Определение фашизма

К настоящему моменту не существует консенсусного определения фашизма. Разные авторы пытаются охарактеризовать основные принципы фашизма.

Большинство учёных согласно, что фашизм авторитарен, но не каждый авторитарный режим — фашистский. Таким образом, авторитаризм является определяющей характеристикой, однако у фашистского и авторитарного режима много различий.

Фашизм использует идеи корпоративизма в различных трактовках.

Фашизм трудно назвать идеологией вне исторического контекста. Изначально термин «фашизм» относился к политическому движению, во главе которого стоял Муссолини. Определение ограничивалось только итальянским фашизмом, потому что фашизм в начале XX века имел мало значения за пределами итальянской политики. Большинство исследователей предпочитает использовать термин «фашизм» в более широком смысле для обозначения идеологии, которая оказала большое влияние на многие страны. С этой целью исследователи стремились определить «фашистский минимум» — то есть минимальные условия, по которым политическое движение можно назвать фашистским. Некоторые учёные усмотрели апокалиптические, милленаристские и пророческие аспекты фашизма[1][2][3][4][5][6][7]. По мнению большинства учёных, на фашизм как общественное движение повлияли и левые, и правые. В настоящее время термин, во многом, превратился в нарицательное, имеющее подчеркнуто-негативную окраску, но при этом лишенное четких принципов идентификации. Многие партии называют своих оппонентов «фашистами»[8].

Сторонники и теоретики фашистских идей

Джованни Джентиле

Фашизм как тоталитарная политическая доктрина:

В определении Фашизма первый пункт к усвоению — всеобъемлющий, или, как говорят Фашисты, «тоталитарный» охват его Доктрины, которая касается не только политической организации и политической тенденции, но воли, мысли и чувства Нации в целом.

Фашизм возник, чтобы решать серьёзные политические проблемы в послевоенной Италии. И он представляет политический метод. Однако в борьбе и разрешении политических проблем он следует своей природе, то есть учитывает моральные, религиозные и философские вопросы, раскрывая и демонстрируя всеохватывающий, тоталитарный характер, ему присущий. Только когда мы поймём политические особенности Фашистского принципа, — мы сможем подобающим образом оценить глубокую жизненную концепцию, которая находится в его основании и из которой этот принцип исходит. Политическая доктрина Фашизма — не весь Фашизм. Это, скорее, его более выдающийся и, в общем, самый интересный аспект.

Фашизм как тоталитарная корпоративная культура:

В зависимости от народного характера Фашистского Государства находится также его величайшая социальная и конституционная реформа — основание Корпораций и Синдикатов. Здесь Фашизм взял от Синдикализма понятие о нравственно-просветительской функции Синдикатов. Но чтобы подчинить Синдикаты государственной дисциплине и сделать их внутренним выражением государственного организма — были нужны Корпорации. Через них Фашистское Государство ищет индивида, чтобы творить себя самое посредством индивидуальной воли.

Однако искомый индивид не есть абстрактная политическая личность, которую старый либерализм считал чем-то само собою разумеющимся. Он таков, какой только и бывает — индивид, как специализированная производительная сила, которая, по своей специализации, находится в союзе с прочими индивидами этой категории и соединяется с ними в одно великое экономическое целое, которое есть ничто иное, как Нация.

Фашизм как абсолютная власть национального корпоративного государства:

Политика Фашизма вращается полностью вокруг концепции Национального Государства, и поэтому имеет точки соприкосновения с Национальной доктриной, наряду с отличиями, о которых важно не забывать.

Власть Государства абсолютна. Оно не допускает компромиссов, не идёт на переговоры, не поступается никакой частью своего пространства в пользу иных моральных или религиозных принципов, влияющих на сознание индивида. Но, с другой стороны, Государство становится реальностью лишь в сознании индивидов, его составляющих. И Фашистское Корпоративное Государство обеcпечивает представительскую систему, более искреннюю и более соответствующую реальности, чем любая из прежде заявленных, и, таким образом, оно более свободно, чем старое Либеральное Государство.

Бенито Муссолини

Как всякая цельная политическая концепция, фашизм есть одновременно действие и мысль: действие, которому присуща доктрина, и доктрина, которая, возникнув на основе данной системы исторических сил, включается в последнюю и затем действует в качестве внутренней силы.

Из обломков либеральных, социалистических и демократических доктрин фашизм извлекает ещё ценные и жизненные элементы. Он сохраняет так называемые завоевания истории и отвергает всё остальное, то есть понятие доктрины, годной для всех времён и народов. Допустим, что 19-й век был веком социализма, демократии и либерализма; однако, это не значит, что и 20-й век станет веком социализма, демократии и либерализма. Политические доктрины проходят, народы остаются. Можно предположить, что этот век будет веком авторитета, веком «правого» направления, фашистским веком. Если 19-й век был веком индивида (либерализм равнозначен с индивидуализмом), то можно предположить, что этот век будет веком «коллектива», следовательно веком государства.

Фашизм концепция религиозная; в ней человек рассматривается в его имманентном отношении к высшему закону, к объективной Воле, которая превышает отдельного индивида, делает его сознательным участником духовного общения. Кто в религиозной политике фашистского режима останавливается на чисто оппортунистических соображениях, тот не понял, что фашизм, будучи системой правительства, также и прежде всего, есть система мысли.

Серджо Панунцио

Фашизм не поддаётся определению, потому что он представляет собой крайне сложное движение… Вот почему одни определяют его одним способом, другие — прямо противоположным. Одни приклеивают к нему этикетку левого движения, другие — правого.

Российская фашистская партия

В «Азбуке фашизма», написанного деятелями Российской фашистской партии, фашизм рассматривался как мировое движение, целью которого является переустройство современных государств (в оценках РФП «либерально-демократических (капиталистических) и социалистических (коммунистических) государств») на началах «господства духа над материей (религии), нации и труда (социальной справедливости)», таким образом фашизм расценивается как национальное, религиозное и трудовое движение[9].

По мнению авторов, фашизм создает новый социальный строй, построенный на следующих принципах[9]:

  • примирение классовых интересов посредством корпоративной системы;
  • примирение труда и капитала;
  • возможность каждому гражданину и каждому классу в отдельности улучшать свое благополучие;
  • обеспечение здорового развития данных групп в пределах нации
  • полная гармонии между личностью и классом, с одной стороны, и той нации, которой он принадлежит, с другой.

Взамен классовой борьбы и классового угнетения фашизм несет классовый мир и сотрудничество между классами на основе здорового соревнования. Фашизм организует живые силы страны – народ в самоуправляющиеся национальные группы – союзы и корпорации, примиряя труд с капиталом через корпоративную систему, при которой рабочие имеют свои объединения рабочих, а работодатели свои, причем однородные объединения рабочих и работодателей объединяются вместе, разрешая все спорные вопросы, все конфликты внутри таких объединений – путем междуклассового арбитража с участием представителей всех заинтересованных сторон.

Противники фашистской идеологии

Анри Барбюс

Фашизмы различаются между собой лишь по внешности; по существу все они одинаковы. Их доктрина, вербующая приверженцев среди молодежи, мелкой буржуазии и церковного стада, — лишь старый капитализм, только приукрашенный и заново вылуженный. Фашизм остается и навсегда останется лишь лакировкой на отвратительном хламе.

Иосиф Сталин

Чтобы прикрыть свою реакционно-черносотенную сущность, гитлеровцы ругают англо-американский внутренний режим плутократическим режимом. Но в Англии и США имеются элементарные демократические свободы, существуют профсоюзы рабочих и служащих, существуют рабочие партии, существует парламент, а в Германии при гитлеровском режиме уничтожены все эти институты. Стоит только сопоставить эти два ряда фактов, чтобы понять реакционную сущность гитлеровского режима и всю фальшь болтовни немецких фашистов об англо-американском плутократическом режиме. По сути дела гитлеровский режим является копией того реакционного режима, который существовал в России при царизме. Известно, что гитлеровцы так же охотно попирают права рабочих, права интеллигенции и права народов, как попирал их царский режим, что они так же охотно устраивают средневековые еврейские погромы, как устраивал их царский режим.

XIII Пленум ИККИ

Определение фашизма, представленное в резолюции XIII пленума ИККИ:

Фашизм есть открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических и наиболее империалистических элементов финансового капитала. Фашизм пытается обеспечить за монополистическим капиталом массовый базис среди мелкой буржуазии, апеллируя к выбитому из колеи крестьянству, ремесленникам, служащим, чиновникам и в частности к деклассированным элементам крупных городов, стремясь проникнуть также в рабочий класс.

XIII Пленум ИККИ. Стенографический отчёт. 1934 г. изд., с. 589

Георгий Димитров

На VII Конгрессе Коминтерна Георгий Димитров, докладчик по этому вопросу, почти дословно повторил тезис, ранее принятый на XIII пленуме ИККИ:

...Димитров большое внимание уделил именно определению фашизма. Он повторил известное определение XIII пленума Исполкома Коминтерна (см. главу 12), что фашизм — это «открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала.

Фостер У.З. История трех интернационалов. 1959 г. изд., с. 416

Лев Троцкий

В посмертно опубликованной работе «Фашизм: что это такое и как с ним бороться» Лев Троцкий отмечал[10]:

Историческая функция фашизма состоит в том, чтобы громить рабочий класс, уничтожать его организации и подавлять политические свободы, когда капиталисты оказываются неспособными управлять и господствовать с помощью демократического механизма.

Борис Стругацкий

В своей статье «Фашизм — это очень просто. Эпидемиологическая памятка»[11] Борис Стругацкий даёт следующее определение фашизма:

Фашизм есть диктатура националистов. Соответственно, фашист — это человек, исповедующий (и проповедующий) превосходство одной нации над другими и при этом активный поборник «железной руки», «дисциплины-порядка», «ежовых рукавиц» и прочих прелестей тоталитаризма.

И всё. Больше ничего в основе фашизма нет. Диктатура плюс национализм. Тоталитарное правление одной нации. А всё остальное — тайная полиция, лагеря, костры из книг, война — прорастает из этого ядовитого зерна, как смерть из раковой клетки.

Возможна железная диктатура со всеми её гробовыми прелестями, скажем диктатура Стресснера в Парагвае или диктатура Сталина в СССР, но, поскольку тотальной идеей этой диктатуры не является идея национальная (расовая), это уже не фашизм. Возможно государство, опирающееся на национальную идею, скажем Израиль, но, если отсутствует диктатура («железная рука», подавление демократических свобод, всевластие тайной полиции), это уже не фашизм.

Исследователи фашизма

Умберто Эко

В эссе «Вечный фашизм» итальянский писатель и философ Умберто Эко приводит список признаков того, что он называет «ур-фашизмом» или «вечным фашизмом»[12][13]:

  1. Культ традиции; культурный синкретизм, подразумевающий пренебрежение к противоречиям в содержащих высшую истину древних откровениях.
  2. Неприятие модернизма, иррационализм. В пример приводится противопоставление «крови и почвы» «дегенеративному искусству» в нацистской Германии.
  3. Культ «действия ради действия», недоверие к интеллектуальному.
  4. Неприятие скептицизма: сомнение трактуется как предательство.
  5. Ксенофобия, расизм.
  6. Буржуазность, опора на средний класс.
  7. Национализм; одержимость теориями заговора, культивация чувства нахождения в осаде.
  8. Враг изображается как крайне мощный, чтобы последователи чувствовали себя униженными, и в то же время достаточно слабый, чтобы его можно было одолеть.
  9. Жизнь понимается как непрерывная война, а пацифизм — как сотрудничество с врагом.
  10. Элитизм, презрение к слабым.
  11. Культ героизма и культ смерти.
  12. Мачизм, сексизм, неприятие нестандартного сексуального поведения.
  13. «Избирательный популизм»: индивидуумы воспринимаются не иначе как единый монолитный Народ, чью волю выражает верховный лидер. Неприятие парламентаризма.
  14. Использование новояза.

Джон Флинн

Эрнст Нольте

Эрнст Нольте рассматривает фашизм как реакцию на другие идеологии, в частности, марксизм[14].

Стенли Пэйн

В своей работе Фашизм: сравнение и определение Стенли Пэйн дал такие характеристики фашизма:

  • Авторитарное государство
  • Регулирование частного сектора экономики
  • Фашистская символика
  • Антилиберализм
  • Антикоммунизм
  • Консерватизм.[15]

Общей целью фашистских движений он видит ликвидацию автономии, а в некоторых случаях построение и модернизацию капитализма[16].

Роджер Гриффин

Роджер Гриффин уделяет большое внимание популистской риторике фашизма. Он считает, что фашизм стремился к «возрождению нации»[17].

Определение Российской академии наук

23 марта 1995 года вышел указ № 310 президента Б. Н. Ельцина «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»:

5. Предложить Российской академии наук в 2-недельный срок представить в Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации научное разъяснение понятия «фашизм» и связанных с ним понятий и терминов для подготовки предложений по внесению изменений и дополнений в действующее законодательство.

РАН дала следующее определение[18]:

Фашизм — это идеология и практика, утверждающая превосходство и исключительность определённой нации или расы и направленная на разжигание национальной нетерпимости, обоснование дискриминации в отношении представителей иных народов, отрицание демократии, установление культа вождя, применение насилия и террора для подавления политических противников и любых форм инакомыслия, оправдание войны как средства решения межгосударственных проблем.

Примечания

  1. Redles D. Hitler’s Millennial Reich: Apocalyptic Belief and the Search for Salvation, New York University Press, 2005;
  2. Vondung K. The Apocalypse in Germany. — Columbia and London: University of Missouri Press, 2000;
  3. Ellwood R. "Nazism as a Millennialist Movement, " // C. Wessinger (ed.) Millennialism, Persecution, and Violence: Historical Cases.
  4. Rhodes J. M. The Hitler Movement: A Modern Millenarian Revolution. — Stanford, Calif: Hoover Institution Press, Stanford University, 1980.
  5. R. Wistrich, Hitler’s Apocalypse: Jews and the Nazi Legacy, New York: St. Martin’s Press, 1985.
  6. Nicholas Goodrick-Clarke The Occult Roots of Nazism: Secret Aryan Cults and Their Influence on Nazi Ideology. New York University Press, 2004.
  7. N. Cohn, The Pursuit of the Millennium: Revolutionary Millenarians and Mystical Anarchists of the Middle Ages, revised and expanded, New York: Oxford University Press, [1957] 1970.
  8. Laqueuer, 1996 p. 223; Eatwell, 1996, p. 39; Griffin, 1991, 2000, pp. 185—201; Weber, [1964] 1982, p. 8; Payne (1995), Fritzsche (1990), Laclau (1977), and Reich (1970).
  9. РФП, 1934.
  10. LEON TROTSKY: Fascism: What it is and how to fight it. www.marxists.org. Дата обращения: 30 ноября 2019.
  11. Газета «Невское время», 8 апреля 1995 года
  12. 14 признаков фашизма, Умберто Эко
  13. UR-FASCISM. By Umberto Eco. The New York Review of Books. June 22, 1995
  14. Nolte, Ernst. Three Faces of Fascism (неопр.). — Henry Holt & Company, Inc, 1966.
  15. Payne, Stanley. Fascism: Comparison and Definition (неопр.). University of Wisconsin Press, 1980. — С. 7.
  16. Payne, Stanley (1996). A History of Fascism. Routledge. ISBN 1-85728-595-6 p.10.
  17. Griffin, Roger. Fascism (англ.). Oxford University Press, 1995.
  18. «Московские новости», 1995, № 39

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.