Катастрофа Ми-2 на озере Плателяй

Катастрофа Ми-2 на озере Плателяйавиационная катастрофа пассажирского вертолёта Ми-2 мажейкяйского аэроклуба «Aerobatika», произошедшая в воскресенье 30 августа 1998 года на озере Плателяй (Плунгеский район), при этом погибли 11 человек. Крупнейшая авиакатастрофа в Литве.

Катастрофа на Плателяе

Ми-2, аналогичный разбившемуся
Общие сведения
Дата 30 августа 1998 года
Время 15:20
Характер Столкновение с водой
Причина Ошибка пилота
Место озеро Плателяй, Плунгеский район (Литва)
Воздушное судно
Модель Ми-2
Авиакомпания аэроклуб «Aerobatika»
Бортовой номер LY-HBW
Дата выпуска 30 сентября 1974 года
Пассажиры 10
Экипаж 1
Погибшие 11 (все)

Вертолёт

Ми-2 с заводским номером 543719094 был выпущен 30 сентября 1974 года[1] польским заводом PZL-Świdnik. Далее его продали в Советский Союз Министерству гражданской авиации, которое присвоило ему регистрационный номер CCCP-23951. На момент распада СССР борт 23951 эксплуатировался в Латвийском управлении гражданской авиации и имел наработку свыше десяти тысяч часов. В уже независимой Латвии машине присвоили новый бортовой номер — YL-LHK и отправили на завод-изготовитель, где он прошёл плановый ремонт, но не капитальный с продлением срока службы, после чего вернулся в Латвию. Однако после ремонта вертолёт, по имеющимся данным, продолжительное время не эксплуатировался и несколько лет простоял «под забором». Наконец в 1996 году его приобрёл литовский аэроклуб «Aerobatika» («Аэробатика», Мажейкяй), а после поступления в Литву и очередной перерегистрации вертолёт получил новый бортовой номер — LY-HBW[2][3]. В некоторых источниках данный вертолёт относят к модели PZL Kania[4], которая представляет собой доработанный вариант конструкции Ми-2, но серийный выпуск Kania начался только в середине 1980-х годов.

Катастрофа

В тот день вертолёт был заказан мажейкяйским бизнесменом Саулюсом Ракаускасом (лит. Saulius Rakauskas), владевшим сетью автозаправочных станций. Бизнесмен справлял свадьбу, а вертолёт предназначался для развлечения гостей. Пилотом был 49-летний Николай Киушкин — житель Риги, по национальности русский. Полёты проводились над прилегающим озером Плателяй, а всего вертолёт должен был совершить шесть таких полётов, причём последний — с новобрачными. Четыре полёта были выполнены без отклонений, после чего в пятый полёт на борт сели 10 пассажиров. Ми-2 начал полёт над озером, но в 15:20 он неожиданно врезался в водную поверхность в 750 метрах от берега, после чего затонул на глубине 7 метров. На месте происшествия выжила только одна молодая женщина, которая однако получила многочисленные переломы. Через полторы недели, 8 сентября, она умерла в больнице. Таким образом все 11 человек на борту погибли, в том числе мамы обоих новобрачных, а также сестра жениха. На настоящее время (2015 год) это крупнейшая авиационная катастрофа в истории Литвы[2][1][5]. Помимо этого занимает второе место в истории вертолёта Ми-2, после катастрофы под Олёкминском (25 погибших).

Я видел эту трагедию. Находился в 200-х метрах от места падения. Пилот выполнил вираж с 10 метров высоты в верх облетая остров потом бросил вертолёт вниз убрав газ и, на минимальной высоте, увеличил обороты для набора высоты. Опоздал на мгновение..

Воду зацепил сначала шасси, от касания аппарат наклонило и в воду вошла лопасть. Фюзеляж прокрутило в воде. Аппарат развалился на части, обломки разбросало на большой площади.

Женщина всплыла- её подобрал судейский катер(за пол часа до трагедии на озере закончилась детская парусная гонка , как-раз в месте падения.)

Причины

В субботу 5 сентября обломки борта LY-HBW подняли на поверхность и исследовали. По результатам этой проверки следователи сделали вывод, что отказов материальной части до столкновения с водой не было. На основании этих данных литовская комиссия пришла к заключению, что катастрофа произошла по вине пилота. Согласно выводам комиссии, пилот не имел необходимых для выполнения полёта лицензий и сертификатов, но зато у него был боевой настрой и страсть к рискованным полётам. Грубо нарушив правила пилотирования Ми-2, он начал выполнять вираж на опасно малой высоте, когда машина потеряла высоту, после чего лопасти несущего винта врезались в воду. От удара одна из лопастей сломалась, а вторая и вовсе отделилась целиком, после чего потерявший подъёмную силу вертолёт камнем упал в воду[5]. Также по некоторым данным за день до трагедии пилот присутствовал на развлекательном фестивале, где употреблял алкогольные напитки. То есть, возможно, на момент происшествия в его крови ещё сохранялся значительный процент алкоголя, что могло оказать влияние на действия при пилотировании[2].

Альтернативные версии

Официальная версия, что катастрофа произошла полностью по вине пилота, а вертолёт был исправен, нередко подвергается критике. Оппоненты отмечают, что Киушкин имел стаж на вертолётах Ми-2 свыше 13 тысяч лётных часов, то есть являлся очень опытным пилотом. Кроме того он незадолго до происшествия вернулся из Швеции. куда был командирован для обучения шведских пилотов пилотированию Ми-2, а сам обучался пилотированию американских вертолётов. Такой опытный пилот попросту не стал бы безрассудно рисковать людьми на борту. Что до заключения комиссии о технической исправности вертолёта, то оппоненты официальной версии указывают, что машина имела наработку уже свыше десятка тысяч часов, но ни разу не проходила капитальный ремонт. Имеются различные свидетельские показания о небольших деформациях конструкции, но борт YL-LHK продолжал эксплуатироваться. Кроме того у вертолётов Ми-2 есть ряд слабых мест. Так например возможен краткосрочный отказ топливного насоса NR-45, в результате чего произойдёт некоторая потеря высоты. Также возможно проскальзывание главной муфты, что также может привести к снижению. Если в это время машина следует на небольшой высоте, то один из этих двух отказов приведёт к происшествию[2].

Даже если исключить вероятность технического отказа, то стоит ещё отметить то обстоятельство, что вертолёт был уже значительно загружен — 10 пассажиров при пассажировместимости 8 мест. Такой перегруз мог значительно осложнить пилотирование. Наконец, есть вероятность, что так как вертолёт Ми-2 имеет кабину на двух пилотов, то в правом кресле («правак») мог сидеть один из гостей, который без задней мысли передвинул какую-либо из рукоятей, либо перекрыл какой-либо кран (например, топливный), что привело к потере управления, а затем падению вертолёта в воду[2].

См. также

Примечания

  1. Катастрофа Ми-2 Мажейкяйского аэроклуба на озере Платяляй (борт LY-HBW), 30 августа 1998 года.. AirDisaster.ru. Дата обращения: 22 февраля 2015.
  2. Sigitas STASAITIS. Didžiausia sraigtasparnio katastrofa paliko daug paslapčių (лит.). Balsas.lt (26 августа 2003). Дата обращения: 22 февраля 2015.
  3. Complete (Historical) Civil Rotorcraft Register of Lithuania (англ.). ROTORSPOT. Дата обращения: 22 февраля 2015.
  4. Mil-PZL Kania, c/n 543719094, c/r YL-LHK (англ.). Aerial Visuals - Airframe Dossier. Дата обращения: 22 февраля 2015.
  5. Жанна СКРИПОВА. Пилот доигрался (недоступная ссылка). Бизнес & Балтия (9 сентября 1998). Дата обращения: 22 февраля 2015. Архивировано 7 февраля 2019 года.
This article is issued from Wikipedia. The text is licensed under Creative Commons - Attribution - Sharealike. Additional terms may apply for the media files.