Заковский, Леонид Михайлович
Леони́д Миха́йлович Зако́вский (настоящее имя Генрих Эрнестович Штубис, латыш. Henriks Štubis, 1894, усадьба Рубаржи, Рудбаржская волость, Газенпотский уезд, Курляндская губерния, Российская империя (сейчас Скрундский край, Латвия) — 29 августа 1938, Коммунарка, Московская область, РСФСР) — российский революционер, деятель советских органов госбезопасности, комиссар государственной безопасности 1 ранга. Народный комиссар внутренних дел Белорусской ССР (1934), начальник УНКВД Ленинградской и Московской обл., входил в состав особой тройки УНКВД СССР. Один из командиров Большого террора на региональном уровне. Расстрелян в 1938 году. Не реабилитирован.
Леонид Михайлович Заковский | |
---|---|
латыш. Henriks Štubis | |
1-й Народный комиссар внутренних дел Белорусской ССР
|
|
15 июля — 10 декабря 1934 | |
Глава правительства | Николай Матвеевич Голодед |
Предшественник | Должность учреждена |
Преемник | Израиль Моисеевич Леплевский |
|
|
Рождение |
1894 усадьба Рубаржи, Газенпотский уезд, Курляндская губерния, Российская империя |
Смерть |
29 августа 1938 |
Место погребения | |
Партия | РСДРП(б) с 1913 года |
Награды | |
Военная служба | |
Годы службы | 1918—1938 |
Принадлежность |
Российская империя СССР |
Род войск | НКВД |
Звание |
Биография
Ранние годы
Родился в бедной латышской семье, отец был лесником. Окончил 2 класса Либавского городского училища, откуда был исключён за участие в первомайской демонстрации[1]. Работал в медно-жестяных мастерских Ансона в Либаве, с 1912 года плавал юнгой и кочегаром на пароходе «Курск» Русского Восточно-Азиатского общества на линии Либава — Нью-Йорк. В 1913 году вступил в РСДРП(б) (в анкетах вплоть до следственного дела 1938 г. партийный стаж обозначен с 1913 года, хотя документального подтверждения принадлежности Заковского к РСДРП(б) до 1917 г. не имеется).
27 февраля 1913 года вместе с братом Фрицем Штубисом был арестован и обыскан полицией; через три дня освобожден под гласный надзор полиции. Был вновь арестован 6 ноября 1913, содержался в Либавской, а с 29 ноября 1913 года в Митавской тюрьме. В постановлении начальника Курляндского губернского жандармского управления от 01.12.1913 указано, что Г. Штубис (Заковский) политически неблагонадёжен и принадлежит к Либавской группе анархистов. Виновным себя не признал; по решению Особого Совещания МВД от 3 января 1914 года был выслан на 3 года под гласный надзор полиции в Олонецкую губернию. Находился в ссылке в Олонецкой губернии с мая 1914 по январь 1917 года, когда, отбыв ссылку, освободился.
Впоследствии скрывал свою принадлежность к анархистам и приписывал себе среднее образование, которого не имел[2].
С января 1917 жил в Петрограде, уклонялся от мобилизации. Активный участник событий 1917 года. После июльских событий перешёл на нелегальное положение. В октябре 1917 с отрядом матросов участвовал в захвате городской телефонной станции и был, таким образом, одним из 9 латышей, участие которых в Октябрьском вооруженном перевороте документально подтверждено[3].
Карьера в ВЧК-ОГПУ
С 1 января 1918 года на службе в ВЧК. В марте 1918 особоуполномоченный Президиума ВЧК на Западном, Южном и Восточном фронтах. Возглавлял отряды специального назначения, осуществлявшие подавление восстаний в Астрахани, Саратове, Казани и других районах. Позже — начальник Особого отдела Каспийско-Кавказского фронта, начальник осведомительного отделения Особого отдела Московской ЧК.
В 1921—1925 годах — председатель Подольского и Одесского губотделов ГПУ, уполномоченный ГПУ Украины по Молдавии. Был причастен к убийствам и ограблениям перебежчиков, присвоению контрабанды, что в итоге привело его к конфликту с политическим руководством Украины. Был привлечен к партийной ответственности, но какого-либо серьёзного наказания избежал и был переведен с повышением в Сибирь, где к тому времени первым секретарём краевого исполкома Советов стал его земляк-латыш Р. И. Эйхе.
В Сибири
С 6 февраля 1926 года — полномочный представитель ОГПУ по Сибири и начальник Особого отдела Сибирского военного округа. В 1928 году во время поездки Сталина в Сибири обеспечивал его безопасность. Вместе с Р. И. Эйхе организатор коллективизации в Сибири, где партия столкнулась с активным сопротивлением: «кулацким вредительством, мелкобуржуазным рвачеством, мелкобуржуазным отношением к социалистической собственности»[4].
С 1928 года был председателем тройки полномочного представительства (ПП) ОГПУ по Сибирскому краю, созданной для внесудебного рассмотрения дел. Только с 21 ноября 1929 по 21 января 1930 годов тройкой было рассмотрено 156 дел, по которым было осуждено 898 человек, в том числе 347 — к расстрелу.
В течение 1930 года тройка ОГПУ Западной Сибири осудила 16 553 чел., в том числе 4 762 — к расстрелу (28,8 %), отправлено в лагеря было 8 576 человек (51,8 %), в ссылку — 1 456 (8,8 %), выслано — 1759 человек (10,6 %). Заковский лично подписывал предписания работникам комендатуры о расстреле осуждённых.
С августа 1930 года Заковский — полномочный представитель ОГПУ по Западно-Сибирскому краю. Руководил подавлением Муромцевского восстания в Сибирском крае в 1930 году. Весной 1931 года ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю вышло с предложением о внутрикраевой высылке 40 тысяч крестьянских хозяйств. Это предложение Заковского было утверждено Постановлением бюро Западно-Сибирского крайкома ВКП(б) «О ликвидации кулачества как класса». Во исполнение этого решения в пределах края была выслана 52 091 раскулаченная семья[5]. Заковский руководил мероприятиями по раскулачиванию в Сибири по линии ОГПУ.
Один из инициаторов создания системы ГУЛаг 1 октября 1930 года.
С 10 апреля 1932 года — полномочный представитель ОГПУ в Белоруссии и начальник Особого отдела Белорусского военного округа. В июле-декабре 1934 года — нарком внутренних дел Белорусской ССР. Сфабриковал обширное дело «контрреволюционной повстанческой и шпионско-диверсионной организации „Белорусский национальный центр“».
Большой террор в Ленинграде и Москве
Выдвинулся при Г. Г. Ягоде в декабре 1934 года, став начальником Ленинградского управления НКВД. Руководил расследованием убийства С. М. Кирова. В Ленинграде Заковский вместе с А. А. Ждановым развернули массовый террор. С 28 февраля по 27 марта 1935 года под его руководством была проведена операция по выселению «бывших людей», в ходе которой «изъято из г. Ленинграда и осуждено Особым совещанием НКВД — 11 702 человека» (бывших дворян, фабрикантов, помещиков, офицеров, священников).
Этот период отмечен вхождением в состав особой тройки, созданной по приказу НКВД СССР от 30.07.1937 № 00447[6] и активным участием в репрессиях[7]. Заковский лично участвовал в допросах, пытках и расстрелах. Выступая 10 июня 1937 на Ленинградской областной конференции ВКП (б), сказал: «Мы должны врага уничтожить до конца. И мы его уничтожим».
12 декабря 1937 года избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва от Ленинградской области.
19 января 1938 был назначен заместителем наркома внутренних дел (НКВД) и начальником Московского управления НКВД. Столичное управление он возглавлял только два месяца, но именно на это время приходится пик репрессий в Москве, в том числе и против его соотечественников — латышей. Именно в эти месяцы (с 20 февраля по 28 марта) осуществлялись самые массовые расстрелы на Бутовском полигоне.
В феврале 1938 года распорядился пересмотреть меру наказания на высшую для инвалидов и «ограниченно годных к труду» в тюрьмах Москвы и Московской области (824 чел.)[8].
Арестованный в 1939 году А. О. Постель, бывший начальник 3-го отделения 3 отдела УНКВД по Московской области, показывал: «Арестовывали и расстреливали целыми семьями, в числе которых шли совершенно неграмотные женщины, несовершеннолетние и даже беременные и всех, как шпионов, подводили под расстрел… только потому, что они — „националы…“. План, спущенный Заковским, был 1000—1200 „националов“ в месяц». (Постель был приговорён к 15 годам лагерей)[9].
Один из организаторов Третьего Московского процесса.
Закат карьеры
21 января 1987 г. по указанию Главной военной прокуратуры СССР следственным отделом КГБ СССР проводилось дополнительное изучение архивно-следственного дела Заковского, которое увенчалось следующими выводами : «…сведений о принадлежности осужденного к разведывательным органам Германии и Польши, а также к право-троцкистской организации в ходе дополнительного расследования не обнаружено. …Вместе с тем …установлено, что Заковский, работая полномочным представителем ОГПУ по Белорусской ССР в 1932—1934 гг., и начальником УНКВД Ленинградской области в 1934—1938 гг., фальсифицировал ряд уголовных дел на советских граждан, обвиняя их в совершении тяжких контрреволюционных преступлений, а также допускал иные нарушения законности. Поэтому оснований для пересмотра уголовного дела и реабилитации Заковского Л. М. не имеется».
В марте 1938 года был снят с поста начальника Московского управления НКВД и назначен начальником треста Камлесосплав НКВД. В апреле 1938 года снят с этого поста, уволен из НКВД, исключён из ВКП(б) и арестован 19 апреля 1938 года по обвинению в «создании латышской контрреволюционной организации в НКВД, а также шпионаже в пользу Германии, Польши, Англии». «Делом» Заковского и его людей занималась специальная группа Контрразведывательного отдела ГУГБ НКВД СССР из особо доверенных чинов начальника отдела Н. Г. Николаева-Журида (М. А. Листенгурт, Е. А. Евгеньев-Шептицкий).
Внесён в список «Москва-центр» от 20.08.1938 г. (список № 3 «Бывш. сотрудники НКВД») по 1-й категории («за» Сталин и Молотов).[10] На заседании Военной коллегии Верховного суда СССР в последнем слове в частности сказал: «Прошу учесть, что мной на следствии было оклеветано очень много честных людей…. в отношении себя мне говорить нечего, так как свою судьбу я хорошо знаю». Расстрелян по формальному приговору ВКВС СССР 29 августа 1938 г.; вместе с ним в тот же день была расстреляна целая группа осуждённых ВКВС СССР высокопоставленных сотрудников НКВД СССР, среди которых были его недавние подчиненные по Ленинграду и Белорусской ССР Н. Е. Шапиро-Дайховский, М. И. Мигберт, А. В. Гуминский. Место захоронения — спецобъект НКВД «Коммунарка».
10 января 1939 года был упомянут в письме ЦК ВКП(б) региональному партийному руководству, наркомам внутренних дел, начальникам УНКВД о необходимости пыток: «Опыт показал, что такая установка [на меры физического воздействия] дала свои результаты, намного ускорив дело разоблачения врагов народа. Правда, впоследствии на практике метод физического воздействия был загажен мерзавцами Заковским, Литвиным, Успенским и другими, ибо они превратили его из исключения в правило и стали применять его к случайно арестованным честным людям, за что они понесли должную кару»[11]
Награды и звания
- орден Красного Знамени (1922) (лишен посмертно Указом Президиума ВС СССР от 24.01.1941)[12]
- «Почётный работник ВЧК—ГПУ (V)» (№ 14) (1923)
- орден Красного Знамени (20.12.1932)(лишен посмертно Указом Президиума ВС СССР от 24.01.1941)[12]
- «Почётный работник ВЧК—ГПУ (XV)» (26.05.1933);
- Орден Красной Звезды (14.02.1936) (лишен посмертно Указом Президиума ВС СССР от 24.01.1941)[12]
- Орден Ленина (25.06.1937) (лишен посмертно Указом Президиума ВС СССР от 24.01.1941)[12]
- Юбилейная медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (22.02.1938)
Семья
Жена — Заковская Серафима Михайловна 1900 г.р., домохозяйка, проживала: г. Москва, Большой Кисельный пер., д.5. Арестована 29 апреля 1938 г. Внесена в список «Москва-центр» от 20.8.1938 г. по 1-й категории («Жены врагов народа») - "за" Сталин, Молотов.[13] Осуждена к ВМН 26 августа 1938 г. ВКВС СССР по обвинению в «шпионаже» и в тот же день расстреляна (вместе с рядом жен известных партийцев, чекистов и военных). Место захоронения — спецобъект НКВД «Коммунарка». Реабилитирована посмертно 20 июня 1990 г. Пленумом Верховного суда СССР.[14]
Брат Штубис Фриц Эрнстович 1890 г.р., кандидат в члены ВКП(б); зав. отделом Одесского облкоопинсоюза. Проживал: г. Одесса, ул. В.Ленина, д. 12, кв. 14. Арестован 10 мая 1938 г. Внесен в список «Москва-центр» от 20.8.1938 г. по 1-й категории («Список № 1») - "за" Сталин, Молотов.[15] Приговорен к ВМН ВКВС СССР 28 августа 1938 г. по обвинению в «участии в белогвардейской дружине по борьбе с партизанами в Сибири и в подавлении революционного движения». Расстрелян в тот же день. Место захоронения — спецобъект НКВД «Коммунарка». Реабилитирован посмертно 23 сентября 1987 г. Пленумом Верховного Суда СССР.[16]
Сестра Заковская Эльза Эрнстовна 1888 г.р., сотрудница НКВД СССР, воентехник 2-го ранга. Проживала: г. Москва, Большой Комсомольский пер., д.3 а, кв.36. Арестована 13 мая 1938 г. Внесена в тот же список № 3 «Москва-центр» по 1-й категории (Бывш. сотрудники НКВД"), что и Леонид Заковский. Приговорена к ВМН ВКВС СССР 3 сентября 1938 г. по обвинению в «участии в к.-р. террористической организации в органах НКВД». Расстреляна в тот же день. Место захоронения — спецобъект НКВД «Коммунарка». Реабилитирована посмертно 26 июля 1990 г. Пленумом Верховного Суда СССР.[17]
Ссылки
В литературе
- В романах Василия Звягинцева («Бои местного значения», «Скорпион в янтаре» и др.) отождествлен со Львом Задовым.
Публикации
- Заковский Л. Ликвидация «пятой колонны» [Текст] / Л. Заковский, С. Уранов. — М. : Алгоритм : Эксмо, 2009. — 272 с. — (Загадка 1937 года). — ISBN 978-5-699-37482-3
- Заковский Л. О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры. / О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры. Сборник. // Партиздат ЦК ВКПБ, 1937
- Заковский Л. Шпионов, диверсантов и вредителей уничтожим до конца! / О некоторых методах и приемах иностранных разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры. Сборник. // Партиздат ЦК ВКПБ, 1937
Примечания
- Папчинский А., Тумшис М. 1937. Большая чистка. НКВД против ЧК Архивная копия от 5 апреля 2011 на Wayback Machine
- Тепляков, Алексей Георгиевич. Глава 5. Психология, быт и нравы // Машина террора : ОГПУ-НКВД Сибири в 1929-1941 гг.. — М. : Новый хронограф, АИРО-XXI, 2008. — 632 с. — (АИРО–Монография). — 700 экз. — ISBN 978-5-94881-070-6; 978-5-91022-102-8.
- Михаил Губин. Латыши в Октябре: разные судьбы революционеров // РИА Новости. — 2017. — 7 ноябрь.
- Речь товарища Эйхе в прениях по Отчётному докладу товарища Сталина о работе ЦК ВКП (б) . www.hrono.info. Хронос: всемирная история в интернете (27 января 1934). — XVII съезд ВКП(б). Дата обращения: 10 октября 2020.
- Земсков, В.Н. СПЕЦПОСЕЛЕНЦЫ (по документации НКВД — МВД СССР) // Федеральный образовательный журнал. — 1990.
- Составы троек в 1937−1938 годах // Сайт Nkvd.memo.ru
- Сталинский план по уничтожению народа: Подготовка и реализация приказа НКВД № 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов» // Архив Александра Н. Яковлева
- Сопротивление в ГУЛАГе. Воспоминания. Письма, Документы. — М.: Возвращение 1992. 240 с.
- Спецобъект «Бутовский полигон» (история, документы, воспоминания) (недоступная ссылка). Дата обращения: 12 сентября 2009. Архивировано 20 ноября 2011 года.
- списка лиц N 3 - Москва-центр (рус.) ?. stalin.memo.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
- Шифротелеграмма И.В. Сталина секретарям обкомов, крайкомов и руководству НКВД—УНКВД о применении мер физического воздействия в отношении "врагов народа", 10.01.1939. . Архив А.Н.Яковлева.. www.alexanderyakovlev.org. Дата обращения: 26 ноября 2018.
- Документ:Указ Президиума ВС СССР от 24.01.1941 (о лишении наград) — Кадровый состав НКВД 1935-1939 . nkvd.memo.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
- списка лиц N 4 - Москва-центр (рус.) ?. stalin.memo.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
- Заковская Серафима Михайловна ::: Мартиролог: Жертвы политических репрессий, расстрелянные и захороненные в Москве и Московской области в период с 1918 по 1953 год . www.sakharov-center.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
- Записка Ежова с приложением списка лиц: Москва-центр N 1 // от 20 августа 1938 года (рус.) ?. stalin.memo.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
- Штубис Фриц Эрнстович ::: Мартиролог: Жертвы политических репрессий, расстрелянные и захороненные в Москве и Московской области в период с 1918 по 1953 год . www.sakharov-center.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
- Заковская Эльза Эрнестовна ::: Мартиролог: Жертвы политических репрессий, расстрелянные и захороненные в Москве и Московской области в период с 1918 по 1953 год . www.sakharov-center.ru. Дата обращения: 19 августа 2021.
Литература
- Гвардейцы Октября. Роль коренных народов стран Балтии в установлении и укреплении большевистского строя. — М.: Индрик, 2009. — ISBN 978-5-91674-014-1
- Мильбах В. С. Особая Краснознамённая Дальневосточная армия (Краснознамённый Дальневосточный фронт). Политические репрессии командно-начальствующего состава, 1937—1938 гг. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. — 345 с. — 1000 экз. — ISBN 978-5-288-04193-8.
- Заковский Л. М. // Петров Н. В., Скоркин К. В. Кто руководил НКВД, 1934—1941 : справочник / Под ред. Н. Г. Охотина и А. Б. Рогинского. — М.: Звенья, 1999. — 502 с. — 3000 экз. — ISBN 5-7870-0032-3.
- Тепляков А. Г. «Как не подходящий по личным подвигам в боевой обстановке»: наградные документы сибирских чекистов 1930—1931 годов // Вестник НГУ. — Т. 11. — Вып. 1. — Новосибирск, 2012. — С. 159—167.
- Заковский Л. М. // Бережков В. И. Питерские прокураторы. Руководители ВЧК-МГБ 1918—1954. — СПб.: Русско-Балтийский информцентр БЛИЦ, 1998. — 279 с. — 3000 экз. — ISBN 5-86789-062-7.