Здравоохранение в Грузии
Здравоохранение в Грузии обеспечивается системой всеобщего здравоохранения, согласно которой государство финансирует лечение в преимущественно приватизированной системе медицинских учреждений. В 2013 году вступление в силу универсальной программы здравоохранения дало толчок всеобщему охвату населения медицинским обслуживанием, финансируемым государством, и улучшило доступ к услугам здравоохранения. Ответственность за приобретение медицинских услуг, финансируемых государством, лежит на Агентстве социального обслуживания[1].
Историческое введение
С 1921 по 1991 год система здравоохранения Грузии была частью советской системы. До 1995 года система здравоохранения в Грузии была основана на советской модели Семашко. Первое кардинальное изменение было осуществлено в 1995 году, когда к бюджетным трансфертам добавились дополнительные источники финансирования: взносы на обязательное медицинское страхование (обязательные взносы работодателя и работника — 3% и 1% соответственно), средства, выделяемые на здравоохранение из территориальных органов власти, официальная сооплата за медицинские услуги, которые не могли быть профинансированы государственными программами[2].
Обязательное социальное медицинское страхование было отменено после революции роз в 2003-2004 годах. В 2003 году налог на социальное страхование был заменён социальным налогом, который накапливался в государственном бюджете, а с 2007 года Правительство решило делегировать управление государственными ассигнованиями на медицинское страхование целевым группам населения (малоимущие, учителя, сотрудники правоохранительных органов и военнослужащие (или около 40% населения)) частным страховым компаниям, которые стали покупателями медицинских услуг для упомянутых групп населения. Это означало, что часть населения не могла получить доступ к медицинскому страхованию. Государство сохраняло контроль над несколькими медицинскими учреждениями, занимающихся психическими и инфекционными заболеваниями, а все остальные больницы и клиники были приватизированы[3].
Внедрение всеобщего здравоохранения было ключевым приоритетом партии «Грузинская мечта», пришедшей к власти на выборах 2012 года. Она установила действующую систему здравоохранения Грузии с 2013 года[4].
Текущая система здравоохранения
С 2013 года произошло радикальное изменение направления политики финансирования здравоохранения, поскольку новое правительство приняло меры к всеобщему охвату услугами здравоохранения, а не к целевым льготам[4].
Статистический обзор состояния здоровья
Продолжительность жизни
В 2018 году средняя продолжительность жизни грузин составляла 76,6 года, что чуть ниже среднего европейского показателя, составляющего около 78 лет (2014 год). Средняя продолжительность жизни составляет 72,5 года для мужчин и 80,9 лет для женщин[5].
Коэффициенты рождаемости и смертности
В 2016 году общий коэффициент фертильности составляет 2,24 ребенка на женщину. Коэффициент живорождения составляет 15,2 на 1000 живорождений, а коэффициент смертности — 13,7 на 1000 живорождений. В 2016 году коэффициент младенческой смертности составлял 9,0 на 1000 живорождений, а смертность детей в возрасте до 5 лет — 10,7. Ожидается, что к 2030 году показатель материнской смертности снизится до 12, а показатель смертности детей в возрасте до 5 лет — до 6,0. Материнская смертность составляет 23,0 на 100 000 живорождений в 2016 году[6]. Несмотря на то, что показатели материнской и младенческой смертности по-прежнему остаются высокими в международном сравнении, они неуклонно снижаются.
Заболевания и основные причины смерти
В Грузии, как и в большинстве стран, бремя смертности в основном связано с неинфекционными заболеваниями. Основные причины смерти — болезни системы кровообращения, новообразования, заболевания дыхательной системы, а также несчастные случаи и травмы[6].
Лидирующие позиции в структуре заболеваемости занимают заболевания органов дыхания, пищеварительной системы и системы кровообращения. Инфекционные заболевания по-прежнему являются источником серьёзных проблем со здоровьем, особенно туберкулёз с множественной лекарственной устойчивостью.
Организационная структура здравоохранения
Регулирование
Система здравоохранения в Грузии сильно децентрализована и была в значительной степени приватизирована с 2007 по 2012 год. Нормативные положения также очень либеральны, и Минздравсоцразвития в настоящее время работает над обеспечением адекватного качества предоставляемой помощи[3].
В 2013 году вступление в силу универсальной программы здравоохранения дало толчок всеобщему охвату населения медицинским обслуживанием, финансируемым государством, и улучшило доступ к услугам здравоохранения[7].
В конце 2014 года Правительством Грузии была утверждена Государственная концепция системы здравоохранения Грузии на 2014-2020 годы «Всеобщее здравоохранение и управление качеством для защиты прав пациентов», которая представляет собой видение развития системы здравоохранения, которое включает в себя основы развития сектора в отношении принципы и ценности, признанные на международном и национальном уровнях[8].
Министерство труда, здравоохранения и социальных дел формально несет ответственность за здоровье населения, надзор за системой здравоохранения, качество медицинских услуг и справедливость в отношении доступа к медицинскому обслуживанию на всей территории страны[9]. Под государственным контролем Министерства находятся юридические лица: «Агентство социального обслуживания» (АСО), «Национальный центр контроля заболеваний и общественного здоровья» (НЦКЗ), «Агентство государственного регулирования медицинской деятельности» (АГРМД) и «Центр координации ситуаций и экстренной помощи» (ЦКСЭП). Администрирование и управление государственными программами здравоохранения и социального обеспечения, обеспечивает АСО, которое является подведомственным учреждением в рамках Министерства здравоохранения и здравоохранения. Территориальные офисы АСО расположены в 68 муниципальных образованиях, в них работает более 2000 человек[10].
НЦКЗ — это юридическое лицо публичного права, подотчётное Минздравсоцразвития, со специальной строкой в государственном бюджете. НЦКЗ обеспечивает национальное лидерство в профилактике и борьбе с инфекционными и неинфекционными заболеваниями посредством разработки национальных стандартов и руководств, укрепления здоровья, эпиднадзора за болезнями, иммунизации, лабораторных работ, исследований, предоставления экспертных консультаций и реагирования на чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения[11]. АГРМД формально отвечает за выдачу и контроль лицензий и разрешений для медицинских учреждений, регулирующих деятельность медицинских работников и фармацевтических препаратов[12].
ЦКСЭП обеспечивает/координирует качественную экстренную медицинскую и справочную помощь для улучшения состояния здоровья населения во время стихийных бедствий и военного положения. ЦКСЭП действует во всех муниципалитетах страны, кроме столицы. К настоящему времени в него включено 85 медицинских отделений. После обширной приватизации и децентрализации большинство поставщиков на первичном и вторичном уровнях являются частными коммерческими структурами с точки зрения собственности и управления. Многие из них вертикально интегрированы с частными поставщиками медицинского страхования и фармацевтическими компаниями. Развитие профессиональных медицинских ассоциаций в Грузии все ещё находится на начальной стадии, хотя их много. С 2005 года основная деятельность профессиональных ассоциаций заключалась в поддержке министерства в его усилиях по разработке национальных руководств и протоколов клинической практики.
Многочисленные международные партнёры, такие как ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНФПА, Всемирный банк, USAID, ЕС, Глобальный фонд и т. д. решительно поддерживают сектор здравоохранения в Грузии.
Примечания
- Georgia Public Expenditure Review . World Bank Group (2017).
- Gamkrelidze et al. 2002. "Health Care Systems in Transition: Georgia." European Observatory on Health Care Systems. Vol.4, No.2.
- Chanturidze, et al. 2009. “Georgia: Health system review.” Health Systems in Transition
- Chanturidze, et al. 2009. “Georgia: Health system review.” Health Systems in Transition. World Bank Group. 2017. Georgia Public Expenditure Review
- Middle East :: Georgia — The World Factbook - Central Intelligence Agency (недоступная ссылка). Дата обращения: 31 октября 2020. Архивировано 16 октября 2015 года.
- LEPL “L. Sakvarelidze National Center for Disease Control and Public Health”. 2017. “Health Care Statistical Yearbook 2016”
- World Bank Group. 2017. Georgia Public Expenditure Review
- Government of Georgia. Decree N724, 26.12.2014. On Approval of Georgian Healthcare System State Concept 2014-2020 “Universal Healthcare and Quality Management for Protection of Patient Rights”
- Ministry of Labour, Health and Social Affairs of Georgia
- LEPL “Social Service Agency”
- LEPL “.Sakvarelidze National Center for Disease Control and Public Health”
- LEPL “State Regulation Agency for Medical Activities (SRAMA)