Мухаммад Доного

Доного Мухаммад (Магома Доногоно Гоцинский) (1829 - 11 сентября 1889) — военачальник, управлял Койсубулинским участком сначала как наиб Шамиля, затем как наиб царской России. Офицер царской (российской) армии. Аварец по национальности.

Доного Мухаммад
Наиб Койсубулинского участка
1865 1889

Рождение 1829(1829)
аул Гоцо, Аварский округ Дагестанская область
Смерть 11 сентября 1889(1889-09-11)
Род Гоцинские
Супруга Хайбат
Дети Абдулатип и Нажмуддин
Награды

Биография

Наиб Шамиля

Мухаммад Доного родился в ауле Гоцо Аварского округа Дагестанской области. Семья Доного находилась в родстве с Аварским ханским домом, а предки были переселены из Хунзаха, столицы аварских ханов, в Гоцо для несения пограничной службы[1].

Получил обычное для того времени мусульманское образование, сочетая учебу с боевыми действиями. Участвовал в набегах вместе с Хаджи-Муратом.

Будучи последователем имама Шамиля, в одном из боёв с русскими, был ранен в ногу и взят в плен. После выздоровления пленных отпускали, если они давали клятву больше не участвовать в военных действиях. Доного Мухаммад дал письменное заверение в том, что пока он будет в заключении, не будет сражаться с русскими, а как только его выпустят, то продолжит борьбу с ними. Образованный горец произвел впечатление на царских служащих. Благодаря поручительству хунзахских родственников, служивших в царской армии, Мухаммад Доного смог поступить на российскую военную службу. Служил писарем при полковнике Лазареве и был одарен им кинжалом за верную службу. Во время службы Доного Мухаммад женится на дочери узденя из Нижнего Дженгутая — Хайбат. Несмотря на уговоры Шамиля, Мухаммад отказался возвращаться к нему.[2]

В это время под командованием Шамиля служили старшие братья Мухаммада: Хамзат (начальник сотни) и Карагишил Мухаммад. Имам потребовал от них доставить к нему Мухаммада, пригрозив в противном случае посадить их отца в яму - таким наказанием в имамате подвергались родственники изменников. Хамзат приехал к Мухаммаду и рассказал о требовании отца либо вернуть его, либо убить, как изменника. Тогда Мухаммад предложил выкрасть пушку находящеюся на крыше одного из домов в Дженгутае. Вместе с братьями и еще двумя земляками они перебили караул, спустили орудие с крыши и благополучно доставили его к Шамилю. Имам довольный таким поступком, простил Мухаммада Доного, сказав при этом, что ему нужнее мужественные войны и их отец, чем русский писарь[3].

По другой версии, которую описал в «Книге воспоминаний» зять имама Шамиля Абдурахман из Газикумуха, наиб Абакар-хаджи из Акуши организовал отряд во главе с братом Мухаммада Доного — Хамзатом, для набега на даргинский аул Охли. На окраине этого аула стояли караульные казармы с небольшой пушкой для объявления тревоги. Нападавшие убили солдата, охранявшего пушку, погрузили её на арбу и увезли. Опасаясь подозрений в соучастии этим событиям и предвидя дальнейшие осложнения по службе, Мухаммад бежал от русских. Так он и оказался у Шамиля[4].

По воспоминаниям других современников, Мухаммад Доного с женой бежал из аула Дженгутай в имамат следующим образом: ему было поручено привезти из Темир-Хан-Шуры месячное жалование для чинов пристава. Оставив себе причитающее ему жалование, остальную сумму он отправил через своих нукеров по назначению. В письме к бывшему начальнику Лазареву, Мухаммад благодарил его за хорошее отношение к себе и извинялся за побег, объясняя его тоской по Родине и преданностью религии и обычаям предков[3].

У Шамиля вначале служил кадием в ауле Буцра, затем стал пятисотенником. В конце концов имам Шамиль назначил его наибом Аракани и Гимры, вместо своего двоюродного брата Ибрагима[3]. Считался у Шамиля наиболее выдающимся авторитетом за верность в службе, храбрость и ум.[4].

В 1859 году участвует в обороне Дарго-Ведено[5].

В 1859 году имам Шамиль был осажден русскими войсками в ауле Гуниб и вынужден был сдаться на милость победителей. По просьбе царского командования наиб Мухаммад Доного участвовал в переговорах с имамом Шамилем об условиях его капитуляции. В отличие от многих других наибов, Доного Мухаммад оставался верен Шамилю до конца существования его имамата[6].

Русский советский писатель Павленко в своём художественном произведении «Кавказская повесть» описал Доного Мухаммада как предателя, указавшим русским войскам тайную тропинку на Гуниб. Но как признавался сам писатель, сведения о событиях на Гунибе, он описывал в свете Октябрьской революции, а не исторических фактов. Так контрреволюционная деятельность Нажмудина Гоцинского — сына Мухаммада Доного, послужила причиной того, что его отца превратили в антигероя[7].

Наиб царя

27 ноября 1860 года Мухаммад Доного перешел на царскую службу депутатом в Гунибский окружной суд.

В 1861 году, в чине прапорщика милиции, участвует в карательном походе генерал-майора Лазарева на Ункратль.[7].

В июне 1862 году он был назначен командиром 5-й сотни Дагестанской милиции, который командовал до 1883 года. В 1863 году участвует в подавлении Закатальского восстания под начальством командующего войсками Дагестанской области князя Меликова[7].

17 декабря 1864 года за отличие по службе получил чин подпоручика с пожизненной пенсией 200 рублей в год.

7 ноября 1865 года Мухаммад Доного был назначен Койсубулинским наибом, эту должность он занимал до конца жизни. 10 февраля 1870 года ему была пожалована дополнительная пенсия в размере 150 рублей в год[8].

15 ноября 1871 года Доного Мухаммад получил чин поручика милиции, 3 июля 1872 года был зачислен в армейскую кавалерию, 17 ноября 1875 года он стал штабс-ротмистром[8].

Весной 1877 года на территории Чечни и Дагестана вспыхнуло восстание под руководством Алибека-Хаджи Алдамова. Мухаммад Доного в составе особого Дагестанского отряда под командованием князя Александра Давыдовича Накашидзе, начальника Аварского округа, участвовал в боях с повстанцами[9].

За заслуги в боях с мятежниками 3-5 октября 1877 года у селения Леваши Мухаммад Доного был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени.

В октябре 1877 года Мухаммад Доного участвовал во взятии аула Цудахара. Затем он был отправлен генералом Л. И. Меликовым на Ирганайскую гору, где убедил жителей Койсубу отделиться от мятежников и просить пощады у русского командования.

1-3 ноября 1877 года Мухаммад Доного участвовал во взятии царскими войсками аула Согратль, последнего оплота восставших и родины имама Мухаммада-Хаджи. Имам Мухаммад-Хаджи со своими приверженцами прибыл к Мухаммаду Доного с просьбой о пощаде, что свидетельствует о его авторитете среди горцев и царского командования[10].

В награду за участие в делах против восставших горцев в Терской области в июле-августе 1877 года Доного Мухаммад был награждён Орденом Святого Владимира 4-й степени.

17 ноября 1879 года он переведён в Лейб-гвардии Казачий Его Величества полк, 16 января 1880 года «за отлично-усердную службу» ему был пожалован участок земли под названием Игишты (90 десятин 980 кв. саженей).

16 октября 1880 года он был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени, 6 декабря 1882 года — орденом Святого Анны 2-й степени, а 30 августа 1886 года — был произведён в ротмистры.

В 1888 году российский император Александр III Александрович с царицей Марией Федоровной, наследником престола Николаем Александровичем и великим князем Георгием Александровичем посетил Кавказ. Во время этого визита Доного Мухаммаду был пожалован перстень с рубином и бриллиантом «за отличную службу и преданность правительству, а также в память посещения Их Величеств Кавказа». Из наград Доного Мухаммад имел ещё медаль в память Русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

11 сентября 1889 года Доного Мухаммад скончался от болезни и «Высочайшим приказом о чинах военных от 7 ноября 1889 года за смертью исключен из списков».

После смерти Доного Мухаммада военный губернатор Дагестанской области генерал-лейтенант князь Н. З. Чавчавадзе в рапорте от 27 апреля 1890 года на имя генерала от кавалерии С. А. Шереметева дал высокую оценку деятельности Гоцинского:

«Ротмистр Магома Доногоно Гоцинский происходил из видной узденской семьи. Он представлял собой в Дагестане историческую личность и обращал на себя особое внимание начальства; не без основания пользовался он среди населения известностью как ученый со знанием арабского языка, и это обстоятельство всегда выделяло его из массы местного населения; на него даже обращено было внимание Шамиля, умевшего выбирать себе сподвижников, и разными искусственными мерами он успел привлечь его к себе на службу и сделать его своим наибом»[11].

Доного Мухаммад был зажиточным землевладельцем, но на все имущество имел соответствующие документы, как частный собственник. Сыновья Абдулатип и будущий муфтий Северного Кавказа Нажмудин, получили хорошее образование[12]. В последующем большевики часто будут использовать состояние оставленное Мухаммадом Доного в наследство сыновьям, против Нажмудина Гоцинского, описывая того помещиком и барановодом.

Семья и дети

Был женат на Хайбат, дочери узденя Раджаба из аула Нижний Дженгутай, от которой у него была двое сыновей:

См. также

Примечания

Литература

  • Хаджи Мурад Доного. Победит тот, кто владеет Кавказом. Миниатюры Кавказской войны 1817—1864 гг. М.: Яуза, Эксмо, 2005. — 384 с. — (Бунич, 500-летняя война). — ISBN 5-699-14269-X.
  • Хаджи Мурад Доного. Нажмуддин Гоцинский. Махачкала: ДГПУ, 2011. — 557 с. — ISBN 9785997201043, 599720104X.
  • Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / Дагестанский научный центр РАН, перев. с арабского М. С. Саидова. — Махачкала: Дагкнигиздат, 1997. — 838 с. — (Памятники письменности Дагестана).
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.