Гадательные книги
Гадательные книги — памятники славянской книжности, служащие для предсказания будущего, определения судьбы[1].
Это в основном переводные произведения, заимствованные православными славянами из Византии (и в меньшей степени с Востока), а славянами-католиками — из Западной Европы. Генетическая связь славянских Гадательных книг с древнееврейскими, арабскими, греческими предсказательными сочинениями — свидетельство их древности как книжного жанра.
Общие представления о славянских гадательных книгах дают индексы отреченных книг XIV—XVII веков, включающие перечень «богоотметных и ненавидимых книг». Некоторые гадательные книги, упомянутые в индексах, до сих пор неизвестны (например, «Чаровник», «Волховник»). В индексы отреченных книг вносились не только названия сочинении, но и названия суеверных примет, не связанных с определёнными текстами (стенотреск, мышеписк, окомиг, ухозвон). Хотя эти книги представлены у славян относительно поздними списками (за исключением гадательных приписок к Псалтыри, известных с XI века, они не встречаются в рукописной традиции ранее XIII века), появление Гадательных книг правомерно рассматривать в русле формирования славянской переводной литературы (IX — первая половина X века).
Выделяются две группы славянских гадательных книг:
- прогностики — сборники предсказаний, примет с толкованиями относительно природных и физиологических явлений (Громник, Лунник, Трепетник и др.);
- книги, гадание по которым сопровождалось выполнением определённых действий (бросанием жребия) или вычислительных операций (Рафли, Планетник, Зверинец, Sortilegia). С этой группой текстов связаны гадания по Псалтыри (гадательные приписки на полях, «Число псалтырьно», «Гадания царя и пророка Давида»). В то же время Псалтырь может быть инструментом гадания (аналогично могут быть использованы любые книги Священного Писания, чаще всего Евангелие).
Книга «Чаровник» известна по индексам отреченных книг, где сказано, в частности, что она состояла из 12 глав. Судя по показанию индекса, это было сочинение по оборотничеству. Его описание в индексе обнаруживает близкое сходство со сведениями скандинавского «Круга Земного» о чародейских способностях Одина: «Один мог менять свое обличье. Тогда его тело лежало, как будто он спал или умер, а в это время он был птицей или зверем, рыбой или змеей и в одно мгновение переносился в далекие страны»[2][3].
См. также
Примечания
- Белова, Турилов, 1995, с. 487.
- Стурлуссон С. Круг земной. М., 1980. С. 14.
- Кобяк Н. А. Списки отреченных книг // Словарь книжников и книжности Древней Руси : [в 4 вып.] / Рос. акад. наук, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); отв. ред. Д. С. Лихачёв [и др.]. Л. : Наука, 1987—2017. Вып. 2 : Вторая половина XIV—XVI в., ч. 2 : Л—Я / ред. Д. М. Буланин, Г. М. Прохоров. 1989.
Литература
- Афанасьев А. Н. Процессы о колдунах и ведьмах // Древо жизни: Избранные статьи / Подготовка текста и коммент. Ю. М. Медведева, вступит. статья Б. П. Кирдана. — М.: Современник, 1982. — 464 с. — (Б-ка «Любителям российской словесности»). — 75 000 экз.
- Гадательные книги / Белова О. В., Турилов А. А. // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 787—491. — ISBN 5-7133-0704-2.