Катастрофа Ту-134 под Североморском

Катастрофа Ту-134 под Североморском — авиационная катастрофа самолёта-лаборатории Ту-134ИК Министерства радиопромышленности, произошедшая в четверг 17 июня 1982 года близ Североморска, при этом погибли 15 человек.

Катастрофа под Североморском

Ту-134А, идентичный разбившемуся
Общие сведения
Дата 17 июня 1982 года
Характер Столкновение с сигнальной мачтой
Причина Ошибка экипажа
Место близ Североморска, Мурманская область (РСФСР, СССР)
Координаты 68°56′40″ с. ш. 33°30′38″ в. д.
Воздушное судно
Модель Ту-134ИК
Оператор МРП СССР, НИИ-17
Пункт вылета Раменское, Москва
Пункт назначения Североморск-1
Бортовой номер СССР-65687
Дата выпуска 1979 год
Пассажиры 6
Экипаж 10
Погибшие 15
Выживших 1

Самолёт

Ту-134АК с заводским номером 62400 и серийным 53-02 был выпущен Харьковским авиационным заводом в 1979 году. Самолёту присвоили бортовой номер СССР-65687 и передали институту НИИ-17 (Москва) Министерства радиопромышленности СССР. В дальнейшем на нём установили для испытаний аппаратуру для обнаружения подводных лодок, в связи с чем обозначение сменилось на Ту-134ИК (испытательный комплекс)[1]. Также был известен, как «самолёт-лаборатория № 400»[2].

Экипаж и пассажиры

Пилотировал самолёт экипаж ЛИИ имени Громова, имевший следующий состав[2][3]:

В качестве служебных пассажиров на борту самолёта находились специалисты, участвовавшие в создании установленной на нём системы слежения за подводными лодками, включая Главного конструктора[2]:

  • Ф. А. Кулев
  • В. А. Фролов
  • В. П. Калачев
  • В. М. Алексеев
  • В. А. Арчаков
  • В. И. Харламов

Катастрофа

Самолёт перебазировался из Москвы в Североморск. Имея на борту специальную аппаратуру и являясь основным элементом разрабатываемой системы обнаружения и слежения за подводными лодками вероятного противника, борт 65687 должен был участвовать в воздушно-космическом эксперименте с привлечением наряда сил военно-морского флота. Фактически, после завершения данного эксперимента в Советском Союзе бы имелась система контроля перемещений атомных подводных лодок в Мировом океане[2].

Заход на посадку на аэродром Североморск-1 (по другим данным — Североморск-2) выполнялся в условиях тумана. Ту-134 снизился до высоты круга 600 метров, но затем из-за сильного бокового ветра отклонился влево от посадочной прямой. На посадочной прямой командир Хатковский отключил автопилот, оставив при этом включённым автомат тяги, и перешёл на ручное пилотирование. Хотя курсо-глиссадная система на борту показывала боковое уклонение, лётчики её не использовали, так как ошибочно посчитали неисправной. На расстоянии 15,5 километра от аэродрома самолёт начал снижаться с высоты 600 метров с вертикальной скоростью 2—3 м/с. Когда до аэродрома оставалось 12 километров, диспетчер дал указание выполнять снижение по глиссаде, после чего экипаж увеличил вертикальную скорость до 7 м/с, что было выше расчётной, при этом машину начало уводить влево от курса посадки. Через 5 секунд и за 25 секунд до столкновения сработала система опасного сближения с землёй, которая выдавала сигнал об опасности в течение пары секунд, однако экипаж на неё не отреагировал, а траектория снижения не менялась. Через 3 секунды и ещё через 7 секунд (22 и 15 секунды до столкновения) диспетчер давал команду «Горизонт». В момент передачи второй команды Ту-134 находился на высоте 300 метров и снижался с прежней траекторией. Затем на высоте 240—250 метров и в 1000 метрах левее посадочного курса молчавший до этого штурман Черярин попытался предупредить командира об опасности, сказав: Командир. Доверни вправо!… Командир! Доворачивай вправо с набором!. Однако командир Хатковский никак не отреагировал на предупреждение штурмана. Второй пилот Плаксин при этом не стал брать штурвал и исправлять ситуацию[2].

Самолёт находился на высоте 206 метров над уровнем аэродрома, когда, пролетая над сопкой, врезался в тросовую антенну установленной на вершине сопки радиомачты. При ударе об антенну был уничтожен приёмник ПВД и прорезаны зализы крыла и стабилизатора. Скорость резко упала, а командир только сейчас потянул штурвал «на себя». Однако через 7—8 секунд Ту-134 почти плашмя врезался в склон сопки и, проскользив по нему, разрушился о находящиеся на склоне валуны, при этом полностью разрушившись, после чего загорелся. Рядовой Громыко срочной службы радиолокационного поста, услышав шум, прибыл к месту падения через 10 минут, где обнаружил выжившего командира Хатковского. Все остальные 15 человек на борту погибли. Также была полностью уничтожена специальная аппаратура для обнаружения подлодок[2].

Причины

Никакой катастрофы могло и не быть, если бы хоть один в экипаже выполнял свои обязанности[2].Леонид Степанович Попов — заслуженный штурман-испытатель СССР

По мнению комиссии, катастрофа произошла из-за ряда нарушений в действиях экипажа[2]:

  • КВС Хатковский — не организовывал работу экипажа и не требовал работы от остальных по контролю и дублированию
  • Второй пилот Плаксин — не вмешивался в управление, даже после ряда предупреждений
  • Штурман Черярин — упустил снижение под глиссаду
  • Бортинженер Журавлёв — при заходе на посадку вообще молчал
  • Бортрадист Люляев — не читал карту контрольных проверок

Примечания

  1. Туполев Ту-134АК CCCP-65687 а/к Россия (СССР) - МРП - карточка борта. russianplanes.net. Дата обращения: 7 августа 2014.
  2. Леонид Попов. Страстная неделя // «Страстная неделя» Неполная хроника лётных происшествий на опытном аэродром. — Кречет, Авиация и космонавтика, 1995. — 256 с. — ISBN 5-87831-003-1.
  3. Васин В. П., Симонов А. А. Испытатели ЛИИ. Жуковский: Авиационный печатный двор, 2001.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.