Герцог Спартанский
Герцог Спартанский (кафаревуса: Δοὺξ τῆς Σπάρτης, димотика: Δούκας της Σπάρτης) — титул учрежденный в 1868 году для обозначения наследного принца королевства Греция. Его правовой статус был исключительным, поскольку греческая конституция запрещала присуждение или принятие дворянских титулов греческим поданным. Следовательно, он в основном использовался за границей, и только иногда и неофициально в Греции.
Рождение наследного принца Константина (впоследствии короля Константин I) 2 августа 1868 года широко праздновалось в Греции, особенно потому, что имя наследника находило отклик в ромейской имперской традиции и ирредентистских устремлениях, воплощенных в «Великой идее»[1]. В результате в день крещения наследного принца 3 сентября по инициативе премьер-министра Димитриоса Вульгариса[1] его отец, король Георг I, издал указ, согласно которому Константин, как и любой будущий наследник греческой короны, должен был носить титул «герцог Спартанский»[2]. Однако, этот декрет противоречил статье 3 конституции Греции, которая прямо запрещала признавать иностранные дворянские титулы или присваивать их греческим поданным[3]. Эта традиция установилась уже во время греческой войны за независимость, хотя некоторые из её ведущих деятелей ранее носили такие титулы[4].
Это привело к бурным дебатам в парламенте, по наущению Тимолеона Филимона. Тогдашнее правительство поддержало этот декрет на том основании, что конституционное положение не распространяется на членов королевской семьи, но Филимон и другие возражали, что формулировка не делает никакого различия и что декрет, таким образом, нарушает Конституцию[1].
Указ был окончательно утвержден парламентом 29 сентября 1868 года при 98 голосах «за», 2 воздержавшихся и 26 «против»[1][3]. Тем не менее, использование титула «герцог Спартанский» в Греции позже было тихо прекращено[4]. Однако наследный принц Константин был известен на международной арене как «герцог Спартанский» с момента своего рождения и до восшествия на престол в 1913 году в течение 45 лет.
Это опять же привело к непониманию различными, вполне респектабельными изданиями того, что титул «герцог Спарты» был синонимом титула «наследный принц Греции», и таким образом титул время от времени вновь всплывал, но ни один из последующих наследных принцев Греции никогда официально не назывался так. Термин «диадох» (буквально «наследник»), который является функциональным описанием и не имеет никаких коннотаций дворянского титула, исторически использовался для обозначения положения наследника очевидного в целом, а не ограниченного греческим престолом.
Примечания
- Markezinis, Spyridon. Πολιτική Ιστορία της Νεωτέρας Ελλάδος (1828 - 1964). Τόμος Β′: Η Συνταγματική Βασιλεία, 1863 - 1909 : []. — Athens : Papyros, 1968. — P. 67.
- Royal Decree of 22 August/3 September 1868, published in ΦΕΚ 44/1868
- Rizo Rangabé, Eugène. Livre d'or de la noblesse phanariote en Grèce, en Roumanie, en Russie et en Turquie : []. — Athens : S. C. Vlastos, 1892. — P. VII (esp. footnote 1).
- Svolos, Alexandros I. Το Σύνταγμα της Ελλάδος. Ερμηνεία - Ιστορία - Συγκριτικόν Δίκαιον. Τόμος Α΄ : [] / Alexandros I. Svolos, G. K. Vlachos. — Athens, 1954. — P. 237.