Курляндский котёл

Курля́ндский котёл (также Курляндский загон, Курляндская крепость или блока́да Курляндской группировки войск) сложился осенью 1944 года, когда западная часть Латвии (исторически известная как Курляндия) оставалась под оккупацией германских войск (остатки группы армий «Север»), но они оказались зажаты между двумя советскими фронтами по линии Тукумс — Лиепая. Это окружение не являлось «котлом» в полной мере — немецкая группировка не была блокирована с моря и имела достаточно свободное сообщение с основными силами Вермахта.

Курляндский котёл
Основной конфликт: Великая Отечественная
Дата 10 октября 194410 мая 1945
Место Латвийская ССР
Итог Капитуляция немецкой армии
Противники

 Нацистская Германия

 СССР

Командующие

Ф. Шёрнер
Л. Рендулич
К. Хильперт #
В. Крюгер

Л. Говоров
И. Баграмян

Силы сторон

Группа армий «Курляндия»,
3-я танковая армия.
Латышский легион
Итого: около 400 тыс. чел. к середине октября 1944 г.

 СССР 1-й Прибалтийский фронт, 2-й Прибалтийский фронт: 429 тыс. солдат и офицеров

Потери

С октября по декабрь 1944: 25 тыс.
(убитые, пропавшие без вести, раненые);
С декабря 1944 по май 1945 точных данных о потерях нет; известно, что с учётом эвакуированных с плацдарма (в т.ч., раненых солдат), к моменту капитуляции, в «котле» находилось ок. 250 тысяч солдат и офицеров.

30,5 тыс. убито
130 тыс. ранено
(данные на период с 16 февр. по 9 мая 1945)

    Вплоть до капитуляции Германии 8 мая 1945 года велись ожесточённые бои (некоторые населенные пункты переходили из рук в руки по несколько раз) с целью ликвидации «котла», но продвинуть линию фронта удалось лишь на несколько километров вглубь. Отдельные боевые действия прекратились только после 23 мая 1945 года, намного позже официальной капитуляции Германии[1].

    Образование Курляндского котла

    Первую попытку заблокировать группу армий Север в Курляндии советские войска 1-го Прибалтийского фронта предприняли летом 1944 года в ходе Шяуляйской операции, когда 27 июля был взят Шяуляй, а 31 июля — Елгава.

    Вторая попытка была предпринята осенью 1944 года, когда в ходе Мемельской операции 10 октября 1944 года части советской 51-й армии вышли к Балтийскому морю севернее Паланги (Клайпедский уезд, Литва). Таким образом, немецкая группа армий «Север» (16-я и 18-я армии) была окончательно отрезана от группы армий «Центр».

    В этот же день четыре советские армии (1-я ударная, 61-я, 67-я, 10-я гвардейская) попытались с ходу взять Ригу. Однако немецкая 16-я армия оказала ожесточённое сопротивление, уступив восточную часть Риги 13 октября, а западную — 15 октября.

    Площадь Курляндского котла составляла 15 тысяч км². Через порты Лиепая и Вентспилс осуществлялась коммуникация с остальной Германией. Армейская группировка немцев держалась в районе 250 тыс. солдат и офицеров, разделенных на две армии. Общее командование курляндской группировкой осуществлял Карл Август Гильперт. С точки зрения немецкого командования Курляндский котел представлял собой плацдарм[2].

    Линия соприкосновения советско-германских войск (с 18 октября 1944 года) проходила по черте Тукумс-Лиепая и составляла 200 км.

    Попытки ликвидации котла

    с. Бунка. Одно из мест капитуляции германской армии

    Известно о пяти серьёзных попытках наступления советских войск с целью ликвидации Курляндской группировки, все они оказались неудачными[3].

    Первая попытка пробить линию обороны немцев была предпринята с 16 по 19 октября 1944 года, когда сразу после создания «котла» и взятия Риги Ставка Верховного Главнокомандования приказала 1-му и 2-му Прибалтийским фронтам немедленно ликвидировать Курляндскую группировку немецких войск. Успешнее других советских армий действовала 1-я ударная армия, наступавшая на побережье Рижского залива. 18 октября она форсировала реку Лиелупе и овладела населённым пунктом Кемери, но на следующий день была остановлена немцами на подступах к Тукумсу. Остальные советские армии продвинуться не смогли из-за яростного сопротивления немцев, переходивших в контратаки.
    Вторая битва за Курляндию проходила с 27 по 31 октября 1944 года. Армии двух Прибалтийских фронтов вели бои на рубеже Кемери — Гардене — Лецкава — южнее Лиепая. Попытки советских армий (6 общевойсковых и 1 танковая армии) прорвать немецкую оборону принесли лишь тактические успехи. К 1 ноября наступил кризис: большая часть личного состава и наступательной техники вышла из строя, боеприпасы были израсходованы[4].

    Советский ультиматум

    Третья попытка пробить линию фронта была предпринята с 21 по 25 декабря 1944 года. Острие удара советских войск приходилось на город Лиепаю. По сообщениям немецкой стороны, советская сторона в январе в Курляндии потеряла до 40 тыс. солдат и 541 танк.

    Четвёртая попытка пробить линию фронта была предпринята с 23 января по 30 января 1945 года. 1-й Прибалтийский фронт силами 6-й гвардейской и 51-й армий начал наступательную операцию, целью которой было перерезать железнодорожные линии Приекуле-Лиепая и Елгава- Лиепая, являвшиеся основными коммуникациями южно-лиепайской группировки, не допуская её отхода в порт Лиепая. Однако ликвидировать приекульскую и скуодасскую группировки противника и перерезать железнодорожные линии не удалось. К исходу месяца войска фронта прекратили наступление и приступили к закреплению позиций на достигнутых рубежах.

    Пятая битва за Курляндию (Приекульская операция) (20 февраля — 28 февраля 1945 года).
    Наступательная операция 2-го Прибалтийского фронта ставила своей задачей наступать на Приекуле, разбить вражескую группировку и овладеть рубежом реки Бартува. В дальнейшем предполагалось развить наступление и захватить Лиепаю, с тем чтобы лишить противника возможности использовать лиепайский порт. 16 февраля 1-й ударной армией и частью сил 22-й армии был нанесён вспомогательный удар на правом крыле фронта. 20 февраля в наступление перешла главная группировка фронта (6-я гвардейская армия и часть сил 51-й армии)[5] После сильной артиллерийской подготовки и нанесения бомбовых ударов фронтовой авиацией, была прорвана линия фронта в районе Приекуле частями 6-й гвардейской и 51-й армиями, которым противостояли 11-я, 12-я 121-я и 126-я пехотные дивизии германской 18-й армии. В первый день прорыва удалось пройти с тяжелейшими боями не более 2-3 км. Утром 21 февраля правофланговыми частями 51-й армии был занят Приекуле, продвижение советских войск составило не более 2-х км. Основу обороны противника составляли танки, врытые в землю по башню. По воспоминаниям генерала М. И. Казакова[6], разбить вражеские танки могли только бомбовыми ударами и крупнокалиберными орудиями, боеприпасов к которым катастрофически не хватало. Сопротивление противника нарастало, в бой вводились свежие дивизии второго и третьего эшелона, в том числе «курляндская пожарная команда» — 14-я танковая дивизия, потрёпанную 126-ю пехотную дивизию 24 февраля сменила 132-я пехотная дивизия[7] и германским войскам удалось остановить продвижение советских войск. 28 февраля 1945 года операция была прервана.

    Вечером 28 февраля соединения 6-й гвардейской и 51-й армий, усиленные 19-м танковым корпусом, расширили прорыв в обороне противника до 25 километров и, продвинувшись в глубину на 9-12 километров, вышли к реке Вартава. Ближайшая задача армиями была выполнена. Но развить тактический успех в оперативный и прорваться к Лиепае, до которой оставалось около 30 километров, сил не было[8].

    Шестая битва за Курляндию проходила с 17 по 28 марта 1945 года.
    К югу от города Салдус утром 17 марта советскими войсками была предпринята последняя попытка прорвать линию обороны немцев. К утру 18 марта продвижение войск происходило двумя уступами, вглубь обороны противника. Несмотря на то, что некоторые подразделения добились значительного успеха, часть из них затем была отведена назад. Это произошло из-за начала их окружения противником, как это случилось с 8-й и 29-й гвардейскими стрелковыми дивизиями в районе населённого пункта Дзени. 25 марта 8-я (Панфиловская) дивизия была взята в кольцо окружения противником, затем в течение двух дней вела тяжелейшие бои. Лишь 28 марта советское соединение, прорвав кольцо окружения, вышло к своим частям.

    1 апреля 1945 г. из расформированного 2-го Прибалтийского фронта в состав Ленинградского фронта передана часть войск (в том числе 6-я гвардейская армия, 10-я гвардейская армия, 15-я воздушная армия) и на него была возложена задача по продолжению блокады курляндской группировки войск противника.

    10 мая, уже после капитуляции Германии, была принята очередная попытка сломать оборону Курляндии[9], после чего были заняты несколько населённых пунктов, и некоторые немецкие части начали сдаваться в плен.

    Список частей, принимавших участие в боях: (1-я и 4-я ударные, 6-я и 10-я гвардейские, 22-я, 42-я, 51-я армии, 15-я воздушная армия — всего 429 тыс. человек). Курляндская группировка немцев составляла менее 30 дивизий неполного состава, всего около 230 тыс. человек в последней фазе сражений.

    Партизанское движение в Курляндском котле

    Памятник погибшим жителям села Злекас, 2012 г.

    После образования Курляндского котла германские войска столкнулись с достаточно сильным партизанским сопротивлением. В труднопроходимых лесных массивах действовали небольшие мобильные вооружённые отряды, состоящие из заброшенных в тыл советских военных, бывших военнослужащих РККА, бежавших из немецкого плена и местного населения, сочувствующего советской власти.

    Другую их часть составили дезертиры из вспомогательных частей Вермахта и Латышского легиона СС. Советский разведчик Карлис Янович Мачиньш, заброшенный советским командованием в центр котла, сумел собрать и объединить разрозненные группы в один отряд, получивший название «Саркана булта» (Красная стрела). Командиром отряда, численность которого колебалась в пределах 250—300 бойцов, был назначен бывший немецкий полицейский из Даугавпилса — Владимир Семёнов, а после его смерти — Виктор Столбов. Через некоторое время отряд пополнился легионерами из группы генерала Курелиса.

    Успешные действия партизан спровоцировали немцев на репрессии по отношению к части мирного населения. Так, по обвинению в сотрудничестве с партизанами в местечке Злекас карателями были расстреляны 160 мирных жителей. Партизаны успешно совершали диверсии против немцев, передавали разведывательные данные для наводки советских бомбардировщиков на военные цели[10].

    Движение за восстановление независимости Латвии

    Эвакуация из Вентспилса.
    19 октября 1944 г.

    Часть жителей Латвии противостояла как советской, так и немецкой оккупации и стремились к восстановлению независимости своей страны[11]. Для этого 13 августа 1943 года в подполье представителями крупнейших довоенных политических партий Латвии был создан Латвийский Центральный Совет. 17 марта 1944 года 189 латвийских политических лидеров и общественных деятелей подписали «Меморандум Латвийского Центрального Совета»[12], в котором было заявлено о необходимости незамедлительного восстановления фактической независимости Латвийской Республики и создания латвийского правительства. Несмотря на гонения Гестапо, с 10 марта 1944 г. в Елгаве начала выходить газета ЛЦС — «Новая Латвия» («Jaunā Latvija»).

    8 сентября 1944 года на заседании Латвийского Центрального Совета в Риге приняли «Декларацию о восстановлении независимой Латвийской республики».

    С наступлением советских войск развернулась деятельность в Курземе. Генерал Курелис возглавил военную комиссию ЛЦС и установил связь со Швецией. Также 10 мая 1945 года с немецким командованием велись переговоры о восстановлении независимости в Курляндии. На это немцы не согласились, но позволили латвийским воинам не сложить оружие. Активистам движения на рыбацких лодках за это время удалось переправить с курземского берега на остров Готланд более 3500 беженцев[13].

    Послевоенным репрессиям НКГБ подверглись и активисты ЛЦС, не оказывавшие сопротивления советской власти[14]. Их судили с формулировкой «сторонник восстановления буржуазного строя при поддержке империалистических государств», и они получили различные сроки заключения[15].

    Капитуляция

    Нашивка 563-й дивизии, состоявшей в группе армий «Курляндия»

    Ожесточённые бои шли, с небольшими перерывами, до 9 мая 1945 г., когда стало известно о капитуляции Германии. Ни на одном участке фронта от Тукумса до Лиепаи советским войскам не удалось продвинуться больше, чем на несколько километров. Лиепая была занята советскими войсками только 9 мая 1945 года[16].

    10 мая 1945 года, узнав о капитуляции Германии, капитулировала и Курляндская группировка во главе с генералом Гильпертом (70 тысяч человек)[17]. Накануне 9 мая большая группировка солдат (до 20 тысяч) морем эвакуировалась в Швецию[18]. Только 10 мая советские войска вошли в города Валдемарпилс, Вентспилс, Гробиня, Пилтене[19]. Первая статья о Курляндии в советской прессе появилась 12 мая[20].

    Многочисленные группы немцев попытались скрыться, некоторые из них даже пытались прорваться в Восточную Пруссию. Например, 22 мая 1945 года 300 солдат в эсэсовской форме, строем под знаменем 6-го армейского корпуса СС, во главе с командиром корпуса — обергруппенфюрером СС Вальтером Крюгером — пытались достичь Восточной Пруссии. Отряд был настигнут красноармейцами и уничтожен. Вальтер Крюгер застрелился[21]. Разрозненные части оказывали сопротивление советским войскам в Курляндском котле до июля[22]. Последний катер с беженцами отплыл на Готланд 30 октября 1945 года[23].

    Потери советских войск в боях в Курляндии с 16 февраля по 9 мая 1945 составили 30,5 тысяч убитыми и 130 тысяч ранеными.

    См. также

    Примечания

    1. Именной список безвозвратных потерь 423 стрелкового полка 166 стрелковой дивизии за период с 18 по 28 мая 1945 года
    2. Советско-германская: сражение в Курляндии в 1944—1945 гг.
    3. Franz Kurowski. Bridgehead Kurland : the six epic battles of Heeresgruppe Kurland. — J.J. Fedorowicz, Winnipeg 2002. ISBN 0921991665
    4. Казаков М. И. А мы с тобой, брат, из пехоты… — Рига: Лиесма, 1979. — С. 210.
    5. Сандалов Л. М. После перелома. — М.: Воениздат, 1983.
    6. Казаков М. И. Над картой былых сражений. — М.: Воениздат, 1971. — С. 265.
    7. Франц Куровски. Котёл смерти в Курляндии. — М.: Центрполиграф, 2010. — С. 201. — ISBN 5227023395
    8. Сандалов Л. М. После перелома. — М.: Воениздат, 1983.
    9. Шелякин А. А. Воспоминания командира 148-го стрелкового полка 224-й стрелковой Гатчинской Краснознаменной дивизии
    10. Францис Рекшня, Харий Галинь «Спартак в Курземе» — Liesma, Rīga 1981. (Рассказы об истории)
    11. Гюнтер Конев. «Вторая война за Пыталово» — Вести Сегодня 12.06.2013.
    12. Меморандум Латвийского Центрального Совета
    13. «Курляндские лодки беженцев» (латыш.)
    14. Выдержка из протокола допроса А.Клибикя НКГБ Латвийской ССР Архивная копия от 4 ноября 2016 на Wayback Machine, 7 декабря 1945 года
    15. Игорь Ватолин «Почему власть игнорирует Латвийский центральный совет?»
    16. История города Лиепая
    17. «Два дня не ничего происходило. Затем появились советские офицеры и проводили нас в двухэтажные здания. Мы провели ночь в тесноте на соломенных матрасах. Ранним утром 11 мая мы были построены по сотням, считай, как старое распределение по ротам. Начался пеший марш в плен.»
    18. Курляндский котёл — ошибка, помноженная на глупость
    19. Это моя война: сегодня советские войска освободили Вентспилс
    20. «Третья сестра возвращается». — «Cīņa», 12 мая 1945 года (латыш.)
    21. «Бой после Победы» www.aif
    22. Девять из 237 в братском кладбище города Айзпуте
    23. Мара Страутмане, Пётр Ининьберг «Беженцы в лодках на берега Швеции» — «Latvietis», Nr. 364, 2015. (латыш.)

    Литература

    • «История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941—1945». — Воениздат, Москва 1962. (том 4)
    • «Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование». — Москва 2001. ISBN 5224015154
    • Павло Автомонов «В Курляндском котле». — Воениздат, Москва 1955.
    • Вишняков Иван А. «На крутых виражах». — Воениздат, Москва 1973.
    • Меморандум Латвийского Центрального Совета — Рига, 17 марта 1944 года
    • Бидерман Готтлоб Херберт «В смертельном бою». — Центрополиграф, Москва 2005. ISBN 5952415946
    • Бидерман Г. «В смертельном бою. Воспоминания командира противотанкового расчета». — Центрополиграф, Москва 2005. ISBN 5952415946 (Глава 10. Курляндия: последний фронт)
    • Вильгельм Липпих «Беглый огонь! Записки немецкого артиллериста 1940—1945». — Яуза-Пресс, Москва 2009. ISBN 5995500414
    • Вишняков И. А. «На крутых виражах». — Воениздат, Москва 1973. (Глава тринадцатая. Конец курляндской группировки)
    • Франц Куровски «Котел смерти в Курляндии : хроника сражений группы армий „Север“ 1944—1945». — Центрполиграф, Москва 2010. ISBN 5227023395
    • Franz Kurowski «Bridgehead Kurland : the six epic battles of Heeresgruppe Kurland». — J.J. Fedorowicz, Winnipeg 2002. ISBN 0921991665
    • Clemens Maria Franz von Bönninghausen «Kampf und Ende rheinisch-westfälischer Infanteriedivisionen 1941—1945». — Coesfeld 1980.
    • Klaus Pape «329. Infanterie-Division Cholm-Demjansk-Kurland; die „Hammer-Division“ ; Weg und Einsatz einer „Walküre“ — Division des Heeres 1942—1945». — Militaer-Verlag, Scherzers 2007. ISBN 3938845104
    • Siegfried Lenz «Ein Kriegsende». — Hoffmann und Campe, Hamburg 1984. ISBN 3455042120 (Erzählung, die unter anderem den Krieg in Kurland behandelt.)
    • Werner Haupt «Heeresgruppe Nord». — Podzun, Bad Nauheim 1966.
    • Werner Haupt «Kurland, die vergessene Heeresgruppe: 1944/1945». — Podzun-Pallas Verlag, Friedberg 1979.
    • Werner Haupt «Leningrad, Wolchow, Kurland: Bildbericht der Heeresgruppe Nord 1941—1945». — Podzun-Pallas Verlag, Friedberg 1976. ISBN 3790900567
    • Dallas, Gregor «1945: the war that never ended». — University Press, Yale, 2005. ISBN 0300109806
    • McAteer, Sean «500 Days: The War in Eastern Europe, 1944—1945». — Red Lead Press, 2009. ISBN 1434961591

    Ссылки

    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.