Нурбану-султан
Афифе́ Нурбану́-султа́н (тур. Afife Nûr-Banû Sultan, осман. نور بانو سلطان; ок. 1525 — 7 декабря 1583) — наложница, затем жена османского султана Селима II (носила титул хасеки), мать Мурада III; первая валиде-султан периода султаната женщин.
Нурбану-султан | |
---|---|
тур. Nurbanu Sultan осман. نور بانو سلطان | |
| |
15 декабря 1574 — 7 декабря 1583 | |
Предшественник | Хафса-султан |
Преемник | Сафие-султан |
|
|
Рождение |
ок. 1525 Парос, архипелаг Киклада, Венецианская республика |
Смерть |
7 декабря 1583 Стамбул, Османская империя |
Место погребения | тюрбе Селима II в мечети Ая-Софья |
Супруг | Селим II |
Дети | Шах-султан, Мурад III, Эсмехан-султан, Гевхерхан-султан, Фатьма-султан |
Отношение к религии | ислам (суннитского толка) |
Медиафайлы на Викискладе |
Нурбану предположительно происходила из двух знатных венецианских семей и была похищена османским адмиралом в возрасте двенадцати лет. Вскоре после того, как она попала в султанский гарем, Нурбану стала наложницей наследника султана Сулеймана I — шехзаде Селима. Долгие годы вплоть до восшествия Селима на османский трон Нурбану оставалась единственной фавориткой шехзаде и матерью его единственного сына — шехзаде Мурада. После восшествия на престол шехзаде Мурада Нурбану получила титул валиде и полагающиеся привилегии; кроме того, всю оставшуюся жизнь она была главным политическим советником сына. Нурбану умерла на пике своего могущества в 1583 году в Стамбуле и была похоронена рядом с мужем в мечети Ая-Софья.
Происхождение
Основной считается версия о происхождении Нурбану из двух венецианских знатных семей[1]: её отцом считается Николо Веньер, губернатор принадлежавшего Венеции греческого острова Парос и родной брат дожа Венеции Себастьяно Веньера, матерью — Виоланта Баффо. Девочка, носившая имя Сесилия Веньер-Баффо[1][2], считалась незаконнорождённой[1], поскольку её родители не состояли в браке. Кроме того, некоторые историки упоминают, что именем предполагаемой дочери Николо и Виоланты было Оливия[3].
Согласно другим версиям, Нурбану могла быть еврейкой[4][5] из семейства Наси[6] или гречанкой с острова Корфу[7][8].
Наложница наследника
В 1537 году, когда пират и адмирал Хайр-ад-дин Барбаросса захватил Парос, двенадцатилетняя[2] девочка оказалась в рабстве. В качестве рабыни она была передана Барбароссой в султанский гарем в Стамбуле[7], где стала наложницей шехзаде Селима. В 1543 году Нурбану, вероятно, сопровождала Селима в Конью, где он занял пост санджак-бея (губернатора) провинции. Здесь в 1544 году Нурбану родила первого ребёнка — дочь Шах-султан, а затем, два года спустя, сына Мурада. Как отмечает Лесли Пирс, Мурад был единственным сыном Селима, родившимся до его восшествия на престол в 1566 году[1].
Как писал венецианский посол, в бытность свою санджак-беем Селим был весьма «похотлив», однако если он и имел других наложниц, то детей в этот период рожала только Нурбану. Она стала матерью как минимум четверых детей Селима: помимо Шах и Мурада, у неё было ещё две дочери — Гевхерхан и Эсмехан, родившиеся в период между появлением на свет первой дочери и сына. Последним ребёнком Селима, рождённым до его восшествия на престол, была Фатьма-султан, появившаяся на свет примерно в 1559 году; её матерью также считается Нурбану[1].
Фаворитка султана
В 1558 году шехзаде Мурад был назначен на должность санджак-бея Акшехира. По традиции, мать шехзаде обязана была отправиться вместе с ним в провинцию, где должна была выполнять функции, аналогичные функциям валиде при султане. Однако, Нурбану, как и ранее мать Селима Хюррем, не отправилась в санджак, а осталась рядом с мужем. Когда Селим стал султаном, а Мурад был переведён в Манису, Нурбану, вопреки ожиданиям, отправилась в Стамбул[9].
Вплоть до восшествия Селима на престол Нурбану оставалась его единственной фавориткой. Поскольку наличие у султана только одного сына ставило династию в сложное положение, Селим завёл ещё несколько фавориток, родивших ему по разным данным от пятерых[10] до девятерых[11] сыновей; по мнению Лесли Пирс, за восемь лет правления Селим стал отцом шестерых сыновей, один из которых умер ещё при жизни отца (предположительно это был шехзаде Мехмед, похороненный в тюрбе Хюррем-султан[12]); также известно о четырёх наложницах Селима, в конце его правления также родивших сыновей[1]. При этом он, вероятно, соблюдал принцип «одна фаворитка — один сын»[1].
Тот факт, что после восшествия Селима на престол Нурбану не родила ни одного ребёнка, может говорить о том, что она перестала быть сексуальным партнёром султана, однако она сохранила статус главной фаворитки, поскольку именно её сын был провозглашён наследником престола. После переезда в столицу положение Нурбану при дворе было сложным: ей предстояло возглавить султанский гарем, не имея влиятельных покровителей и налаженных связей. Согласно донесениям венецианских послов, в первые годы в столице авторитет Нурбану держался исключительно на любви к ней Селима[10].
Подобно своему отцу, Селим решил официально жениться. Джакомо Рагаццони в своем донесении венецианскому сенату от 1571 года писал: «Султан Амурат [Мурад, старший сын Селима] 22 лет талантлив и хорошо образован, тщательно соблюдает религиозные обряды и потому очень любим всеми и своим отцом Великим Сеньором, вопреки традициям османов. Шесть месяцев тому его отец Синьор в качестве знака любви сделал чебин, что означает, что он взял в законные жёны мать [принца], черкешенку [sic], и даровал ей приданое в размере 110 тысяч дукатов, желая обойти своего отца, который дал в приданое только 100 тысяч матери Селима»[13]. Как и свадьба Сулеймана и Хюррем, брачная церемония Селима и Нурбану никак не освещалась в османских источниках[14], что, вероятно, было вызвано противоречием подобных браков османским придворным традициям.
К концу правления Селима II Нурбану получала жалование в размере 1100 акче в день, в то время как другие фаворитки султана получали лишь сорок акче[15]; во время правления сына Нурбану получала около двух тысяч акче в день, что было самым высоким жалованьем во всей империи, в три раза превышавшим жалованье самого султана[16][7].
Мать султана
Супруг Нурбану скончался в 1574 году и на троне оказался её 28-летний сын Мурад; сама же Нурбану удостоилась титула валиде-султан и полагающихся привилегий. Она первой стала использовать этот титул официально[7]. Став матерью нового султана, Нурбану стала вести активную переписку с иностранными правителями: так долгие годы вплоть до своей смерти Нурбану регулярно посылала письма, а также обменивалась подарками с матерью французских королей Екатериной Медичи[17]. Считается, что Нурбану придерживалась провенецианской политики, а, следовательно, резко антигенуэзской; из-за этого даже ходили слухи, что её отравил генуэзский посол[18]. Мурад опирался на поддержку матери, которая пользовалась огромным авторитетом вплоть до своей смерти в 1583 году. Такое положение дел в государстве не устраивало многих и, в первую очередь, нового великого визиря Синана-пашу, занявшего пост после смерти 1580 году зятя Нурбану. Противостояние матери султана и главного визиря в государстве окончилось за год до смерти Нурбану: Синан-паша был снят с должности и выслан из столицы и, как писал венецианский посол Контарини, мать Мурада III была причастна к смещению, целью же её было посадить на этот пост своего ставленника. С окончанием противостояния матери султана и великого визиря началось новое — между матерью Мурада III и его фавориткой[19].
Как и его отец, Мурад поначалу придерживался отношений лишь с одной наложницей — Сафие, с которой в 1583 году у Нурбану случился конфликт. Нурбану изначально недолюбливала амбициозную Сафие, поскольку та не была её собственным выбором: девушка была куплена Михримах-султан, сестрой Селима, которая подарила её в 1563 году своему племяннику[20]. Нурбану советовала сыну брать других наложниц для блага династии, поскольку к 1581 году в живых оставался только один шехзаде — сын Мурада и Сафие, Мехмед[21]. Остальные сыновья, рождённые Сафие, умерли в раннем детстве, во время или вскоре после рождения. В 1583 году Нурбану обвинила Сафие в колдовстве, которое сделало Мурада импотентом, неспособным взять новую наложницу[22]; нескольких слуг Сафие арестовали и пытали[23]. Вскоре после этого сестра Мурада, Эсмехан-султан, подарила брату двух красивых рабынь, которых он принял и сделал своими наложницами. В течение последующих нескольких лет Мурад стал отцом двадцати сыновей и двадцати семи дочерей[14]. В первой половине правления Мурада количество женщин в его гареме удвоилось, превысив сотню. Для того чтобы предоставить Нурбану-султан более комфортабельные апартаменты и увеличить количество мест для проживания новых наложниц и служанок Мурад приказал перестроить и расширить покои своего гарема[24].
Смерть
Нурбану умерла в декабре 1583 года. Не получив особых почестей при жизни, она удостоилась их после смерти: Мурад III устроил матери пышные похороны, запечатлённые на одной из миниатюр Сейида Локмана в «Шехиншахнаме», ставшей единственной миниатюрой в Османской империи, на которой запечатлены похороны женщины. Султан был одним из тех, кто нёс гроб с телом валиде в мечеть Мехмеда Завоевателя, где должны были читать похоронную молитву. Выбор именно этой мечети — самой удалённой из всех султанских мечетей от дворца — был сделан осознанно: таким образом Мурад рассчитывал, что за душу его матери будет молиться большее число людей, чем это могло быть в близлежащих мечетях. Четыре дня непрерывно читался Коран, и четыре дня высокопоставленные чиновники и религиозные деятели приходили к гробу Нурбану, дабы отдать ей дань уважения. Необычным было и место захоронения Нурбану: по распоряжению Мурада III, его мать была захоронена рядом с его отцом в комплексе мечети Ая-Софья; таким образом, Нурбану стала первой наложницей султана, погребённой рядом со своим господином. Этим поступком Мурад признал свою валиде полноправным членом правящей династии, а также то, что сам он ведёт своё происхождение как от султана Селима II, так и от Нурбану-султан[25]. Погребение Нурбану изменило саму традицию захоронения членов династии, при которой султаны являлись единоличными «хозяевами» своих мавзолеев, а их потомство, жён и матерей хоронили отдельно (исключением являлась Михримах, похороненная в 1578 году рядом с отцом, что подчеркнуло её особый статус единственной дочери султана)[26].
Одной из прерогатив жён и матерей султанов считалось строительство мечетей. Мечеть Атик Валиде была заказана Нурбану знаменитому архитектору Синану и была завершена в год её смерти. Атик Валиде стала первой мечетью с двумя минаретами, построенной женщиной[25].
Киновоплощения
- В турецком сериале «Великолепный век» роль Нурбану-султан исполнила актриса Мерве Болугур[27].
Примечания
- Peirce, 1993, p. 92.
- Goodwin, 2006, p. 128.
- Heuberger, Humbert, Vyslonzil, 2001, p. 68.
- Shaw & Shaw, 1976, p. 178.
- Altınay, 2013, p. 95.
- Uluçay, 2011, p. 68.
- Финкель, 2012, с. 231.
- Arbel, Benjamin. Nur Banu (c. 1530-1583): A Venetian Sultana? (англ.) // Turcica. — 1992. — Vol. 24. — P. 241—259. (недоступная ссылка)
- Peirce, 1993, p. 121.
- Peirce, 1993, p. 93.
- Финкель, 2012, с. 229.
- Bahadıroğlu, 2014.
- Peirce, 1993, pp. 93—94.
- Peirce, 1993, p. 94.
- Peirce, 1993, pp. 108, 129.
- Peirce, 1993, p. 126.
- Thys-Şenocak, 2006, p. 58.
- Фрили, 2013, p. 62.
- Peirce, 1993, p. 91.
- Pedani, Maria Pia. Safiye's Household and Venetian Diplomacy // Turcica : journal. — 2000. — Т. 32. — С. 11. — ISSN 0082-6847. — doi:10.2143/TURC.32.0.460.
- Peirce, 1993, p. 95.
- Фрили, 2013, pp. 6—9.
- Pedani, Maria Pia. Safiye's Household and Venetian Diplomacy // Turcica : journal. — 2000. — Т. 32. — С. 13. — ISSN 0082-6847. — doi:10.2143/TURC.32.0.460.
- Финкель, 2012, с. 232.
- Peirce, 1993, p. 189.
- Peirce, 1993, p. 190.
- «Великолепный век» (англ.) на сайте Internet Movie Database
Литература
- Финкель, Кэролайн. История Османской империи: Видение Османа. — М.: АСТ; Астрель, 2012. — 829 с. — ISBN 978-5-17-043651-4.
- Фрили, Джон. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. — М.: Алгоритм, 2013. — ISBN 978-5-4438-0414-9.
- Altınay, Ahmed Refik. Kadınlar saltanatı. — BookCase Yayınevi, 2013. — 399 p. — ISBN 6055190028, 9786055190026.
- Bahadıroğlu, Yavuz. Osmanlı'da Şehzade Katli. — Nesil Basım Yayın Gıda Ticaret ve Sanayi A.Ş, 2014. — 256 с. — ISBN 6051622187, 9786051622187.
- Goodwin, Godfrey. The Private World of Ottoman Women. — Saqi, 2006. — 261 p. — ISBN 0863567452, 9780863567452.
- Heuberger, Valeria; Humbert, Geneviève; Vyslonzil, Elisabeth. Cultures en couleurs: l'héritage des Empires Ottoman et Austro-Hongrois en Orient et en Occident. — P. Lang, 2001. — 97 p. — ISBN 0820454036, 9780820454030.
- Peirce, Leslie P. The Imperial Harem: Women and Sovereignty in the Ottoman Empire. — Oxford: Oxford University Press, 1993. — 374 p. — ISBN 0195086775, 9780195086775.
- Shaw, Stanford J.; Shaw, Ezel Kural. History of the Ottoman Empire and Modern Turkey. — Cambridge University Press, 1976. — 368 p. — ISBN 0521291631, 9780521291637.
- Thys-Şenocak, Lucienne. Ottoman Women Builders: The Architectural Patronage of Hadice Turhan Sultan. — Aldershot: Ashgate, 2006. — 326 p. — ISBN 0754633101, 9780754633105.
- Uluçay, M. Çağatay. Padişahların Kadınları ve Kızları. — Ötüken, 2011. — 312 p. — ISBN 9754378401, 9789754378405.