Горгонейон
Горгонейон (др.-греч. Γοργόνειον, мн. ч. Γοργόνεια — «принадлежащее горгоне»)[1] — маска-талисман от сглаза с изображением головы горгоны Медузы, которым в период античности украшали здания и различные предметы (в том числе монеты) с целью оберега от зла. В искусстве Нового времени горгонейон превратился в декоративный мотив.
Значение
Горгонейон являлся изображением головы горгоны, как известно, своим взглядом обращавшей в камень. После убийства Персеем чудовища эта голова была прикреплена на эгиду Афины, чтобы устрашать врагов богини.
Горгонейон — самый известный вид апотропайона (др.-греч. ἀποτρόπαιον, «изображение, отводящее порчу»), карикатурно уродливого изображения, вызывавшего одновременно и смех, и испуг. Плутарх говорит, что подобный талисман притягивает дурной взгляд недоброжелателя, отвлекая его от жертвы[2]. Некоторые исследователи предполагают, что эта ритуальная маска предшествовала сложению общеизвестного мифа о горгонах и Персее: «ритуальный объект возник первым; затем был придуман монстр, чтобы соответствовать этому лицу; герой же, убивающий чудовище, появился в мифе ещё позже»[3]. Одним из доводов, подкрепляющих эту теорию, которая распространяется также на Сфинкса и Химеру, является то, что египетское искусство знает Сфинксов, но не знает никакого Эдипа, а в искусстве собственно античном количество Горгон и Химер, изображенных отдельно, в количественном отношении многократно превосходит изображения их с героями-победителями (в каталоге LIMCIII 1, S.189 изображений горгон отдельно около 300 образцов против 30 горгон вместе с Персеем)[4].
Маски с похожими ужасными лицами можно обнаружить во многих древних и примитивных культурах, от Перу до Таиланда.
Точная дата начала использования этого охранного талисмана неизвестна. В античность он был чрезвычайно популярен, о чём свидетельствует большое количество дошедших археологических свидетельств. Согласно орфическим доктринам, горгонейон был символом лунарного диска[5]. Традиция сохранилась в Византии, использовалась гностиками, встречалась на Руси, и только в искусстве Нового Времени горгонейон стал простым декоративным узором, не несущим магической функции. Тем не менее, этот сюжет, (возможно и благодаря своей художественности), до сих пор остаётся популярной темой татуировок. А уголовной среде изображение головы горгоны (с мечом и горящим факелом) толкуется как «символ, отвращающий опасность; „за зло отомщу“»[6], что очевидно перекликается с изначальным смыслом горгонейона.
Сложение
Происхождение иконографии горгонейона остаётся неясным. Утверждают, что исходный тип — лицо, искривлённое в гримасе, с высунутым языком и кабаньими клыками встречается уже в финикийском искусстве, ещё до греческих мастеров, которыми он был воспринят и постепенно преобразован. Также место зарождения данного изображения ищут в Древнем Египте. Схожее изображение женщины обнаружено в минойском искусстве (найдена в Кноссе, относится к 1500-1450 г. до н. э.).
Самые древние горгонейоны в древнегреческом искусстве были обнаружены при раскопках Тиринфа и относятся к 700 г. до н. э. Со временем они всё чаще и чаще появляются на протокоринфских и прочих объектах[7]. Раннее изображение головы горгоны обнаружено на глиняной метопе храма Аполлона в Термосе (ок. 625 г. до н. э.). В скульптуре она впервые появляется на пендименте храма Афины в Кекире (ок. 590 г. до н. э.)[8].
Как правило, подобные горгонейоны (архаический тип) представляли собой абсолютно симметричное изображение c крупными свирепыми глазами, широким приплюснутым носом c раздувающимися ноздрями. Рот горгоны обычно замер в жутком оскале, демонстрирующем глотку и страшные зубы. Вместо волос лицо обрамлено вьющимися змеями. «Магический» эффект слежения создается тем, что зрачки горгоны располагаются строго в середине глазных яблок, отчего создается известный завораживающий зрителя эффект «следящего взгляда». Выдвинуто предположение, что подобный тип мог развиться из изображений морды льва с клыками и гривой шерсти[9].
Историки отмечают в чернофигурной ранней аттической вазописи родство горгонейонов с изображением оргиастического бога Диониса, который единственный из всех олимпийцев изображался в анфас. Порой Медуза «бородата», отчего становится трудноотличимой от самого Диониса[10][11] (на самом деле подчас это не борода, а потоки крови, льющиеся из отсечённой шеи).
- Чернофигурный килик, круг Леагра, ок. 520 г. до н. э., Национальная библиотека, Париж
- Краснофигурная ваза, ок. 460 г. до н. э.
- Серебряная дидрадрахма, ок. 520 г. до н. э., Британский музей
В более позднем искусстве, начиная с V в. до н. э., с приходом периода классики и вытеснением прекрасными олимпийскими богами прежних безобразных хтонических божеств голова Горгоны превращается в застывшее в агонии, но отличающееся чудесной красотой женское лицо, причем обычные волосы даже могли вытеснять традиционных змей. Все резкие пугающие черты лица-маски исчезают. Иллюстрацией тенденции ликвидации ужасного является случившаяся тогда же замена горгонейона на аттических монетах изображением богини Афины в профиль.
- Камея с изображением императора Августа. На груди — горгонейон. 14-20 гг. н. э.
Распространение
«Поднял, всего покрывающий, бурный свой щит велелепный,
|
В античности
В античные времена изображения Медузы были распространены: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, одежде, предметах обихода, оружии, инструментах, украшениях, монетах, фасадах зданий и проч. Эта традиция встречается у древних греков, римлян, а также этрусков[12].
Было принято украшать горгонейоном различные предметы интерьера — мозаичный пол перед входом, дверной молоток и прочее, чтобы отпугнуть входящее зло. Горгона изображалась на акротерии, у этрусков — на антефиксе при входе в храм.
Доспехи с горгонейоном:
- эгида Афины, она же эгида Зевса
- щит Агамемнона (по «Илиаде»)
- доспех Александра Македонского в знаменитой помпейской мозаике
В Причерноморье (на территории РФ и Украины) основные находки с горгонейоном — монеты и изредка украшения, как в античных греческих поселениях, так и в скифских курганах (в основном торевтика).
Христианские амулеты
Иконография головы Горгоны — характерная черта популярных византийских и древнерусских амулетов — «змеевиков», где она является изображением древнегреческого бога пресной воды "Тетиса" ,отцом которого является бог моря, входящий в водный пантеон бог Океан.
На амулете ярко выражена преемственность древнегреческого водного культа и культа Христа.Бог океан,так же изображён на иконографии "Крещение Иисуса Христа" .
Появившись в русской культуре в XI—XII вв., змеевики продолжают бытовать вплоть до XV—XVI вв. На лицевой стороне находилось изображение какого-либо христианского сюжета, например, Богородицы, Михаила-архангела, Бориса и Глеба, проч., и греческая надпись-молитва, а на оборотной стороне, прилегавшей к груди владельца и невидимой для окружающих, господствовали два восходящих к античности сюжета: отрубленная голова горгоны Медузы со змеями, вырастающими из неё, и змееногая прародительница скифов, также окружённая змеями.[13] Самый знаменитый из древнерусских змеевиков — «Черниговская гривна Владимира Мономаха». Эти артефакты являются свидетельством преемственности греческим культом воды, ново-зародившегося Христианства и его учений.
Новое Время
Голова Медузы в период классицизма и ампира, воскресившего античные мотивы, в том числе и этот, стала традиционным декоративным элементом, сопутствующим военной арматуре в украшении зданий и оград. К примеру, она является очень часто встречающимся мотивом в чугунном и кованном декоре Санкт-Петербурга[14], красуясь, в частности, на ограде 1-го Инженерного моста и решётке Летнего сада со стороны Мойки. Горгонейон можно встретить как в архитектуре этой эпохи, так и в отделке мебели и холодного оружия, например, на эфесах шпаг.
В 20 веке Горгонейон стал эмблемой дома Версаче.
- Мозаика Александра Македонского
- Медуза на напольной мозаике при входе в дом охраняла порог
- Змеевик: черниговская гривна
- Фрагмент «Фонтана Аполлона» в Мадриде, 1780—1803 гг.
См. также
- Горгона Медуза
- Талисман
- Апотропическая магия
- Голова Горгоны (неоднозначность)
- Змеевик (медальон)
Литература
- Levezow: Über die Entwicklung des Gorgonenideals in der Poesie und bildenden Kunst der Alten. Berlin, 1833
- Otto Hans Besig, Hans Besig. Gorgo und Gorgoneion in der archaischen griechischen Kunst
- J.Floren. Studien zur Typologie des Gorgoneion, Munster, 1977
- Русяева М. В. Горгонейоны на произведениях торевтики из скифских курганов // Боспор Киммерийский: Понт и варварский мир в период античности и средневековья. Керчь. 2002. С. 212—218
- P.Bastien. Egide, gorogoneion et buste imperial dans le monnayage romain.//NumAntCl9, 1980, p.247-283.
- M.Halm-Tisserant. Le gorgoneion, embleme d’Athena
- David A. Pendlebury. The Egyptianizing Origin of the Greek Gorgoneion
- Т. В. Николаева, А. И. Чернецов, Древнерусские амулеты змеевики. М., 1991.
Примечания
- Большой древнегреческий словарь
- Киньяр П. Страсть // «Секс и страх»
- Demonology of Ghosts? Sprites, Bogeys (P. 256)// Jane Ellen Harrison. Prolegomena to the Study of Greek Religion Princeton University Press, 1922. — 682
- Ковалева И. Миф: повествование, образ, имя
- George Dennis. The Cities and Cemeteries of Etruria. Vol. II. — J. Murray, 1878. — P. 48, 221, 432
- Льв Мильяненков «По ту сторону закона: энциклопедия преступного мира» — СПб. : «Дамы и господа», 1992
- Barry B. Powell. Homer and the Origin of the Greek Alphabet. — Cambridge University Press, 1996. — P. 213
- Эти археологические данные используют при попытках датировки текстов Гомера, который описывает горгонейон на щите Агамемнона
- P. G. Maxwell-Stuart. Studies in Greek Colour Terminology. — BRILL, 1981. — P. 141
- Вадим Михайлин. «Дионисова борода: Природа и эволюция древнегреческого пиршественного пространства» // «Неприкосновенный запас». — 2005. — № 5(43)
- . Кроме того, тип изображения глаз горгоны сходен с теми глазами, которые иногда отдельно рисовали на дне чаши, чтобы они смотрели на пьющих.
- Chapter V The Gorgoneion// Frederick Thomas Elworthy «The Evil Eye», 1895
- Часть третья: Двоеверие — 11-13 века Глава двенадцатая: Язычество в городском быту 11-13 веков // Рыбаков Б. А. Язычество древней Руси. — М: Наука, 1987. — 783 с.
- Военный декор петербургских мостов Архивная копия от 7 марта 2008 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 18-05-2013 [3208 дней] — история)