Донбасско-Ростовская стратегическая оборонительная операция

Донба́сско-Ростовская стратегическая оборонительная опера́ция (29 сентября — 16 ноября 1941 года) — оборонительная операция Южного фронта и левого крыла Юго-Западного фронта Красной армии на территории Донбасса во время Великой Отечественной войны. В ходе неё были проведены Донбасская и Ростовская фронтовые оборонительные операции

Донбасско-Ростовская стратегическая оборонительная операция 1941 года
Основной конфликт: Великая Отечественная война
Дата 29 сентября — 16 ноября 1941
Место Донбасс
Итог Поражение Красной Армии, срыв немецкого плана овладения Ростовом
Противники

СССР

Нацистская Германия
Румыния
Италия
Венгрия

Командующие

С. К. Тимошенко
Д. И. Рябышев
Я. Т. Черевиченко

Герд фон Рундштедт
Эвальд фон Клейст
Эрих фон Манштейн

Силы сторон

541 600 человек

неизвестно

Потери

143 313 чел. — безвозвратные,
17 263 чел. — санитарные[1]

известны только по немцам: 3 454 убитых, 660 пропавших без вести, 13 113 раненых[2]

    Силы сторон

    К концу сентября 1941 подступы к Донбассу обороняли:

    Общее руководство войсками осуществлял главнокомандующий войсками Юго-Западного направления Маршал Советского Союза С. К. Тимошенко. В состав этих войск входили 23 стрелковые дивизии, 5 кавалерийских дивизий, 6 танковых бригад, 1 укреплённый район.

    Противостоящие силы вермахта — войска группы армий «Юг» (командующий генерал-фельдмаршал Герд фон Рундштедт):

    В их состав входили 18 пехотных дивизий, 3 танковые дивизии, 10 различных бригад. Румынские, итальянские и венгерские войска оперативно подчинялись командующим тех немецких армий, в полосе которых они действовали.

    Превосходство в пользу немецких и союзных им войск было в людях в 2 раза, в авиации в 2 раза, в артиллерии и миномётах в 3 раза.

    Предшествующие события и планы сторон

    К концу сентября 1941 года советские войска в ходе Тираспольско-Мелитопольской оборонительной операции были отброшены с большими потерями на рубеж Молочный лиман — Никополь — Запорожье — Днепропетровск — Красноград, где приводили себя в порядок и сооружали оборонительные рубежи. Их общая численность составляла 541 600 человек. Директивой Ставки Верховного Главнокомандования от 22 сентября 1941 года им предписывалось создать устойчивую оборону и выделить резервы[3]. Но и в этой ситуации Ставка ВГК требовала от фронта активных наступательных действий. Выполняя эти требования, практически все армии фронта проводили в конце сентября частные наступательные операции, с весьма ограниченным успехом или вообще без них, но неся при этом существенные потери.

    Немецкое командование запланировало нанести главный глубокий рассекающий удар силами 1-й танковой группы из района севернее Днепропетровска в направлении Азовского моря (на город Осипенко). Вспомогательный удар наносили 11-я немецкая (из района Никополя) и 3-я румынская армия (по побережью Азовского моря). Соединившись, эти группировки должны были уничтожить главные силы Южного фронта. 17-я армия обеспечивала фланг наступавшей ударной группировки, имея задачей разгромить 6-ю советскую армию. После уничтожения Южного фронта немецкие войска должны были развивать наступление на Ворошиловград (17-я армия) и на Ростов-на-Дону (1-я танковая группа). В пользу немецких войск были общее превосходство в силах и в технике, а также умелая концентрация наиболее мобильных и подготовленных сил на направлении главного удара (практически вся 1-я танковая группа — 350 танков — переходила в наступление на фронте всего в 25 километров)[4]. Сосредоточение 1-й танковой группы на этом участке советская разведка установить не смогла, поэтому удар всей этой армады пришелся на позиции двух стрелковых дивизий, укомплектованных после предыдущих боёв менее чем на 50 % личным составом и практически без артиллерии.

    Ход операции: первый этап

    29 сентября немецкие войска перешли в наступление. Главный удар был нанесён в стык между Юго-Западным и Южным фронтами в районе города Новомосковск. В тот же день перешли в наступление войска и на вспомогательных направлениях. Быстро прорвав слабую советскую оборону, немецкая 1-я танковая армия устремилась в прорыв. Пройдя за 9 суток свыше 200 километров, 7 октября севернее Осипенко 1-я танковая армия соединилась с мобильными частями 11-й армии. Командование Южного фронта предприняло усилия по выводу своих войск из наметившегося грандиозного «котла», доложив об этом в Ставку ВГК и получив 3 октября соответствующее разрешение[5]. 12-я армия 4 октября оставила Запорожье и отошла на рубеж Павлоград, Васильковка, Гавриловка. Но основные силы 18-й армии и часть сил 9-й армии попали в окружение севернее Осипенко (в целом до 6 дивизий[6]). Командование окружённой группировкой возглавил командующий 18-й армией А. К. Смирнов. Эта группа сражалась до 10 октября, когда командующий погиб в бою при ночной попытке прорыва. В этот день её основные силы были рассечены на части и прекратили организованное сопротивление.

    Потери советских войск были велики. В немецкой прессе было сообщено о захвате в плен 100 000 бойцов РККА, 212 танков и 672 орудия[7]. Однако непосредственный участник тех событий Эрих фон Манштейн в своих мемуарах указал меньшие данные: «Мы захватили круглым счётом 65 тысяч пленных, 125 танков и свыше 500 орудий»[8].

    5 октября были сняты с должностей командующий войсками Южного фронта Д. И. Рябышев и член Военного Совета А. И. Запорожец[9]. Командующим войсками фронта был назначен Черевиченко[10].

    В то же время отставание немецких пехотных частей от танковых группировок не позволили немецкому командованию создать сплошной фронт окружение. Основные силы 9-й и 12-й армий, а также часть сил 18-й армии сумели прорваться через разрозненные боевые порядки противника. Ставка Верховного Главнокомандования передала 7 октября Южному фронту 5 стрелковых дивизий[11] и потребовала к 13 октября создать устойчивую линию фронта по рубежу реки Миус. Также был создан Таганрогский боевой участок (3 стрелковые дивизии). На севере 6-я армия с боями отошла к 11 октября на 25-30 километров, сумев сковать основные силы 17-й немецкой армии.

    Но немецкое командование действовало оперативно: уже с 9-10 октября основные силы стали переносить главный удар на восток, стремясь не позволить советским войскам закрепиться. 1-я немецкая танковая армия сразу была перенацелена на ростовское направление и уже к исходу 13 октября вышла в район Таганрога. Там 11 октября советское командование спешно создало Таганрогскую оперативную группу в составе 3-х стрелковых и 3-х кавалерийских дивизий, двух военных училищ и полка НКВД (командир генерал-лейтенант Ф. Н. Ремезов), которой в тяжёлых боях удалось сдержать немецкое наступление[12].

    14 октября 9-я армия и Таганрогский боевой участок (войска Южного фронта) нанесли контрудар в районе Таганрога по передовым частям противника. В этот день они потеснили передовые части противника на 10-15 километров. Но к исходу того же дня в бой с ходу были брошены подошедшие главные силы 1-й немецкой танковой армии. Слабо подготовленные советские войска начали спешный отход, и на их плечах немецкие войска к ночи ворвались в Таганрог (после уличных боёв окончательно захвачен противником 17 октября). К началу ноября войска правого крыла Южного фронта (12-я армия) по приказу Ставки ВГК отошли на рубеж Красный Лиман, Дебальцево, а войска его левого крыла (18-я и 9-я армии) под давлением превосходящих сил немцев — на рубеж Дебальцево — Красный Луч — Большекрепинская — Хапры, где заняли оборону. Донбасская оборонительная операция была завершена.

    Ход операции: второй этап

    Немецкое командование желало максимально использовать достигнутые результаты: пока наспех созданная оборона советских войск в целом была слабой, после короткой перегруппировки и подтягивания тылов был шанс возобновить успешное наступление. Вместе с тем, встретив упорное сопротивление на кратчайшем пути к Ростову-на-Дону (через Таганрог), фон Рундштедт решил перебросить 1-ю танковую армию севернее и нанести глубокий охватывающий удар на Ростов через Дьяково — Шахты — Новочеркасск. При этом он планировал не только захватить Ростов-на-Дону, но и окружить и уничтожить части 9-й и 56-й отдельной армии генерал-лейтенанта Ф. Н. Ремезова (была переброшена с Северного Кавказа и спешно занимала оборону вокруг Ростова-на-Дону). Вспомогательный удар наносился на Ворошиловград силами 17-й немецкой армии и итальянского корпуса.

    Советское командование с помощью авиационной разведки своевременно установило переброску 1-й танковой армии из района Таганрога на север. На участке её предполагаемого прорыва спешно сосредотачивались большие силы артиллерии и строилась единая система противотанковых опорных пунктов. Ставка Верховного Главнокомандования передало войскам Юго-Западного фронта из своего резерва 37-ю армию (командующий генерал-майор А. И. Лопатин), которая должна была ударом по северному флангу разгромить 1-ю немецкую танковую армию, но ей прибытие и завершение сосредоточения в районе Каменска-Шахтинского должно было завершиться к середине ноября. До этого времени войска Южного фронта были обязаны отражать немецкое наступление и всемерно ослаблять немецкие танковые группировки.

    5 ноября 1941 года немецкие войска возобновили наступление. Началась Ростовская оборонительная операция. Главный удар наносился по правому флангу 9-й советской армии, где его и ожидали. Сражение с самого начала приняло крайне ожесточённый характер, но оно уже не имело ничего общего с событиями месячной давности. Немецкие танки медленно «прогрызали» советскую оборону, по ним наносили удары значительные силы авиации, по флангам противника 6 и 7 октября были нанесены сильные контрудары. В итоге, за первые 6 суток наступления максимальное продвижение немецких войск составило всего 30 километров.

    В этой ситуации Рундштетд приказал Клейсту отказаться от глубокого обхода Ростова и атаковать город с севера, через Кутейниково — Большие Салы, перенося удар по полосе обороны 56-й советской армии. Выполняя этот приказ, с 11 по 16 ноября Клейст сумел продвинуться с непрерывными боями ещё на 25 километров, а на вспомогательных направлениях немецкое продвижение ограничилось от 5 до 15 километров. Попытка 13-й немецкой танковой дивизии атаковать вдоль железной дороги Таганрог — Ростов-на-Дону была отбита. Прорвать советскую оборону немецкие войска уже не могли. Большие потери в танках подорвали боеспособность 1-й танковой армии.

    К исходу 16 ноября 37-я армия и ударные группировки иных армий заняли исходные рубежи для перехода в контрнаступление. В этот день Ростовская оборонительная операция завершилась. С 17 ноября Красная Армия начала Ростовскую наступательную операцию.

    Итоги операции

    На начальном этапе операции, в начале октября 1941 года, советские войска Южного фронта потерпели сокрушительное поражение с тяжелыми потерями. Немецкие войска продвинулись в короткий срок от 150 до 300 километров, захватили юго-западную часть Донбасса и вышли на подступы к Ростову-на-Дону. Причина успеха немецкого наступления: правильный выбор времени операции, создание мощных ударных группировок, нанесение ударов в стык советских фронтов.

    Однако на втором этапе советские войска создали устойчивую оборону и сорвали план захвата Ростова-на-Дону и дальнейшего немецкого наступления на Кавказ. Войска немецкой 1-й танковой армии понесли потери и оказались в невыгодном оперативном положении, что обусловило их дальнейшее поражение. Особо положительную роль на этом этапе сыграли массирование сил советской артиллерии и авиации на танкоопасных направлениях и создание единой противотанковой обороны.

    Потери советских войск за время операции составили 143 313 человек безвозвратных потерь (убитые и умершие от ран, но наиболее значительная часть — пленными в октябрьских боях), 17 263 человек — санитарных потерь.

    Потери немецких войск составили 17 227 человек, из которых 3 454 человека убитыми, 660 пропавших без вести, 13 113 раненых. Потери румынских, итальянских и венгерских войск в этой операции не известны.

    Примечания

    1. Россия и СССР в войнах XX века
    2. Михаил Жирохов. Битва за Донбасс. Миус-фронт. 1941—1943. — М.: Центрполиграф, 2011. — С. 352. — ISBN 978-5-227-02674-3
    3. Директива Ставки ВГК № 002235 от 22 сентября 1941 года командующему войсками Южного фронта о временной отмене операции по установлению сообщения с Крымом и укреплении обороны.//Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. Т. 16 (5-1). — М., 1996. — Стр.198.
    4. Михаил Жирохов. Битва за Донбасс. Миус-фронт. 1941—1943. М.: Центрполиграф, 2011. — ISBN 978-5-227-02674-3.
    5. Директива Ставки ВГК от 3 октября 1941 года командующему войсками Южного фронта об отводе войск. // Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. Т. 16 (5-1). — М.: Терра, 1996. — С. 218—219.
    6. Согласно ряду публикаций — до 9 дивизий.
    7. Хаупт В. Сражения группы армий «Юг». — М.: Яуза; Эксмо, 2006. — С. 98. — ISBN 5-699-17733-7
    8. Манштейн Э. фон. Утерянные победы. — Ростов н/Д: Феникс, 1999. — С. 224. — ISBN 5-222-00609-3
    9. По воспоминаниям Д. И. Рябышева, после прибытия в Москву 10 октября 1941 года он был вызван к И. В. Сталину и в присутствии Л. П. Берия давал объяснения по поводу тяжёлого поражения войск фронта. По итогам встречи Сталин согласился с большинством доводов Рябышева и в завершении беседы назначил его командующим войсками 57-й отдельной армии.
    10. Директива Ставки ВГК № 002628 от 5 октября 1941 года командующим войсками Южного и Юго-Западного фронтов о смене командования Южного фронта. // Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. Т. 16 (5-1). — М.: Терра, 1996. — С. 230.
    11. Директива Ставки ВГК № 002732 от 7 октября 1941 года командующему 10-й армией о передаче пяти дивизий Южному фронту. // Русский архив: Великая Отечественная: Ставка ВГК. Документы и материалы. 1941 год. Т. 16 (5-1). — М.: Терра, 1996. — С. 221.
    12. Кириченко Н. В Боях под Ростовом-на-Дону (октябрь—декабрь 1941 г.) // Военно-исторический журнал. — 1983. — № 12. — С. 12-17.

    Литература

    • Афанасенко В., Кринко Е. 56-я армия в боях за Ростов. Первая победа Красной армии. Октябрь-декабрь 1941. М.: Центрполиграф, 2013. — 318 с. — (Забытые армии. Забытые командармы). 3000 экз. — ISBN 978-5-227-04655-0.
    • История Второй мировой войны 1939—1945 (в 12 томах) / редколл., гл. ред. А. А. Гречко. том 4. — М., Воениздат, 1975. — Стр. 116—119.
    • Гражданская война в США — Йокота / [под общ. ред. Н. В. Огаркова]. М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1979. — 678 с. — (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976—1980, т. 3).

     — Стр.238—239, с картой.

     — Стр.147—148, с картой.

    • Коллектив авторов: к.и.н. М.Э. Морозов (руководитель), к.и.н. В.Т. Елисеев, к.и.н. К.Л. Кулагин, С.А. Липатов, к.и.н. Б.Н. Петров, к.и.н. А.А. Черняев, к.и.н. А.А. Шабаев. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Кампании и стратегические операции в цифрах. В 2-х томах. М.: Объединенная редакция МВД России, 2010. — Т. 1. — 608 с. 1000 экз. — ISBN 978-5-8129-0099-1.
    • Исаев А. В. От Дубно до Ростова — М.: ООО «Издательство АСТ»: Издательство «Транзиткнига», 2004. — Глава 9.
    • Рябышев Д. И. Первый год войны / [Лит запись В. М. Зоткина]. М.: Воениздат, 1990. — 255 с. — (ВМ: Военные мемуары). 50 000 экз.
    • Макензен Э. фон. От Буга до Кавказа. — М., 2004.
    • Красных Ю., Мощанский И. Битва за Ростов. Операции Южного и Юго-Западного фронтов 29 сентября — 2 декабря 1941 года // Военная летопись. Фотоиллюстрированное периодическое издание. М., 2006. № 1.
    This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.