
Местоположение Симеиз
Статус  Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 911710906300005 (ЕГРОКН)

История

История виллы «Селям» тесно связана с жизнью её владельцев, развитием курортной зоны в Симеизе (с середины XX века) и историей Симеиза в прошлом веке. Жители городка и приезжие считают её местной памятником истории и архитектуры[3].

Предыстория

В Российской империи было принято жаловать подчинённым немалые наделы земли, обычно, с народом, который там жил. Больше всего такой выслуге радовались военные, ведь после каждой удачной военной кампании империя прирастала землями, которые требовали освоения. Так на крымские земли и пришли землевладелецами: русские дворяне, царские немцы-служители и поселенцы, кавказские князья, купеческие роды и священники.

Именно так произошло и в Симеизе, после русско-турецкой войны (1768—1774 годы) большинство турок-осман с Крымского полуострова отправились в Османскую империю. Императрица Екатерина II отблагодарила своих подданных-военных, наделив симеизскими землями князя Нарышкина, графа Потоцкого, графа Милютина, князя Кочубея, графа Ревелиоти, графа Мордвинова[4]. Вскоре эти земли посетил российский промышленник и миллионер Сергей Иванович Мальцев, ему понравилось это место и он решил построить здесь курортную зону, потратив на это немало усилий. И уже в 1894 году, его дети управляли в Симеизе землей в 567 десятин, получив её в наследство.

Братья Мальцевы (столичные придворные), не имели серьёзных намерений на такое наследство и решили продать поместье, но на такую огромную участок не нашлось покупателей, поэтому брать додумались продавать его по частям. И прежде чем выставить участки на продажу, Мальцевы провели ландшафтные и геологические исследования, проведя водопровод, канализацию, мостили улицы. И уже тогда, когда они предложили паи на даче в поселке (возле которого часто отдыхала царская семья), покупателей нашлось много (в 1913 году из 167 участков остались непроданными только 78).

Распродав большинство земли, Мальцевы также подарили городу парк (унаследованный от отца). Новые владельцы паев были зажиточными, поэтому кичились, что могут жить поближе к царской семьи, а для большей престижности ещё и пригласили для своих вилл известного архитектора Николая Петровича Краснова, который спроектировал Ливадийский дворец. Итак, совсем скоро, в городке Симеиз появился комплекс курортных домов, которые соответствовали эстетике русской дворцовой архитектуры ХХ века[5].

Закладка виллы

Архитектор Н. П. Краснов

На рекламу перспективного курорта братьев Мальцевых откликнулись из Рязани Семьи Коробьиных и Лансере[6], из обедневших дворян Рязанской губернии. Семья с 1907 года жила в Алупке на даче Лутовиново (Лутовиновы также имели поместья Нескучное рядом с владениями Лансере), куда он приезжал по праздникам. В сентябре 1909 жил на даче Я. П. Семенова в Новом Симеизе, отдыхая в Крыму у своих знакомых заинтересовались этими участками, одним из первых, царский чиновник и землевладелец Леонид Захарович Лансере[7] купил себе небольшой участок, на котором и построил дом для отдыха своей семьи. На лето они всей семьей уезжали из рязанского поместье в Крым на свою новую виллу «Хризолит». Увидев преимущества южного побережья полуострова чиновник Лансере, при поддержке Николая Богданова (бывшего своего сотрудника, а теперь исполнительного директора Общества курорта Симеиз), сагитировал других своих родственников.

14 января 1910 года Константин Павлович Коробьин (управляющий Рязанским поместьем семьи Лансере, и муж младшей дочери Леонида Лансере) выкупил пай земли (размером 933 квадратных саженей) у Мальцевых.

Для постройки виллы приглашены архитекторы Н. П. Краснов и Я. П. Семёнов. Через несколько лет, у подножия горы Кошка, появилось оригинальное сооружение в восточных мотивах. В восторге от своей виллы, Лансере покидают Рязанщину (продав поместье) и перебираются в Крым, разместившись в части дома, который содержал 30 комнат, купели-ванны и сад с пляжем. Дополнительным доходом Екатерины стал пансион, организованный на базе этой виллы, куда селились на отдых многочисленные отдыхающие из купеческих и мещанских семей[5].

Расцвет виллы и смена собственников

Расцвет виллы пришелся на времена Первой мировой войны, когда большое количество раненых и травмированных российских офицеров были направлены в Крым, чтобы поправить их здоровье. Контраст между бедствием войны и отдыхом в сочетании с целебными свойствами Крымских гор и моря популяризировал Новый Симеиз, как среди знати, так и простых русских. Владельцы имений с радостью отдавали свои здания под пансионы для военных (кто из патриотических соображений, а кто и из финансовых)[8]. Из-за военных действий, охвативших всю Европу, российские вельможи не имели возможности ездить на отдых в Италию, Францию, на Балканы, поэтому Крым стал для них едва ли не единственным местом для путешествий.

"Почти все дачи Нового Симеиза с теплыми солнечными комнатами и балконами с прекрасным видом на море, горы и скалы. Стол, разнообразный по качеству, от поварского до домашнего, можно иметь по 9 - 10 рублей блюдо на месяц. На некоторых дачах есть хорошие, пользующиеся заслуженной популярностью, пансионы. Пансион - завтрак из 2-х блюд, обед из 3-х блюд 45 рублей в месяц; полный пансион - 55-60 рублей в месяц. Между Алупкой и Новым Симеизом (через Старый Симеиз) курсирует по 2 - 3 раза в день постоянный мальпост по 25 копеек за место. Кроме того, небольшие пароходы поддерживают сообщение между Симеизом, Алупкой и Ялтой по 2 - 3 раза в день. Всегда можно достать автомобиль, экипажи, верховых лошадей и лодки. Обустроенные морские и пресные ванны. Есть библиотека, аптека, постоянный врач. В Новом Симеизе с успехом применяется кроме климатического лечения воздухом, озонированным обильными зарослями диких многолетних кипарисов и можжевельников, - лечение морскими ваннами и купанием, солнечными ваннами, массажем, виноградом и (зимой) стерилизованным виноградным соком. Преимущество Нового Симеиза - отсутствие всей той суеты, толкотни и шума, которые делают невыносимыми немало курортных мест. Он скромно отодвинулся в сторону от суетливой полосы, чтобы дать своим приезжим тишину, покой, отдых без разгула ресторанного жизни, без грубости городской черни, без тщеславия и жеманства так называемых модных курортов"[9]

Местные владельцы пользовались возникшей ситуацией в стране, виллы Симеиза были заполнены, земля подорожала в несколько раз, налаживалась инфраструктура и развивались города. Семьи Лансере-Коробьиных запланировали расширение своего имения. Их замысел пришлось отложить, поскольку начались революционные времена и гражданская война в России. Лишь в конце 1919 года, 21 октября, они же прикупают участок в 350 квадратных саженей, рядом с виллой «Селям». Вместе с тем, днем ранее, 20 октября, зафиксирован акт продажи виллы М. Л. Гуровичу. Семья дальше осталась на своей вилле, на каких условиях также неизвестно: или снимали комнаты, или же покупка была фиктивной — чтобы уберечь имущество от конфискации (власть тогда на полуострове менялась каждые полгода). Исторические документы свидетельствуют, что ещё 1923 года Екатерина Лансере-Коробьина снимала на вилле купели-ванны для обеспечения отдыха приезжих.

Советские времена

После прихода в 1921 году большевиков все дачи и пансионаты были национализированы.[10][11]. Усиление власти (конец 20-х годов XX века) закончилось окончательным отъёмом собственности[12], тогда же теряются следы семьи Лансере в Крыму. Во время Великой Отечественной войны вилла не пострадала.

После войны советская власть восстановила курорт и передала участок санаторию «Юность», где оздоравливали и лечили детей от туберкулеза. Чтобы облегчить пребывание больных и персонала, все помещения внутри были перепланированы так, как это требовалось для лечебного заведения и постоянно проводили ремонтно-реставрационные работы в его корпусах (бывших симеизских виллах). Известность курорту принесло эффективное лечение детей, как следствие санаторий нарекли «им. В. И. Ленина». Он считался вторым «Артеком»[13].

Современность

Дом находится к западу от центра городка Симеиз, по адресу: ул. Советская 39 (общая для всего санатория). Решением КО от 20 февраля 1990 года вилла «Селям» занесена в список архитектурных памятников местного значения[14]. Современная вилла «Селям» находится в ведении санатория «Юность», корпус № 2, в котором лечатся дети от туберкулеза[15]. К сожалению капитальные ремонты давно не проводились, сооружение ветшает, как и другие виллы курорта Новый Симеиз[16][17][18][19].

После воссоединения Крыма с Россией, российское правительство оставило в действии украинские природоохранные законы Крыма[20].

 Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 911710906300005 (ЕГРОКН)

Владельцы усадьбы

За всю свою историю вилла «Селям» находилась в частной и государственной собственности:

  • Коробьина Екатерина Леонидовна (1882—1921) — русская мещанка, которая управляла пансионом, построенным на пая земли, который выкупил её муж Константин Коробьин за средства её отца Леонида Лансере (известного императорского чиновника и землевладельца)[21]
  • М. Л. Гурович — симеизский мещанин, которому Коробьины продали свою виллу в неспокойные времена развала Российской империи (хотя продажа могли быть и фиктивной);
  • Симеизский поселковый совет — во времена Советского Союза вилла была национализирована и стала государственной собственностью, а позже обустроили пансионат для больных на различные болезни. Пансионат носил то же название «Селям» и к нему было добавлено ещё несколько вилл, просуществовал до начала Великой Отечественной войны;
  • Санаторий «Юность» — управлял виллой после войны и бывшая вилла стала одним из корпусов противотуберкулезного заведения Министерство здравоохранения Украины.

Описание здания

Архитектурный ансамбль этого псевдомавританского дворца (вилла имела большую площадь) строил творческий симеизский тандем, с участием Краснова Николая Петровича и Семёнова Якова Петровича. Эскиз фасада предложил Николай Краснов, а трёхэтажную постройку виллы и прилегающий дворик спроектировал и построил известный всему Симеиза Яков Семенов[22], и довольно оперативно, чем удивил владельцев имения.

Ярко выраженные восточные[23] элементы представлены: куполами (похожими на минареты), килевидные окна и лепнина с арабскими надписями, небольшие декоративные зубчатые башни, ажурная резьба балконов и арабские орнаменты. Фасады лаконичной формы дополняют стрельчатые арки и окна с деревянной ажурной инкрустацией.

Дача Коробьиных была рассчитана на 30 комнат, часть из них заселили собственники, а другую круглогодично сдавали. Вокруг здания высажены декоративные редкие саженцы. С годами сад развился, и теперь высокие деревья загораживают часть фасада здания, видно только купола и верхушки башен. Также вилла имела купальные (ванные комнаты) и свой собственный пляж, которым владельцы очень гордились (ведь не все усадьбы были расположены так близко к морю).

См. также

Примечания

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной, в пределах признанных большинством государств — членов ООН границ которой спорная территория находится. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской ФедерацииРеспублика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Развитие архитектуры ориентального направления на Южном берегу Крыма был связан с местной крымскотатарской традиции, этнографическими студиями зодчих во время реставрации Бахчисарайского дворца во второй половине XIX века… «Виноградов В.» «Пластическое убранство архитектуры Ялты ориентального направления 1880-х — 1910-х гг.» Вестник ХДАДМ.
  3. основные достопримечательности Симеиза- это многочисленные аристократические виллы начала ХХ века. И это не удивительно, ведь в конце XIX — начала ХХ веков это место считалось одним из самых престижных курортов для высшего общества в Российской Империи. Наиболее ценные памятники архитектуры в Симеизе-это виллы «Ксения», «Мечта», «Диво». Но наибольший интерес вызывает именно «Ксения», которая когда-то была визитной карточкой поселка
  4. Симеизские земли поделили между собой князь Нарышкин, граф Потоцкий, граф Милютин, князь Кочубей, граф Ревелиоти, граф Мордвинов. В 1828 году заводчик и землевладелец И. А. Мальцов в Симеизе купил 30 десятин земли у Ф. Д Ревелиоти
  5. «Новый Симеиз, занимающее западную часть имения, возник в 1903 году, продается участками, и разросся в значительное селение с 45 красивыми дачами, расположенными правильным амфитеатром над „Девой“ и „Монахом“ — оригинальными скалами, живописно ограничивающими прекрасный пляж этого курорта» Г. Москвич «Путеводителе по Крыму» 1913 г.
  6. wap2 Богданов М. М.
  7. Член совета Сибирского Торгового банка, председатель правления Русского страхового общества, директор Общества Русского перестрахования. По сведениям на 1906 год владелец 433 десятин земли в селе Смолиевка Рязанского уезда Рязанской губернии
  8. Первая мировая война способствовала росту популярности города как курорта и привлечению инвестиций для его развития. По вновь открытой железной дороги (1915) везут в Евпаторию на лечение раненых офицеров и нижних чинов. Гражданская война, по существующим тогда выражению, превратила Крым во всероссийское кладбище
  9. Из книжки-путеводителя Григория Москвича" «Путеводитель по Крыму». Путеводитель «Редакция "Путеводителей"», 1911 г.
  10. И. И. Пузанов жил в Крыму постоянно до 1932 года. За всю проделанную научную и общественную работу он был удостоен звания профессора без защиты диссертации. Но несмотря на его звание и положение в обществе, Приказом № 2 от 20 декабря 1920 СНК Крыма вилла была национализирована и все остальные на полуострове. Потом владельцев дач заставили их выкупить, после чего взять в аренду и, в конце концов, отобрали полностью
  11. После национализации дачи Екатерина Леонидовна жила в Симеизе. Ещё в 1923 году она брала в аренду вместе с Гуревичем прежние свои ванные помещения для сдачи их курортникам
  12. После установления Советской власти Вилежинский принимал участие в создании курорта, достраивал и ремонтировал имения, следил за источниками, оползнями, восстанавливал Симеизскую обсерваторию, разрушенную во время землетрясения 1927 На все работы были данные подтверждающие документы. И, тем не менее, бедняцкие-батрацких комитет определил его эксплуататором и тунеядцем отобрав у него все: дом, одежду, профсоюзную карточку, которая обеспечивала получение продовольственного пайка, лишили права голоса. Год он с женой отсидел в массандровском концлагере. Когда Вацлав Эдуардович вышел на свободу, ему было 75 лет. У него ничего не осталось и ему пришлось поселиться с женой в доме Мемета Ресуля. Он требовал возврата имущества и прав, но бедняцко-батрацких комитет требовал его выселения. Как сложилась его судьба в дальнейшем — неизвестно. Но все, что с ним произошло — типично для многих владельцев дач остались жить в Симеизе после установления Советской власти
  13. это лечебное учреждение считалось одним из лучших на территории СССР, не зря при коммунистической власти здравница носила имя В. И. Ленина, а в народе санаторий считали вторым «Артеком», где проходили курс лечения от туберкулеза дети из всех союзных республик без исключения
  14. Памятники архитектуры местного значения в АР Крым. Часть 3
  15. В настоящее время это корпус № 2 санатория «Юность» (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 июль 2015. Архивировано 24 сентябрь 2015.
  16. Местные жители поселка Симеиз в Крыму рассказали подробности обрушения балкона спального корпуса детского санатория Юность, в результате которого погибла десятилетняя девочка 30 мая 2013 года
  17. Также на территории санатория до сих пор находятся «левые» домики, опечатаны сразу после трагедии. Как указано в отчете Госфининспекции по результатам проверки, домики принадлежат ЧП «Спецсервис». Домики были установлены по договору, подписанному бывшим главным врачом «Юности» Слюсаренко в 2011 году, и насчитывают 33 койко-места
  18. Дерибан детского специализированного противотуберкулезного санатория «Юность» начался ещё при премьерстве г-на С. Куницына в АРК и главы администрации президента Украины Л. Д. Кучмы — В. Медведчука. Как раз в это время, главврач санатория им. В. И. Ленина ныне «Юность» Владимир Куликов не скрываясь занимался предпринимательской деятельностью на территории детского противотуберкулезного санатория, он позволил своему зятю открыть нелегальное кафе в детском климатопавильоне на пляже, в котором продавали спиртные напитки и т. д… В 2003 фирме «Димекс» были отданы в аренду некоторые объекты санатория, в том числе уникальные климатопавильоны на пляже. Преданный и третий корпус — дача Свиягина, который официально считается памятником архитектуры и имеет соответствующую охранную грамоту как культурное наследие Украины
  19. И снова чиновники продали олигархам то, что принадлежит народу, а самое главное больным детям! Детский санаторий «Юность» разорван на куски, а на санаторном пляже уже коттедж «Газпрома»
  20. Культурное наследие России, Симеиз
  21. Екатерина Леонидовна Лансере (дочь Леонида Захаровича Лансере). Муж: Константин Павлович Коробьин (28.11.1870 — 1919/1920, Крым)
  22. В 1906 году по инициативе Я. Н. Семенова была создана «Общество благоустройства поселка», почетным членом которого он был. Всего к 1913 году по проектам (часть из них — в соавторстве с Н. Н. Красновым) Якова Семенова были построены 18 из 38 дач Нового Симеиза, при этом вряд ли в поселке в этот период было построено хоть одно здание, к которому не имел бы отношения «военный инженер» Семенов. За свою работу Яков Петрович получил звание генерал-майора
  23. Жилая и общественная архитектура Ялты ориентального направления формально объединяла декоративные формы культовой, из разных источников, исламской архитектуры. Однако, её светский характер позволял зодчим тщательно подражать и одновременно произвольно трактовать внешние архитектурные объёмы, и их отделка, что имели культовое значение. Ритуальные шерфе объёмов, похожих на минареты, планировались как площадки (бельведеры) и декорировались пластикой с мотивами гириха и ислими…. "Виноградов В."пластическое убранство архитектуры Ялты ориентального направления 1880- х-1910-х гг." Вестник ХГАДМ.

Источники

  • «Памятники культуры и истории УССР». Научное мнение. — Киев, 1987.;
  • «Виноградов В. Е.» «Романтизм в архитектурной среде Ялты». Ялтинский Orient: моногр. / В. Е. Виноградов.: «Фирма „Салта“ ЛТД». 2012. — 88 с.: 175 ил.;
  • «Саид. Эдвард В.» «Ориентализм» / Пер. с англ. В. Шовкун. — К.: Издательство Соломии Павлычко «Основы», 2001. — 511 с.;
  • «Виноградов В.» «Пластическое убранство архитектуры Ялты ориентального направления 1880-х — 1910-х гг.» Вестник ХДАДМ. УДК 73.04:72(477.75) «1880-1910»;
  • "Петрова М. М. "«Симеиз: путешествие по старым дачам». Путеводитель, «Сонат», 2006. — 176 с. ISBN 966-8111-65-6.
  • «Григорий Москвич» «Путеводитель по Крыму». Путеводитель «Редакция „Путеводителей“», 1911;
  • "Кузьменко В. М. «Новый-Симеиз и его окрестности на Южном берегу Крыма». «Т-во скоропечатны А. А. Левинсон», 1913. — 77 с.;
  • "Кузьменко В. М. «Очерки Южного берега и горной части Крыма».

Ссылка

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.