Нурбану-султан

Афифе́ Нурбану́-султа́н (тур. Afife Nûr-Banû Sultan, осман. نور بانو سلطان; ок. 1525 — 7 декабря 1583) — наложница, затем жена османского султана Селима II (носила титул хасеки), мать Мурада III; первая валиде-султан периода султаната женщин.

Нурбану-султан
тур. Nurbanu Sultan
осман. نور بانو سلطان

Похороны Нурбану.
Миниатюра из «Шехиншахнаме» Сейида Локмана, 1592 год
15 декабря 1574 7 декабря 1583
Предшественник Хафса-султан
Преемник Сафие-султан

Рождение ок. 1525
Парос, архипелаг Киклада, Венецианская республика
Смерть 7 декабря 1583(1583-12-07)
Стамбул, Османская империя
Место погребения тюрбе Селима II в мечети Ая-Софья
Супруг Селим II
Дети Шах-султан, Мурад III, Эсмехан-султан, Гевхерхан-султан, Фатьма-султан
Отношение к религии ислам (суннитского толка)
 Медиафайлы на Викискладе

Нурбану предположительно происходила из двух знатных венецианских семей и была похищена османским адмиралом в возрасте двенадцати лет. Вскоре после того, как она попала в султанский гарем, Нурбану стала наложницей наследника султана Сулеймана I — шехзаде Селима. Долгие годы вплоть до восшествия Селима на османский трон Нурбану оставалась единственной фавориткой шехзаде и матерью его единственного сына — шехзаде Мурада. После восшествия на престол шехзаде Мурада Нурбану получила титул валиде и полагающиеся привилегии; кроме того, всю оставшуюся жизнь она была главным политическим советником сына. Нурбану умерла на пике своего могущества в 1583 году в Стамбуле и была похоронена рядом с мужем в мечети Ая-Софья.

Происхождение

Основной считается версия о происхождении Нурбану из двух венецианских знатных семей[1]: её отцом считается Николо Веньер, губернатор принадлежавшего Венеции греческого острова Парос и родной брат дожа Венеции Себастьяно Веньера, матерью — Виоланта Баффо. Девочка, носившая имя Сесилия Веньер-Баффо[1][2], считалась незаконнорождённой[1], поскольку её родители не состояли в браке. Кроме того, некоторые историки упоминают, что именем предполагаемой дочери Николо и Виоланты было Оливия[3].

Согласно другим версиям, Нурбану могла быть еврейкой[4][5] из семейства Наси[6] или гречанкой с острова Корфу[7][8].

Наложница наследника

В 1537 году, когда пират и адмирал Хайр-ад-дин Барбаросса захватил Парос, двенадцатилетняя[2] девочка оказалась в рабстве. В качестве рабыни она была передана Барбароссой в султанский гарем в Стамбуле[7], где стала наложницей шехзаде Селима. В 1543 году Нурбану, вероятно, сопровождала Селима в Конью, где он занял пост санджак-бея (губернатора) провинции. Здесь в 1544 году Нурбану родила первого ребёнка — дочь Шах-султан, а затем, два года спустя, сына Мурада. Как отмечает Лесли Пирс, Мурад был единственным сыном Селима, родившимся до его восшествия на престол в 1566 году[1].

Как писал венецианский посол, в бытность свою санджак-беем Селим был весьма «похотлив», однако если он и имел других наложниц, то детей в этот период рожала только Нурбану. Она стала матерью как минимум четверых детей Селима: помимо Шах и Мурада, у неё было ещё две дочери — Гевхерхан и Эсмехан, родившиеся в период между появлением на свет первой дочери и сына. Последним ребёнком Селима, рождённым до его восшествия на престол, была Фатьма-султан, появившаяся на свет примерно в 1559 году; её матерью также считается Нурбану[1].

Фаворитка султана

В 1558 году шехзаде Мурад был назначен на должность санджак-бея Акшехира. По традиции, мать шехзаде обязана была отправиться вместе с ним в провинцию, где должна была выполнять функции, аналогичные функциям валиде при султане. Однако, Нурбану, как и ранее мать Селима Хюррем, не отправилась в санджак, а осталась рядом с мужем. Когда Селим стал султаном, а Мурад был переведён в Манису, Нурбану, вопреки ожиданиям, отправилась в Стамбул[9].

Вплоть до восшествия Селима на престол Нурбану оставалась его единственной фавориткой. Поскольку наличие у султана только одного сына ставило династию в сложное положение, Селим завёл ещё несколько фавориток, родивших ему по разным данным от пятерых[10] до девятерых[11] сыновей; по мнению Лесли Пирс, за восемь лет правления Селим стал отцом шестерых сыновей, один из которых умер ещё при жизни отца (предположительно это был шехзаде Мехмед, похороненный в тюрбе Хюррем-султан[12]); также известно о четырёх наложницах Селима, в конце его правления также родивших сыновей[1]. При этом он, вероятно, соблюдал принцип «одна фаворитка — один сын»[1].

Тот факт, что после восшествия Селима на престол Нурбану не родила ни одного ребёнка, может говорить о том, что она перестала быть сексуальным партнёром султана, однако она сохранила статус главной фаворитки, поскольку именно её сын был провозглашён наследником престола. После переезда в столицу положение Нурбану при дворе было сложным: ей предстояло возглавить султанский гарем, не имея влиятельных покровителей и налаженных связей. Согласно донесениям венецианских послов, в первые годы в столице авторитет Нурбану держался исключительно на любви к ней Селима[10].

Подобно своему отцу, Селим решил официально жениться. Джакомо Рагаццони в своем донесении венецианскому сенату от 1571 года писал: «Султан Амурат [Мурад, старший сын Селима] 22 лет талантлив и хорошо образован, тщательно соблюдает религиозные обряды и потому очень любим всеми и своим отцом Великим Сеньором, вопреки традициям османов. Шесть месяцев тому его отец Синьор в качестве знака любви сделал чебин, что означает, что он взял в законные жёны мать [принца], черкешенку [sic], и даровал ей приданое в размере 110 тысяч дукатов, желая обойти своего отца, который дал в приданое только 100 тысяч матери Селима»[13]. Как и свадьба Сулеймана и Хюррем, брачная церемония Селима и Нурбану никак не освещалась в османских источниках[14], что, вероятно, было вызвано противоречием подобных браков османским придворным традициям.

К концу правления Селима II Нурбану получала жалование в размере 1100 акче в день, в то время как другие фаворитки султана получали лишь сорок акче[15]; во время правления сына Нурбану получала около двух тысяч акче в день, что было самым высоким жалованьем во всей империи, в три раза превышавшим жалованье самого султана[16][7].

Мать султана

Супруг Нурбану скончался в 1574 году и на троне оказался её 28-летний сын Мурад; сама же Нурбану удостоилась титула валиде-султан и полагающихся привилегий. Она первой стала использовать этот титул официально[7]. Став матерью нового султана, Нурбану стала вести активную переписку с иностранными правителями: так долгие годы вплоть до своей смерти Нурбану регулярно посылала письма, а также обменивалась подарками с матерью французских королей Екатериной Медичи[17]. Считается, что Нурбану придерживалась провенецианской политики, а, следовательно, резко антигенуэзской; из-за этого даже ходили слухи, что её отравил генуэзский посол[18]. Мурад опирался на поддержку матери, которая пользовалась огромным авторитетом вплоть до своей смерти в 1583 году. Такое положение дел в государстве не устраивало многих и, в первую очередь, нового великого визиря Синана-пашу, занявшего пост после смерти 1580 году зятя Нурбану. Противостояние матери султана и главного визиря в государстве окончилось за год до смерти Нурбану: Синан-паша был снят с должности и выслан из столицы и, как писал венецианский посол Контарини, мать Мурада III была причастна к смещению, целью же её было посадить на этот пост своего ставленника. С окончанием противостояния матери султана и великого визиря началось новое — между матерью Мурада III и его фавориткой[19].

Как и его отец, Мурад поначалу придерживался отношений лишь с одной наложницей — Сафие, с которой в 1583 году у Нурбану случился конфликт. Нурбану изначально недолюбливала амбициозную Сафие, поскольку та не была её собственным выбором: девушка была куплена Михримах-султан, сестрой Селима, которая подарила её в 1563 году своему племяннику[20]. Нурбану советовала сыну брать других наложниц для блага династии, поскольку к 1581 году в живых оставался только один шехзаде — сын Мурада и Сафие, Мехмед[21]. Остальные сыновья, рождённые Сафие, умерли в раннем детстве, во время или вскоре после рождения. В 1583 году Нурбану обвинила Сафие в колдовстве, которое сделало Мурада импотентом, неспособным взять новую наложницу[22]; нескольких слуг Сафие арестовали и пытали[23]. Вскоре после этого сестра Мурада, Эсмехан-султан, подарила брату двух красивых рабынь, которых он принял и сделал своими наложницами. В течение последующих нескольких лет Мурад стал отцом двадцати сыновей и двадцати семи дочерей[14]. В первой половине правления Мурада количество женщин в его гареме удвоилось, превысив сотню. Для того чтобы предоставить Нурбану-султан более комфортабельные апартаменты и увеличить количество мест для проживания новых наложниц и служанок Мурад приказал перестроить и расширить покои своего гарема[24].

Смерть

Информационная табличка в тюрбе Селима II в мечети Ая-Софья, где похоронена Нурбану

Нурбану умерла в декабре 1583 года. Не получив особых почестей при жизни, она удостоилась их после смерти: Мурад III устроил матери пышные похороны, запечатлённые на одной из миниатюр Сейида Локмана в «Шехиншахнаме», ставшей единственной миниатюрой в Османской империи, на которой запечатлены похороны женщины. Султан был одним из тех, кто нёс гроб с телом валиде в мечеть Мехмеда Завоевателя, где должны были читать похоронную молитву. Выбор именно этой мечети — самой удалённой из всех султанских мечетей от дворца — был сделан осознанно: таким образом Мурад рассчитывал, что за душу его матери будет молиться большее число людей, чем это могло быть в близлежащих мечетях. Четыре дня непрерывно читался Коран, и четыре дня высокопоставленные чиновники и религиозные деятели приходили к гробу Нурбану, дабы отдать ей дань уважения. Необычным было и место захоронения Нурбану: по распоряжению Мурада III, его мать была захоронена рядом с его отцом в комплексе мечети Ая-Софья; таким образом, Нурбану стала первой наложницей султана, погребённой рядом со своим господином. Этим поступком Мурад признал свою валиде полноправным членом правящей династии, а также то, что сам он ведёт своё происхождение как от султана Селима II, так и от Нурбану-султан[25]. Погребение Нурбану изменило саму традицию захоронения членов династии, при которой султаны являлись единоличными «хозяевами» своих мавзолеев, а их потомство, жён и матерей хоронили отдельно (исключением являлась Михримах, похороненная в 1578 году рядом с отцом, что подчеркнуло её особый статус единственной дочери султана)[26].

Одной из прерогатив жён и матерей султанов считалось строительство мечетей. Мечеть Атик Валиде была заказана Нурбану знаменитому архитектору Синану и была завершена в год её смерти. Атик Валиде стала первой мечетью с двумя минаретами, построенной женщиной[25].

Киновоплощения

См. также

Примечания

  1. Peirce, 1993, p. 92.
  2. Goodwin, 2006, p. 128.
  3. Heuberger, Humbert, Vyslonzil, 2001, p. 68.
  4. Shaw & Shaw, 1976, p. 178.
  5. Altınay, 2013, p. 95.
  6. Uluçay, 2011, p. 68.
  7. Финкель, 2012, с. 231.
  8. Arbel, Benjamin. Nur Banu (c. 1530-1583): A Venetian Sultana? (англ.) // Turcica. — 1992. Vol. 24. P. 241—259. (недоступная ссылка)
  9. Peirce, 1993, p. 121.
  10. Peirce, 1993, p. 93.
  11. Финкель, 2012, с. 229.
  12. Bahadıroğlu, 2014.
  13. Peirce, 1993, pp. 93—94.
  14. Peirce, 1993, p. 94.
  15. Peirce, 1993, pp. 108, 129.
  16. Peirce, 1993, p. 126.
  17. Thys-Şenocak, 2006, p. 58.
  18. Фрили, 2013, p. 62.
  19. Peirce, 1993, p. 91.
  20. Pedani, Maria Pia. Safiye's Household and Venetian Diplomacy // Turcica : journal. — 2000. Т. 32. С. 11. ISSN 0082-6847. doi:10.2143/TURC.32.0.460.
  21. Peirce, 1993, p. 95.
  22. Фрили, 2013, pp. 6—9.
  23. Pedani, Maria Pia. Safiye's Household and Venetian Diplomacy // Turcica : journal. — 2000. Т. 32. С. 13. ISSN 0082-6847. doi:10.2143/TURC.32.0.460.
  24. Финкель, 2012, с. 232.
  25. Peirce, 1993, p. 189.
  26. Peirce, 1993, p. 190.
  27. «Великолепный век» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Литература

This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.