Самоповреждение
Самоповрежде́ние, иногда используется англицизм селфхарм (от self-harm) — преднамеренное повреждение своего тела по внутренним причинам без суицидальных намерений. Самоповреждение встречается как симптом многих психических расстройств. Наиболее частая форма самоповреждения — порезы кожи и расцарапывание кожи при помощи острых предметов. Другие формы самоповреждения включают в себя пережатие и удары по частям тела, обжигание кожи, препятствование заживлению ран, вырывание волос, употребление токсических веществ[1][2][3].
Самоповреждение | |
---|---|
| |
МКБ-11 | MB23.E |
МКБ-10 | F63.8, X60—X84 |
DiseasesDB | 30605 |
MeSH | D016728 |
Медиафайлы на Викискладе |
Поведение, связанное со злоупотреблением психоактивными веществами и расстройствами приёма пищи, не относится к самоповреждениям, поскольку побочные эффекты, связанные с повреждениями тканей, получаются человеком непреднамеренно[4]. Несмотря на то что самоубийство не является намерением причинить вред, связь между самоповреждением и самоубийством сложна, поскольку повреждение тела является потенциально опасным для жизни[5]. Риск самоубийства среди людей, которые причиняют себе вред, является высоким. 40-60 % всех самоубийств сопровождаются самоповреждениями[2][6][7]. Однако считать, что люди, склонные к самоповреждениям, также являются потенциальными самоубийцами, в большинстве случаев — неточно[8][9].
Самоповреждение отмечено в DSM-IV[10] и DSM-5[11] как симптом пограничного расстройства личности. До 70 % пациентов с пограничным расстройством личности совершают самоповреждения без суицидальных намерений[12]. Однако могут повреждать себя также пациенты с другими диагнозами, такими как большое депрессивное расстройство, тревожные расстройства, злоупотребление психоактивными веществами, расстройства приёма пищи, посттравматическое стрессовое расстройство, шизофрения, гендерная дисфория и различные расстройства личности[13][14][15][16]. Самоповреждения могут проявляться и у людей, которые не имеют основного клинического диагноза[17], однако даже в доклинических случаях самоповреждение связано с различными проблемами психического здоровья, включая тревогу, суицидальность и депрессию[17][18][19]. Причинение себе вреда часто может быть связано с травмами, связанными в том числе с эмоциональным и сексуальным насилием[20][21]. Самоповреждающее поведение, характеризующееся постоянностью и не являющееся вторичным по отношению к распознаваемому психическому расстройству, кодируется в МКБ-10 как «другие расстройства привычек и влечений» (код F63.8)[22].
Самоповреждение может быть симптомом такой болезни, как синдром Лёша — Нихена. Навязчивое агрессивное поведение и самоповреждение в этом случае связано с дефицитом фермента гипоксантин-гуанинфосфорибозилтрансферазы[23].
Не исключены самоповреждения среди молодых женщин, ветеранов войн, обитателей домов-интернатов, заключённых, представителей сексуальных меньшинств (вероятно, как следствие неприятия обществом), среди людей, подвергавшихся жестокому обращению в детстве[24].
Причины самоповреждения
В большинстве случаев, осознанно или неосознанно для пациента, самоповреждение является ответом на сильную эмоциональную, психологическую боль. Из-за того, что внимание пациента переключается на чувство физической боли, эмоциональная боль притупляется — могут временно ослабнуть чувство депрессии, чувство вины, ощущение тревоги, стресса, мучительные воспоминания. Этому также способствуют эндорфины — вещества, естественным образом выделяющиеся в организме при физической травме и способные уменьшать боль и улучшать эмоциональное состояние[13]. Однако после затухания физической боли и прекращения действия эндорфинов эмоциональные страдания возвращаются, что влечёт необходимость повторять самоповреждение вновь и вновь. Со временем самоповреждение часто превращается в привычку.
В некоторых случаях самоповреждение вызвано, наоборот, ощущением внутренней эмоциональной пустоты, потерянности, одиночества. В этом случае физическая боль помогает пациенту почувствовать, что он ещё жив. Это состояние опустошённости может возникнуть как у здорового человека, так и быть вызвано психическим расстройством. Вот пример описания пациентом такого состояния: «Я резал себя, просто чтобы почувствовать боль. Это давало мне ощущение, что я реально существую, что я не сон». Очень подробно это состояние описано в автобиографической книге Арнхильд Лаувенг «Завтра я всегда была львом». Однако после прохождения физической боли от самоповреждения ощущение внутренней пустоты возвращается, что также ведёт к необходимости новых самоповреждений.
Некоторые больные используют самоповреждения в качестве способа снятия агрессии[25].
Часто самоповреждения вызваны чувством вины, действительной или мнимой. В этом случае пациент наказывает себя, нанося самоповреждения. Пациенты так описывают своё состояние: «Мне необходимо было причинить себе вред, наказать себя за то, каким ужасным человеком я был, как мне казалось, и чтобы рассеять туман в голове. Как только я причинял себе вред, я снова чувствовал, что контролирую ситуацию, чувствовал спокойствие, как будто в моей голове была нажата кнопка перезагрузки». Подростки, совершая самоповреждения, нередко вырезают на коже слова, ассоциированные с чувством вины, такие как «тупой», «неудачник», «толстуха» и т. п.
Ещё одна причина самоповреждений — необходимость привлечь к себе внимание, удовлетворить некие потребности, об удовлетворении которых пациент по каким-то причинам не может попросить или которые окружающие отказываются удовлетворять. Такие самоповреждения легко отличить по их демонстративности (в то время как следы самоповреждений, вызванных другими причинами, обычно скрывают). Известно, например, что самоповреждение является частым выражением просьбы и даже шантажа у умственно отсталых пациентов, находящихся в стационаре и требующих что-то от персонала.
Самоповреждающее поведение может быть проявлением ритуалов и верований. Широкую известность получила книга о самоповреждениях ритуального характера в Марокко — «Яркий красный крик» Мэрили Стронг. В ней говорится о народных целителях, вводящих себя в транс и наносящих себе глубокие порезы в области головы.
Часто люди не могут вербализовать смысл самоповреждений, однако в целом отмечают, что это им приносит некоторое облегчение, избавляет от негативных чувств и внутреннего напряжения, избавиться от которых каким-то другим способом невозможно[25].
Б. Джозеф (1982) находил в самоповреждающем поведении аддиктивные радикалы и называл самоповреждение «аддикцией, состоянием, близким к смерти»[25][26]. В данном варианте часто речь идёт о мазохистах, испытывающих удовольствие от самоповреждения, испытывающих «любовь» к боли и страданиям[25]. Т. Райх (1933) выделил «мазохистический характер», который фиксирован на самоповреждениях и страданиях. В приложении к DSM-III-R (1987) в качестве диагностической категории, требующей дальнейшего изучения, было представлено мазохистическое (самоповреждающее) расстройство личности, но оно не сохранилось в следующих редакциях.
В случае шизофрении самоповреждение может быть вызвано императивными (приказывающими, повелительными) галлюцинациями. В этих случаях человек слышит приказы нанести себе увечья, противиться которым он почти не может.
Виды самоповреждений
Согласно Международной классификации болезней селфхарм может в себя включать:
- порезы (каттинг);
- ожоги;
- удары;
- злоупотребление алкоголем, наркотиками и лекарствами;
- отказ от пищи или воды;
- навязчивое стремление выдёргивать волосы на голове и теле (трихотилломания);
- расцарапывание кожи (дерматилломания);
- контакт с горячими предметами;
- прыжки с высоты;
- укусы животных.
А. Фавацца и К. Контерио (1989) выделяют 3 типа девиантного самоповреждения: большое, стереотипное, простое или упрощённое[25].
- Большое. Редкие, но сильно повреждающие действия, например отрубание части тела или кастрация.
- Стереотипное. Ритмические и монотонные аутоагрессивные действия, например кусание частей своего тела или битьё головой о стену. Часто встречается у лиц с умственной отсталостью и страдающих детским аутизмом.
- Простое. Наиболее часто встречающийся. Например, нанесение кожных порезов, обжигание, вырезание знаков на коже, прокалывание себя иглами, расцарапывание ран.
Методы лечения
Полное излечение от самоповреждения возможно только при устранении внутренней причины, вызвавшей эмоциональную боль или чувство опустошения, которые привели к самоповреждению. Для этого психолог или психотерапевт должен сначала выявить эту внутреннюю причину (или причины) в ходе разговоров с пациентом. Затем должна быть индивидуально подобрана наиболее эффективная для данного пациента психотерапия, направленная на устранение причины самоповреждений. Часто применяются когнитивно-поведенческая психотерапия, диалектическая поведенческая терапия, психодинамическая терапия и терапевтические техники, основанные на развитии внутренней осознанности (англ. mindfulness-based therapies)[27].
В ходе терапии, пока внутренняя причина самоповреждения не устранена (её поиск и устранение может занять много времени), пациенту рекомендуется постепенно заменять самоповреждающие действия на другие, менее травматичные. Вначале, во избежание ран на коже, пациенту предлагается носить на запястье резинку, оттягивая и отпуская которую он всё ещё сможет причинять себе боль, но не оставляя при этом следов на коже[28]. Затем пациенту предлагается при ощущении желания самоповреждения занимать себя другими делами: физическими упражнениями, танцами, уборкой, прогулкой, музицированием, видеоиграми, записыванием своих мыслей и ощущений в дневник и т. д. Некоторым пациентам помогает разрывание бумаги, крик, удары по боксёрской груше и т. п. При возникновении чувства опустошения и оторванности от действительности рекомендуется холодный душ, острая пища, вдыхание сильных запахов и т. п. Предметы, используемые для самоповреждения, лучше убрать, чтобы они не вызывали искушения.
Для уменьшения депрессии в ходе лечения от самоповреждения успешно применяются антидепрессанты, седативные препараты. Если самоповреждения возникли на фоне шизофрении, применяются медикаменты для лечения шизофрении.
Со стороны семьи и друзей пациента важно проявление поддержки. Обсуждение чувств, доброжелательные и доверительные отношения внутри семьи имеют огромное значение.
Примечания
- Klonsky, D. (2007), The functions of deliberate self-injury: A review of the evidence, Clinical Psychological Review Т. 27 (2): 226–239, PMID 17014942, DOI 10.1016/j.cpr.2006.08.002
- Skegg, K. (2005), Self-harm, Lancet Т. 366 (9495): 1471–1483, DOI 10.1016/s0140-6736(05)67600-3
- Truth Hurts Report, Mental Health Foundation, 2006, ISBN 978-1-903645-81-9, <http://www.mentalhealth.org.uk/publications/?EntryId5=38712>. Проверено 11 июня 2008.
- Klonsky, E. D. (2007), Non-Suicidal Self-Injury: An Introduction, Journal of Clinical Psychology Т. 63 (11): 1039–1043, PMID 17932979, DOI 10.1002/jclp.20411
- Farber, S. (2007), Death and annihilation anxieties in anorexia nervosa, bulimia, and self-mutilation, Psychoanalytic Psychology Т. 24 (2): 289–305, DOI 10.1037/0736-9735.24.2.289
- Muehlenkamp, J. J. (2005), Self-Injurious Behavior as a Separate Clinical Syndrome, American Journal of Orthopsychiatry Т. 75 (2): 324–333, PMID 15839768, DOI 10.1037/0002-9432.75.2.324
- Hawton K., Zahl D. and Weatherall, R. (2003), Suicide following deliberate self-harm: long-term follow-up of patients who presented to a general hospital, British Journal of Psychiatry Т. 182 (6): 537–542, PMID 12777346, DOI 10.1192/bjp.182.6.537
- Fox, C & Hawton, K (2004), Deliberate Self-Harm in Adolescence, London: Jessica Kingsley, ISBN 978-1-84310-237-3
- Suyemoto, K. L. (1998), The functions of self-mutilation, Clinical Psychology Review Т. 18 (5): 531–554, PMID 9740977, DOI 10.1016/S0272-7358(97)00105-0
- Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition (DSM-IV). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 1994. — P. 651. — ISBN 0-89042-061-0, ISBN 0-89042-062-9.
- Американская психиатрическая ассоциация. Diagnostic and statistical manual of mental disorders (DSM-5). — Arlington, VA: American Psychiatric Publishing, 2013. — P. 663. — ISBN 978-0-89042-554-1, ISBN 978-0-89042-555-8.
- Urnes O. Selvskading og personlighetsforstyrrelser [Самоповреждение и расстройства личности] (болг.) // Tidsskrift for den Norske laegeforening: tidsskrift for praktisk medicin, ny raekke. — 2009. — Т. 129, бр. 9. — С. 872—876. — doi:10.4045/tidsskr.08.0140. — PMID 19415088.
- Klonsky, D. (2007), The functions of deliberate self-injury: A review of the evidence, Clinical Psychological Review Т. 27 (2): 226–239, PMID 17014942, DOI 10.1016/j.cpr.2006.08.002
- Haw C., Hawton K., Houston K., Townsend E. Psychiatric and personality disorders in deliberate self-harm patients (англ.) // British Journal of Psychiatry : journal. — Royal College of Psychiatrists, 2001. — Vol. 178, no. 1. — P. 48—54. — PMID 11136210.
- Herpertz S., Sass H., Favazza A. Impulsivity in self-mutilative behavior: psychometric and biological findings (англ.) // J Psychiatr Res : journal. — 1997. — Vol. 31, no. 4. — P. 451—465. — PMID 9352472.
- Zlotnick C., Mattia J. I., Zimmerman M. Clinical correlates of self-mutilation in a sample of general psychiatric patients (англ.) // Journal of Nervous and Mental Disease : journal. — Lippincott Williams & Wilkins, 1999. — Vol. 187, no. 5. — P. 296—301. — PMID 10348084.
- Klonsky E. D. Non-suicidal self-injury: an introduction (англ.) // J Clin Psychol : journal. — 2007. — Vol. 63, no. 11. — P. 1039—1043. — doi:10.1002/jclp.20411. — PMID 17932979.
- Klonsky E. D., Oltmanns T. F., Turkheimer E. Deliberate self-harm in a nonclinical population: prevalence and psychological correlates (англ.) // American Journal of Psychiatry : journal. — 2003. — Vol. 160, no. 8. — P. 1501—1508. — doi:10.1176/appi.ajp.160.8.1501. — PMID 12900314.
- Andover M. S., Pepper C. M., Ryabchenko K. A., Orrico E. G., Gibb B. E. Self-mutilation and symptoms of depression, anxiety, and borderline personality disorder (англ.) // Suicide Life Threat Behav : journal. — 2005. — Vol. 35, no. 5. — P. 581—591. — doi:10.1521/suli.2005.35.5.581. — PMID 16268774.
- Meltzer, Howard (2000), Non Fatal Suicidal Behaviour Among Adults aged 16 to 74, Great Britain: The Stationery office, ISBN 0-11-621548-8
- Rea, K., Aiken, F., and Borastero, C. (1997), Building Therapeutic Staff: Client Relationships with Women who Self-Harm, Women's Health Issues Т. 7 (2): 121–125, DOI 10.1016/S1049-3867(96)00112-0
- Всемирная организация здравоохранения. F6 Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 261—262. — ISBN 5-86727-005-8.
- М. С. Елисеев, В. Г. Баранова. Болезнь Лёша — Нихена: клинические проявления и варианты течения, анализ собственного опыта // Современная ревматология. — 2010.
- Anthony Bateman (Expert Review: Dr Jim Bolton and Dr Philip Timms) Self-harm (англ.)
- Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. — Новосибирск: НГПУ, 2006. — 448 с. — ISBN 5-85921-548-7.
- Joseph B. Addiction to near-death (неопр.) // International Journal of Psycho-Analysis. — 1982. — Т. 63, № Pt 4. — С. 449—456. — PMID 7152808.
- Mayo Clinic Staff Self-injury/cutting: Treatments and drugs (англ.)
- Klonsky, E. D. and Glenn, C. R. (2008), Resisting Urges to Self-Injure, Behavioural and Cognitive Psychotherapy Т. 36 (02): 211–220, DOI 10.1017/S1352465808004128